После обострения российско-американских отношений и сокращения персонала дипломатических миссий США в России американские визы стали выдавать лишь в Москве, но теперь в данном вопросе налицо прогресс. На вопрос о том, будет ли возобновлена выдача виз во Владивостоке и если да, то когда, Энтони Годфри ответил (встреча с журналистами прошла в Генеральном консульстве США во Владивостоке, общение шло на русском):
- Да, и скоро! Когда посол Хантсман приехал в Россию, он понимал, что мы должны найти гибкий подход к этому вопросу. Вчера он объявил, что уже на следующей неделе и в Санкт-Петербурге, и в Екатеринбурге, и во Владивостоке возобновляется визовая работа.
В силу вышеобозначенной нехватки консульских кадров эта работа будет менее результативной, чем раньше. Приоритет будет у располагающих вескими причинами попасть в Штаты (лечение, учеба и т. п.). Но все желающие по-прежнему могут подавать заявления на визы в соседних странах - в той же Южной Корее.
- Мы хотим, чтобы все, кто хочет посетить Соединенные Штаты, имели эту возможность, - заявил г-н Годфри. - Контакты между людьми, культурными группами, друзьями - это тот балласт, который успокаивает наши отношения, когда политические сильно колеблются.
Напряжение в межгосударственных связях коснулось не только виз. Так, некоторое время назад власти Владивостока выкорчевали бетонные блоки, много лет стоявшие перед генконсульством на Пушкинской (мотивировав этот шаг, естественно, не политикой, а тем, что блоки будто бы мешали движению).
- В дипломатической практике принимающая сторона отвечает за безопасность дипломатических миссий, - сказал по этому поводу Годфри. - Мы считаем, что бетонные блоки дали еще <дополнительную> защиту против некоторых типов террористических актов. Я знаю, что ведется разговор с местными властями, чтобы защищать наше генконсульство, и надеюсь, что местные власти согласятся с тем, что стоит давать больше защиты нашему генконсульству. Считаю, что те бетонные блоки - это очень эффективный и довольно дешевый способ защиты.
Из Владивостока Энтони Годфри отправился на Сахалин. Встреч с оказавшимися столь занятыми руководителями регионов его поездка не предусматривает. В планах - знакомство с культурными, политическими, экономическими деятелями Дальнего Востока, беседа с представителями ExxonMobil (американская компания, участвующая в нефтегазовом проекте «Сахалин-1»). Заместитель посла надеется, что Джон Хантсман еще приедет на Дальний Восток и познакомится с губернаторами.
- У него есть мандат от президента, от государственного секретаря налаживать хорошие, тесные, продуктивные связи с руководством Российской Федерации, - сказал Годфри о своем патроне. - Он уже очень хорошо начал. Он встречался с господином министром Лавровым, с министром Шойгу, он нашел открытые двери не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В той же мере господин посол Антонов (с августа - посол России в США. - Ред.) находит открытые двери в Вашингтоне. Господин посол Хантсман уверен, что только с открытыми контактами, прямыми разговорами мы можем лучше понимать друг друга и как-то поднимать уровень доверия между нашими странами, которое сейчас находится на очень низком уровне, к сожалению.
Отвечая на вопросы о КНДР, Энтони Годфри выразил надежду на то, что войны на Корейском полуострове не будет, но оценил обстановку как «очень серьезную».
- Это серьезный вызов для всего международного сообщества. Соединенные Штаты и Российская Федерация вместе работают через Совбез ООН и усиливают режим санкций, чтобы показать начальству КНДР, что их действия опасны для всех нас. Я уверен, что государственный секретарь Тиллерсон и министр Лавров будут обсуждать и этот вопрос, когда встретятся в Вене. Как говорит посол Хантсман, наши союзники и партнеры - и наши, и ваши - более спокойны, когда Россия и Америка работают вместе над этими большими проблемами.
Касательно «двойной заморозки» (инициатива Китая и России, суть которой в том, что КНДР прекращает ядерные испытания, а США и Южная Корея - совместные учения) г-н Годфри заявил, что международное сообщество не может поощрять КНДР и ее опасное поведение.
- Ситуация в КНДР очень серьезная, и я знаю, что госсекретарь Тиллерсон уже призвал Россию к более тесному сотрудничеству в соблюдении санкционного режима, который принимал Совбез ООН, - считает Годфри. - Требуется единый подход к этому вопросу со стороны не только Соединенных Штатов и Российской Федерации, но и Китая, Южной Кореи, Японии. Здесь я бы хотел затронуть один, я знаю, больной вопрос для многих россиян. Это вопрос ракетной обороны (вероятно, имеются в виду заявления российских официальных лиц, включая министра обороны Шойгу, выражающие тревогу по поводу возможного усиления японской ПРО, в том числе с помощью США. - Ред.). Я не понимаю, как люди, которые живут в этом районе, могут сказать другой державе в регионе, как, например, Японии, что они не должны защищаться от возможного ракетного удара?
Годфри отметил успехи США и России в Сирии:
- Есть зоны деэскалации, где уже три месяца <наблюдается> значительное уменьшение насилия - это за счет нашей работы вместе. Каналы между нашими военными экспертами эффективно работают. Даже когда бывают серьезные разногласия между нашими лидерами, эти каналы остаются открытыми. Это один из тех вопросов, по которым мы можем найти общий язык с Россией и показать нашим партнерам и союзникам, что, когда мы хотим решить важный, сложный вопрос и когда мы хотим делать это вместе, мы можем найти какое-то положительное решение.
В части Донбасса все не так радужно: Годфри заявил, что «вопрос Украины - очень сложный», и привел слова посла Хантсмана о том, что «выход из санкций идет через украинский вопрос». Тем не менее заместитель посла выразил оптимизм, хотя и сдержанный, по поводу отношений США и России:
- Американская внешняя политика не очень меняется с новыми президентами, но в этот раз, я бы сказал, больше обычного. Президент Трамп уже сказал, что он хочет найти общий язык с президентом Путиным, они на прошлой неделе имели очень успешный плодотворный разговор.
Олег Васильев,
«Новая газета во Владивостоке», №419, 7.12.17