Генеральный консул США во Владивостоке Майкл Кийс |
|
Когда Аляска входила во владения России, ее столицей был город Ново-Архангельск (ныне - Ситка). Теперь главный город штата Аляска - Джуно. С 1992 года он связан с Владивостоком отношениями побратимства (или «сестринства», если учесть, что по-английски породнившиеся города называют sister cities).
«Я встречался с представителями ассоциаций городов-побратимов, просил их и мэров городов обратить внимание на возможности развития этих отношений, обменяться планами мероприятий на 2018 и 2019 годы с российскими коллегами, чтобы попытаться расширить возможности двустороннего участия россиян и американцев в культурных мероприятиях, - сообщил Кийс. - Думаю, что побратимские отношения между Владивостоком и Джуно могут быть улучшены. Эти отношения сильно зависят от людей, которые непосредственно ими занимаются, и совершенно не обязательно отражают отношения между Москвой и Вашингтоном. Мне известно, что у Владивостока неплохие отношения с другим американским побратимом - Сан-Диего (штат Калифорния. - Ред.). Хотел бы, чтобы подобные отношения были выстроены и с Джуно».
Немалый потенциал Майкл Кийс видит в сфере студенческих обменов.
«Я встречался с представителями университета Аляски и рекомендовал им обратить внимание на Дальний Восток, чтобы увеличить число российских студентов, которые могли бы учиться на Аляске и даже получать стипендию от штата. С моей точки зрения, студенческие обмены должны быть двусторонними. Это дает долговременные выгоды, которые выходят далеко за пределы учебы, способствуя установлению более тесных деловых контактов. Когда российский студент с Дальнего Востока приезжает на Аляску, он платит за учебу столько же, сколько резидент Аляски. Это очень важный момент, потому что обычный студент из другой страны платит гораздо больше».
Генеральный консул считает, что большие перспективы имеются у таких транспортных маршрутов, как российский Северный морской путь и Северо-Западный проход (морской путь из Атлантического океана в Тихий через Канадский Арктический архипелаг):
«Думаю, объем перевозок пассажиров и грузов через Берингов пролив будет увеличиваться. Регион «открывается», в нем становится меньше льдов. Уже появились туристические маршруты. Сотрудники береговой охраны в Анкоридже и Джуно рассказывали мне о том, как они сотрудничают с российскими коллегами в деле охраны природных ресурсов, спасения жизней, предотвращения катастроф. Не будет преувеличением сказать, что у Северо-Западного прохода и Северного морского пути - большое будущее».
С другой стороны, активизация арктического судоходства несет определенные угрозы коренным народам Севера и их традиционному образу жизни. Майкл Кийс считает, что проблемы российских и американских аборигенов Крайнего Севера носят преимущественно общий характер:
«Киты и моржи не знают, что такое национальные границы, и если на одной стороне возникают проблемы с этими ресурсами, они отражаются на коренных народах с другой стороны. Важно, чтобы коренные народы, живущие на обоих берегах Берингова пролива, чаще встречались между собой, обменивались данными о передвижении белых медведей, моржей, китов. Коренное население по обеим сторонам пролива связано общей историей, культурой, кровью. Важно делать все возможное с американской и российской сторон для того, чтобы безвизовые поездки представителей этих народов друг к другу продолжались и становились чаще».
«Администрация США считает, что ухудшение российско-американских отношений не в интересах ни одной из сторон», - заявил Майкл Кийс, выразив надежду на то, что «дно» уже достигнуто и дальнейшего роста напряженности в отношениях РФ и США не последует. «Мы продолжаем искать способы уменьшить трения между нашими странами, способы сотрудничества там, где это возможно. Наши торговые отношения находятся не на столь высоком уровне, на каком они могли бы находиться. Санкции будут по-прежнему сохраняться в таких секторах, как энергетика, финансы, оборонный сектор, пока Россия полностью не имплементирует Минские соглашения. Но в других секторах, которые не находятся под санкциями, возможны продуктивные деловые связи. Людям, с которыми я встречался в США, я говорил, что существуют хорошие возможности для сотрудничества с Дальним Востоком России в таких областях, как лесная промышленность, сельское хозяйство, рыбная промышленность, судостроение, возобновляемые источники энергии», - говорит Кийс.
После обострения российско-американских отношений и сокращения персонала дипломатических миссий США в России американские визы для россиян некоторое время оформлялись только в Москве, но с декабря эта работа возобновилась во Владивостоке. «Во Владивостоке сейчас время ожидания собеседования значительно меньше, чем в Москве, - отмечает Кийс. - Если вы зайдете на сайт travel.state.gov, то увидите, что среднее время ожидания визового собеседования во Владивостоке составляет 21 день, а для студентов - восемь. Мы надеемся, что в будущем время ожидания уменьшится. Основная проблема в том, что сейчас в консульстве работает меньше людей. Тем не менее спрос по-прежнему существует. Мы постараемся сделать все возможное, чтобы число граждан России, получивших визы США, росло. Между россиянами и американцами гораздо больше того, что их объединяет, нежели того, что их разъединяет. Как генеральный консул я буду делать все возможное для развития сотрудничества между гражданами США и России».
Егор Кузьмичев,
«Новая газета во Владивостоке», №426, 1.02.18
*окраины