В рамках Четвертого Дальневосточного МедиаСаммита, который прошел в Приморье 8 и 9 июня в кампусе Дальневосточного университета, прошло почти 100 тематических секций. Фото: Игорь Новиков, администрация Приморского края. |
|
Впечатления от него - разные. Организаторы старались, в этот раз пригласили множество официального народу - тут и губернатор Миклушевский (это традиционно), и полпред президента Трутнев, и пресс-секретарь МИДа Захарова… Был и губернатор Магаданской области, и представители крупного бизнеса вроде «Транснефти».
Ну и, конечно, представители журналистского сообщества, из которых хочется назвать председателя Союза журналистов Всеволода Богданова и издателя «Медузы» Ильи Красильщика. Был и главред «Эха Москвы» Венедиктов. Много народу было - около трех тысяч. Народу разного, преследовавших разные цели, не всегда, кстати, имеющие отношения к журналистике.
Сначала форум приветствовали официальные лица и говорили о своем: например, о том, что надо бы журналистам создавать образ Дальнего Востока. Привлекательный образ. Ну и о «новых вызовах» говорили: интернет, блоги, цифровые технологии…
Илья Красильщик сказал о другом: о том, что все СМИ можно разделить на два типа: первый - существующие сами по себе, у которых есть только читатели, от них и зависят, а второй - те, которые ориентируются на власть. Они получают от нее деньги и на нее ориентируются, а не на читателей.
«Я слушаю речи выступающих, и мне кажется проблема намного глубже, чем монетизация, потому что монетизация не берется из ниоткуда, - сказал издатель «Медузы». - Сначала нужно сделать что-то, что можно монетизировать.
Происходит очень интересная ситуация: профессия журналиста идет рядом с профессией пиарщика. Это очень страшно, так быть не должно.
Нет у журналиста задачи создавать образ Дальнего Востока в России и за рубежом. У нас есть наши читатели. Мы должны быть интересны нашим читателям.
Нельзя говорить, что медиа умирают. Медиа умирают, если делать неинтересные вещи, неинтересные для аудитории. Блогеры на YouTube живут, потому что им интересно с их аудиторией, а их аудитории интересно с ними».
Так что вывод ясен: сначала не быть скучными, стать интересными, писать интересно и о том, что интересует читателей, «рассказывать интересные истории», а потом уж думать о монетизации.
Чья задача «создать привлекательный образ Дальнего Востока»? Читателям, живущим на Дальнем Востоке, интересен не этот «образ», а жизнь на Дальнем Востоке.
Тем не менее официальные лица продолжили смешивать журналистику и пиар. На круглом столе «Брендинг дальневосточных территорий» один из выступающих говорил, что надо лично общаться с жителями других регионов и приводил пример, как он звонил жителю, кажется, Воронежа, своему знакомому, спрашивал, что он знает о Чукотке, рассказывал, какие есть замечательные программы, какие там льготы, какая зарплата - и житель европейской части России задумался…
Правда, рассказчик не сказал своему знакомому, какие на Чукотке цены…
И уж точно «рассказывать лично» жителям европейской части России - не задача дальневосточных журналистов. И вообще не задача журналистов.
Забавно выглядел и круглый стол «Что ждет бизнес от СМИ». Там были представители довольно мощных компаний - например, «Транснефти», и сначала они, грубо говоря, «гнули пальцы», какие они крутые и как плохо для них и о них работают журналисты.
Журналисты многократно и аргументировано возразили, что это бизнесмены не понимают специфики, например, телевидения, а после вопроса с журналистской стороны: «А разве «Транснефть» - это бизнес? Это же госкомпания!» - вспыхнули аплодисменты, и понты бизнеса как-то увяли.
Журналисты сказали: мы не учим вас, как инвестировать, ну и вы не учите нас, как и что нам писать. А представитель «Бизнес-ФМ» объяснил, чего именно хочет бизнес от СМИ. Одним словом: бизнес хочет халявы, то есть чтобы о них писали бесплатно.
Как на это отвечать? Существует четыре варианта.
Первый: «Мы открываем новый магазин/новое предприятие, напишите об этом бесплатно!» Отвечать следует: «В коммерческий отдел!»
Второй: «У нас тут нашли просроченную колбасу, напишите бесплатно, какие мы хорошие!» Ответ: «В коммерческий отдел!»
Третий: «На нас тут наехали правоохранители/конкуренты, напишите об этом бесплатно!» Ответ тот же самый: «В коммерческий отдел!»
И только четвертый вариант, когда бизнес делает какой-то социальный проект, об этом следует писать бесплатно. Ну и, конечно, ликвидация стихийных бедствий - тут деньги брать грешно, да их никто и не требует, наоборот, журналисты ездят, снимают, показывают, пишут - только сообщите, пригласите, проблем нет!
На Медиасаммите было около ста дискуссий, круглых столов, мастер-классов и так далее - за два дня всего, так что выбрать было можно любому по своим интересам - порой разорваться хотелось, тем более что от нашей редакции на Медиасаммите было только двое, третья в командировку внезапно уехала.
Интересным было (как всегда) выступление медиаюриста Галины Араповой о новых законах, что теперь нельзя и что можно при таких-то условиях.
Интересной была дискуссия о российской публицистике, где нашу газету привели как успешный пример.
На протяжение всех двух дней проходил фестиваль фильмов «Человек и море». Было отдельное направление молодежной журналистики - и тоже в течение всего времени форума. Были и другие темы и направления: последние тренды блогосферы, digital-маркетинг, фактчекинг, PR для стартапов, возможности социальных медиа и другие актуальные вопросы развития отрасли.
Завершился Медиасаммит подведением итогов и концертом.
Марина Завадская,
«Арсеньевские вести», 14.06.17