Археолог Николай Спижевой прибыл в Хабаровск |
|
В девяностые годы и начале двухтысячных он участвовал во многих научных экспедициях и экстремальных походах в низовьях Амура и Охотском море, став зачинателем научного и православного туризма.
Термины эти неофициальные, но отражают суть поиска и предприимчивости тогдашнего научного сотрудника Хабаровского музея археологии Спижевого, человека талантливого, смелого и с чувством юмора.
Когда его однажды спросили, что означает такая фамилия, Николай Евдокимович поведал байку про напившихся до беспамятства запорожских казаков, которых во сне порешили коварные турки, и когда подоспела русская подмога, наши ходили средь порубленных тел, проверяя, дышат ли казаки, и ежели спросонья кто-то посылал их подальше, радовались, мол, спит казак, значит живой.
Отсюда, дескать, и пошла фамилия Спижевой, но лингвисты в этом разуверили, пояснив, что Спиж по-польски означает бронза, что тоже звучит благородно.
Вот и стал Николай Евдокимович не только кузнецом и художником, но и археологом, музейных дел мастером и вообще умельцем в разных сферах краеведения и ремесел, подкрепив навыки вузовскими знаниями, дипломом профессионального художника-графика.
В экспедиционной деятельности Хабаровского отделении Русского географического общества он тоже оставил заметный след, заслужив авторитет у коллег.
А юбилей Николая Евдокимовича Спижевого отметили в минувший понедельник в Хабаровском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), где была и небольшая персональная выставка, и дружеское общение.
Удачи тебе, наш друг и романтик! И новых открытий!
Владимир Иванов-Ардашев,
фото автора.