В субботу 28 числа ездил в посёлок Солнечный на местный бардовский фестиваль. Солнечный - большой посёлок городского типа, по-сути небольшой городок. Даже родилось в голове определение: город поселкового типа - сокращённо "гпт". В настоящее время я специально не езжу на песенные фестивали - дорого время. Но если проходит какой-нибудь слёт по пути концертного маршрута, то стараюсь заезжать. В этот раз фестиваль порадовал. Увидел знакомые лица и приятных людей. Атмосфера семейная. Все трезвые. Не как в приморье летом. Участники исполняли одну-две песни. Я не заискиваю на массовых мероприятиях - играю первое попавшееся без желания кому-то угодить. Как правило из нового. И будь, что будет. В этот раз начал с длинного вступления про фильм и перешёл к песне "Если б я мог". Кто-то даже из зала крикнул "Браво", но после каждодневных сольных выступлений на грани фола, хоть цветами закидай - безразличным стал. Благодарю из вежливости, имея в виду, что завтра опять провалюсь, как вчера. Сегодняшний короткий звёздный миг не унести с собой, и он просто так не станет постоянным правилом. Следом играл "Зримое и скрытое". В конце выступления мне предложила одна женщина принять участие в вокальном конкурсе, который будет аж в мае. Дожить ещё надо. А сейчас надо ехать. После Солнечного по плану путь в обратном направлении по трассе до Хабаровска. Во время составления графика три села мне ответили отказом. Я пишу очерки о поездках, и одна читательница меня попросила заехать как-нибудь в её родное село Джонка - ей интересно, что я напишу про него. Связывался с селом, но обнаружились трудности, несовместимые с проведением концерта: концерт возможен только бесплатный (районный центр в Троицком требует какие-то бумаги для проведения платных выступлений), протяжённая подъездная дорога, и только за плату мне вызовут такси, а ночевать мы вас не пустим. Уровень гостеприимства подводит меня к выводу, что они не заинтересованы в проведении концерта. Звонил в другое село Большая Картель - отказали сразу. Как мне объяснили в соседнем Гайтере, они знают, что люди не придут, и не хотят быть в неудобном положении перед артистом. Договаривался с Селихино, но через какое-то время они отменили концерт из-за каких-то своих мероприятий. Чем крупнее село - тем труднее с ним договориться.
В конечном итоге договорился с селом Лидога на воскресенье 29 октября. В мае месяце уже выступал в Лидоге, и концерт тогда прошёл довольно неплохо, когда мы подсуетились перед началом, но в этот раз я допустил ошибку, посчитав, что второй концерт тоже должен пройти хорошо. Никогда нельзя надеяться на повторную удачу, ибо раз на раз не приходится. Концерт в Лидоге был запланирован на следующий день после фестиваля в Солнечном. После фестиваля я раздумывал, куда податься на ночь: напроситься к кому-нибудь здесь в Солнечном, или заночевать в Комсомольске, до которого час на автобусе, а утром ехать в Лидогу. Решил ехать в Комсомольск в отдалённый северный район Дзёмги к друзьям, которые всегда хорошо меня принимают. Но сейчас уже понимаю, что от тепла и комфорта надо было отказаться, и ехать после Солнечного сразу в Лидогу заранее, провести там две ночи в ДК. Нечего думать, что в деревнях люди придут на концерт просто потому, что выходной воскресный день - надо на месте преодолевать трудную ситуацию, которая сама не разруливается в таких местах. Нельзя полагаться на организаторов, потому что никто толком не умеет проводить анонсы. И я начинаю склоняться к мысли, что будни - более удачное время для концертов.
В итоге проволынил и прибыл в Лидогу за полтора часа до концерта - запас времени критический. Шёл пешком с трассы. Не успел даже перекусить за этот день, а надо ещё как-то собирать аудиторию и отстраивать оборудование. Пасмурный день нагонял тоску. Закрыта школа. Никто не встречает. Собралось десяток детей младших классов, которые бегали в округе. Пока отстраивался, они лезли с вопросами и рассматривали всё, что выставлено на сцену. Приятно, что многие дети меня узнавали - то ли с прошлого раза запомнили, то ли афиши читали. Я их несколько раз посылал звать старших на концерт, и они возвращались без результата. Дети проявили самый живой интерес, задавали множество вопросов и просили автограф. "Мы знаем, вы очень популярны", "а у нас есть тоже такой диск", "вы старше моей мамы", "вы похожи на ребёнка". Значит сегодня будет концерт для детей с недетским репертуаром. Жизнь ставит всевозможные задачи. Когда расставлял стулья, я придвинул их поближе к сцене, но дети перебрались вообще вплотную. Старый проектор, с которым еле справились в прошлый раз, не смогли одолеть в этот, и выступление проходило без иллюстраций. Во время концерта детей приходилось постоянно просить не залезать на сцену и возвращаться на свои места. Хотя в целом удалось с ними найти общий язык, но беготни и шума не избежать с такой публикой. Дети любят внимание к ним, понимают только добрые слова. И можно с ними вести диалог:
- Следующая песня будет про жизнь в интернате. Все знают, что такое интернат? Как туда попадают?
- Потому что родители пьют!!!
Дети знают про интернат. Концерт длился час, и они остались довольны. Потом бегали за бумагой и ручкой, чтобы унести с собой памятный автограф.
Следом после Лидоги - село Джари. Село Троицкое и село Джари фактически образуют одно большое село с населением 5,5 тыс. Расположены эти два сросшихся поселения на половине пути от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре на правой стороне Амура. Улицы крест-накрест, многие дороги асфальтированы. Троицкое является районным центром нанайского района, и местный отдел культуры диктует условия проведения концертов во всём районе. Платные выступления можно проводить, только если вы рекомендованы управлением культуры. Для этого нужно предоставить соответствующие документы. Иногда в подобных случаях спрашивают наличие музыкального образования. Если вы сами по себе, то вам откажут проводить платный концерт. Бесплатный - пожалуйста. В Троицком повсюду развешаны афиши цирка с ценой билета. Помня рассказы о поведении заезжих артистов ростовых кукол, мне не совсем понятна логика культурных чиновников, которые ставят препятствия для проведения выступлений авторов-исполнителей, в большинстве которые не имеют музыкального образования. Но зато циркачам можно, которые могут устроить пьянку и дебош после отработанного дня. Я, конечно, не цирк с документами - только паспорт в наличии. Деревень в крае огромное множество, и мне проще проехать мимо те места, где предпочитают больше пьяный цирк. Но в Джари живут знакомые люди, ради которых я еду. Один из них - Константин Мактович Бельды, пожилой человек, член союза писателей. Звонил мне не один раз, спрашивал, когда приеду. Познакомились мы с ним в прошлом году летом во время этно-круиза "Наследие Мангбо" - плавали по амурским деревням с творческими коллективами, везде проводили представления, музыкальные, танцевальные номера и даже спектакль-сказку ставили на сцене. Константин Мактович был с нами. Заплывали в том числе в Троицкое-Джари. Спустя полгода, зимой я как-то участвовал в юбилее джаринского музыкального коллектива "Илга Дярини". Константин Мактович тоже был в числе зрителей. Рад был его увидеть. Ещё там был один местный священник отец Евгений - он мне запомнился своим обаянием. Лояльность к нанайской культуре, которая включает в себя шаманские обряды, со стороны православного священника есть признак большого великодушия. Он даже потом вышел на сцену и зачитал весёлый стишок. Всё, я решил тогда ехать через полгода в Джари и обязательно позвать отца Евгения на свой концерт. Он был и сам не против.
Концерт запланирован был на вторник 31 октября. Я приехал в понедельник, и у меня был день в распоряжении перевести дух. У школьников начались каникулы с этой недели, и это отрицательный фактор для проведения выступлений. В селе всего две школы - начальная в Джари, где учатся 4 класса, и средняя общеобразовательная в Троицком. Во вторник утром я посетил обе. В джаринской мы собрали детей, которые посещают кружки - их было человек 10-15 - и я сделал для них анонс, сыграл "Сенкурэ". Сотрудники тоже заинтересовались. В школе в Троицком детей не было, и я выступил перед педсоветом школы - в классе сидели порядка 30 взрослых человек. Сделал такой же анонс, но из них никто потом не пришёл. Напрашиваются две основные причины: взрослое сельское население, не имеющее прямого отношения к культуре, в принципе на концерты не ходит, либо расстояние в два километра до джаринского клуба считается здесь слишком далёким. Возможно, причина в том и другом: ценность посещения концерта с учётом дороги туда и назад не превышает важности вопросов насущных. Мне периодически говорят об этом, что у людей дела домашние: растопка печи и прочее хозяйство. Какой ещё концерт?
Отстройка - самое волнующее время перед выступлением. Сколько придёт людей? Всё ли было сделано? Не подведёт ли оборудование? Будут шуметь, или не будут? Записывать или не записывать звук и видео? Во время отстройки зрительный зал оккупировал рабочий народ - по всей видимости местные рыбаки. Им выдавали зарплату. Я маячил в это время на сцене, и меня просили что-нибудь сыграть. Отвечал им подождать немного до начала концерта. Но судя по этим людям, среди которых были такие, от кого несло спиртным, не останется ни один из них. Людей рассчитывали за вахту и спрашивали каждого, поедет ли на следующий год. Мужики ждали своей очереди, расслабившись на креслах, зачитывали со смартфонов плоские шутки и разговаривали друг с другом. Сегодня будет гулянка. На стенах клуба висят описания нанайских фамильных родов с большими эмблемами "тамга" в виде иероглифов. Один предложил, хлопнув по плечу: "Вам надо сделать наколки такие же." Получив деньги, одни уходили, другие приходили, и всё это длилось вплоть до начала, когда стали собираться зрители. Всего было порядка 15 человек. Были дети с начальной школы, несколько сотрудников и другие приглашённые люди. Проектора не было - сломан. Константин Мактович пришёл с небольшим опозданием - это был единственный мой знакомый в зале. Атмосфера была тёплая, концерт длился полтора часа, хотя сыграно было всего 18 песен. Если не считать детей, все досидели до конца. Потом было интервью женщине-журналисту, которая, по всей видимости, была проездом в Троицком и зашла на концерт. Часто спрашивают про музыкальное образование, которого у меня нет. Много народу не пришло - слабо оповещали. Первый раз в жизни от совета ветеранов мне дарят цветы - куда их мне? Потом подарил их участнице нанайского ансамбля. Отметили, что я стал лучше петь "Бэбэкэ", чем в том году. Некоторые песни для меня неестественны, и нужно много практики, чтобы их хорошо петь.
После концерта была репетиция нанайского поющего коллектива. Одна участница после репетиции сказала, что пришла бы на мой концерт, если бы знала про него - слабо оповещали. Посоветовала мне ещё кого-нибудь в подмогу брать себе. Да кто со мной потащится! Но по её словам, они время от времени всем ансамблем ездят за свой счёт на различные праздники выступать, когда приглашают, и им это нравится, это интересно.
Утром уходил на автобус, чтобы выехать в следующее село. По пути вижу - отец Евгений с собакой. Обрадовался. Он меня заметил, подошёл и тоже меня вспомнил. Про концерт вчерашний тоже не знал. Прошли до остановки, и я успел ему подарить два диска. Случайных встреч не бывает.
Фотогалерея 1:
Фотогалерея 2: