На примере МАПП Пограничный: Автобусы с детьми вновь застряли!
На примере МАПП Пограничный: Автобусы с детьми вновь застряли!
Что предпочтительнее в экономической перспективе Приморья: перевалка угля, грузовой транзит, массовый вывоз леса и водных биоресурсов на экспорт, или въездной туризм? За истекший месяц в экономике Приморского края происходили события, могущие иметь далеко идущие последствия.
 
И речь даже не об уголовном преследовании руководства группы «Сумма», контролирующей Дальневосточное морское пароходство, торговый порт Владивостока и другие внушительные активы.
 
На пике общественного внимания и политических решений оказались перевалка угля в приморских портах с перспективными проектами строительства новых угольных терминалов, ограничительные меры по вырубке липы в Уссурийской тайге, но и такая, казалось бы, «мелочь», как работа автомобильных погранпереходов.
 
На примере МАПП Пограничный, где накануне праздничных выходных дней Уссурийская таможня совместно с погранслужбой и руководством самого перехода провели пресс-тур и брифинг, на котором объяснили, что в предстоящие дни «пиковых» нагрузок проблем с простоем грузо- и пассажироперевозчиков на переходе избежать не удастся. И ведь, как в воду глядели: не удалось! Автобусы с детьми вновь застряли!
* * *
 
Понятно, что работа стивидорных копаний по перевалке угля - не просто прибыльна для них, но важна для внешнеэкономических связей государства в целом. Однако жителям Приморья приходится дорого за это расплачиваться: угольные терминалы беззастенчиво загрязняют нашу с вами окружающую среду - пляжи, море, поселки и города. Чего стоит одна только Находка, где вопрос об угольной пыли, которой регулярно засыпаются жилые кварталы с детсадами, школами и больницами, был поднят на традиционной «прямой линии» Владимира Путина с регионами России.
 
Тем не менее, президент поручил лишь усилить контроль за состоянием экологии вблизи от угольных терминалов, да принять меры к ограничению наносимого экологии ущерба…
 
Также активные дискуссии возникли вокруг требований ограничить вырубку медоносной липы: с одной стороны машут флагами экологи, с другой - лесопромышленники края, утверждающие, что все эти требования суть происки зарубежных конкурентов, которые, дескать, стремятся вытеснить нашу древесину с китайского рынка, заполнив нишу своей липой, которой им не жалко.
 
Но это - на текущий момент. А если представить себе не такое уж далекое будущее? Лесное браконьерство и серо-контрабандный экспорт леса-кругляка процветают - несмотря на все заявления об их пресечении-ограничении и непримиримой борьбе всех ответственных госструктур с этими незаконными деяниями…
 
Новая перевалка угля в Находке - с поездов на грузовики, и через город - в порт.
Новая перевалка угля в Находке - с поездов на грузовики, и через город - в порт.

Новая перевалка угля в Находке - с поездов на грузовики, и через город - в порт.
Новая перевалка угля в Находке - с поездов на грузовики, и через город - в порт.

Новая перевалка угля в Находке - с поездов на грузовики, и через город - в порт.
Новая перевалка угля в Находке - с поездов на грузовики, и через город - в порт.

* * *
 
Контрабанда в Приморском крае вообще давно стала отдельным видом «коммерческой деятельности» не только для дельцов «теневого рынка», но и для госслужащих. В таможне и других контрольно-надзорных органах на контрабанде традиционно «окормляются» должностные лица, формируя целые кланы, а то и династии.
 
Выявляемые и пресекаемые факты контрабанды, «серого» импорта или экспорта, на самом деле лишь подчеркивают масштабы этого сектора «теневого рынка», а уголовные дела в отношении должностных лиц носят скорее показательный характер, чем являются результатом системной борьбы с коррупцией в рядах таможенных и смежных госструктур.
 
И вышеупомянутый МАПП Пограничный, где на протяжении двух последних лет на взятках попадались начальник смены и начальник поста, может служить показательным примером. Поскольку парочку взяточников выявили и задержали, а поток псевдотуристов, т.н. «помогаек», вывозящих товарные партии груза под видом беспошлинного личного багажа в разрешенных законом объемах, только возрастает.
 
О чем совершенно открыто и заявили на брифинге 25 апреля все три ответственных лица: глава Уссурийской таможни Николай Лощинин, начальник таможенного поста МАПП Пограничный Анатолий Бобошко и ВРИО начальника ОПК (отдела пограничного контроля) «Пограничный-автомобильный» Павел Кирсанов.
 
Помимо вполне объективных причин - низкой пропускной способности погранперехода, недостатка площадей и оборудования для оформления лиц, пересекающих границу, сам начальник Уссурийской таможни Николай Лощинин отметил (цитата): «Ни для кого не секрет, что есть такие «туристы», которые чуть ли ни ежедневно пересекают границу с грузом. Мы обязаны выяснить, что за коммерческий груз перевозится. Часто выявляет товары, запрещенные или ограниченные к ввозу. Отмечу, что в последнее время увеличилось количество административных дел, составленных на физических лиц, перевозящих грузы через границу для третьих лиц. За три месяца 2018 году составили 588 дел об административных нарушениях. Более 300 пришлось на физических лиц». (Источник: https://ussurmedia.ru/news/688467/)
* * *
 
Речь как раз о тех самых пресловутых «помогайках», постоянный рост объема незаконной деятельности которой отмечает начальник Уссурийской таможни. Между тем, те же лица на том же брифинге для СМИ, неоднократно отмечали, что дополнительные проблемы на переходе создают т.н. «заказные», а не рейсовые автобусы с туристами, движение которых ограничивается, да и не мешало бы еще сократить, особенно в дни «пиковых нагрузок».
 
Но очевидно, что обычным, а не «так называемым» туристам, гораздо комфортнее ездить именно на «заказных» автобусах турфирм. По той простой причине, что рейсовые возят пассажиров от автостанции до автостанции - в Приморье это Владивосток, Уссурийск и сам поселок Пограничный, а на китайской стороне город Суйфэньхэ.
 
«Помогайкам» с их внушительным багажом это удобно: их и на посадку доставят, и встретят по прибытию те самые «заинтересованные третьи лица». А как быть обычным туристам, тем более - если едут группы детей на какие-то организованные мероприятия?
 
Им необходимо обеспечить трансфер от автостанции до места размещения, а потом - по местам мероприятий тура и экскурсий. И, если говорить о детских группах числом в сто детей и более, то нетрудно себе представить, какие это повлечет дополнительные сложности и расходы организатору и сопровождающим: использовать «заказные» автобусы все равно придется, только это уже будут автобусы китайских туроператоров и перевозчиков, которые на этом дополнительно заработают за счет российских туристов.
* * *
 
Могут ли не понимать таких нюансов трое ответственных лиц, собравшихся на брифинге - Лощинин, Бобошко и Кирсанов?
 
Могут ли не оценивать эту ситуацию сотрудники департамента туризма администрации Приморского края во главе с Константином Шестаковым, особо тщательно контролирующие детские тургруппы, или филиала ФБУ «Росавтотранс», во главе с Игорем Коневым, всегда ратующее за приоритет прохождения границы рейсовыми автобусами, невзирая на состав пассажиров?
 
Могут ли все вышеназванные должностные лица не понимать того простого и очевидного факта, что такими действиями они как раз и отдают приоритет оформления пересечения государственной границы тем самым «так называемым, туристам», для багажа которых к рейсовым автобусам прицепляют дополнительные короба-фургончики, и которых они же потом столь тщательно проверяют, выявляя с их стороны многочисленные нарушения и возбуждая административные производства?
 
Ведь фактически у рейсовых автобусов, зачастую полупустых, основные пассажиры - это «помогайки» с грузом, но их значительно больше, чем «заказных» с обычными туристами, а то и с детьми.
 
Но работа пункта пропуска со всеми его службами организована так, что «груженые помогайки» занимают больше времени при оформлении и контроле, и поездка на рейсовом маршруте не гарантирует быстрого пересечения границы, а просто туристы, едущие отдыхать по плановым турам или на заранее спланированные мероприятия вроде детских фестивалей, томятся на обочине, поскольку движение ЗА пределами МАПП никто не регулирует.
 
Заранее спланированные мероприятия вроде детских фестивалей, сначала томятся на обочине, поскольку движение ЗА пределами МАПП Пограничный никто не регулирует
Заранее спланированные мероприятия вроде детских фестивалей, сначала томятся на обочине, поскольку движение ЗА пределами МАПП Пограничный никто не регулирует

 
И водители рейсовых автобусов с «коробами»-прицепами, просто внаглую блокируют и оттирают конкурентов с дороги. И туристы вынуждены либо ждать, либо ехать на рейсовых вместе с «помогайками», получая за свои деньги лишние неудобства, причем их же деньги достаются не российским, а китайским предпринимателям и, в итоге, бюджету КНР.
 
* * *
 
Так и выходит, чего не коснись - российские чиновники вольно или невольно, но действуют в интересах не своей страны, а сопредельного Китая. Экономика которого и без того опережающими темпами растет, в том числе и за счет наших, российских, ресурсов - включая в госорганах контрабанду и коррупцию, являющиеся тоже своего рода «ресурсом», причем действенным и эффективным.
 
Не для России и Приморья, не для нас с вами, а для узкого круга заинтересованных лиц, в худшем случае включившихся в коррупционные схемы, а в лучшем - просто формально относящихся к своим прямым обязанностям.
 
И беда в том, что наши чиновники готовы на годы вперед жертвовать ресурсами России и Приморья: засоряя воды и пляжи углем, варварски добывая и продавая лес и рыбу, морепродукты, таежные дикоросы, искусственно сдерживая развитие туристической отрасли, краевого рекреационного потенциала и возможности зарабатывать деньги, не губя, а сохраняя наши уникальные моря, реки, леса, пляжи, природные, исторические, культурные памятники!
 
На всем этом туристическая отрасль могла бы зарабатывать деньги Приморью и России, сберегая нашу природную и культурную среду, развивая курорты, национальные парки, исторические памятники.
 
На деле же россиянам, приморцам остаются лишь пыль, щепки, отходы, руины... Богатым иностранным соседям - все, что можно дорого продать, украв при этом побольше. Может, поэтому у нас и нет в казне денег на новые современные пункты пропуска, на оборудование для них, на хорошие дороги к ним? Нам пыль, а соседям - экономический рост и процветание.
 
Виктор Булавинцев,
г. Владивосток.
 
VestiRegion.ru, 21.05.2018 г.
http://vestiregion.ru/2018/05/21/zhitelyam-primorya-pyl-shhepki-otxody-a-zarubezhyu-ekonomicheskij-rost-i-procvetanie/