Как отреагирует руководитель ТФОМС ЕАО Ольга Писарева? Аппарат ФОМС увеличивает затраты на себя любимого, но экономя на всем остальном, получает солидный профицит (часть денег, собранных, но не израсходованных по прямому назначению)
Как отреагирует руководитель ТФОМС ЕАО Ольга Писарева? Аппарат ФОМС увеличивает затраты на себя любимого, но экономя на всем остальном, получает солидный профицит (часть денег, собранных, но не израсходованных по прямому назначению)
Вышедшая буквально на прошлой неделе в местных СМИ информация о намерениях чиновников областного управления здравоохранения заняться проблемами епархиальной больницы немало удивила. Судите сами: проблем в государственной медицине ЕАО столько, что решить хотя бы большую их часть, я думаю, в ближайшие пять-десять лет не удастся. Нужны деньги, время, а главное, квалифицированные управленцы. Ни второго, ни третьего у нас, к сожалению, нет. Зато появились дополнительные деньги.
 
Казалось бы, уже хоть что-то можно начинать исправлять в угробленной медицине ЕАО. Но вместо этого нам вдруг начинают рассказывать о проблемах епархиальной больницы, на содержание которой государство не должно нести расходы.
 
У этой больницы есть право работать в системе ОМС, то есть людей там принимают по полисам обязательного медицинского страхования. Это должно приносить основную часть дохода больнице, как любому другому, в том числе, и государственному медицинскому учреждению.  Ну а остальное - дело Епархии. Церковь в нашей стране, если я не ошибаюсь, отделена от государства и чиновникам негоже лезть в ее дела, если только они не преследуют какие-то, мягко выражаясь, негосударственные интересы.
 
С чего вдруг начальник управления здравоохранения господин Жуков так озаботился нехваткой медицинских кадров в епархиальной больнице? Разве его не должно, в первую очередь, беспокоить практически полное отсутствие врачей, например, в областной поликлинике? Что-то я не слышала выступлений господина Жукова в прессе по поводу областной поликлиники. Разве его не должно мучать, лишать сна и аппетита то, что вместо врачей там теперь принимают пациентов фельдшеры? Разве дополнительно выделенные по поручению президента РФ средства не должны работать в том числе и на улучшение ситуации с кадрами в государственной областной поликлинике?
 
Я не против того, чтобы помогать епархиальной больнице, но только если у управления здравоохранения ЕАО денег столько, что хватит и на государственную, и на негосударственную медицину. А их, к сожалению, не столько. Тем не менее, в последнее время мы наблюдаем, как «распыляются», «таят», исчезают президентские миллионы, а здравоохранение ЕАО при этом продолжает свое стремительное падение.
 
Складывается впечатление, что господин Жуков и его подчиненные озабочены только одним: поисками негосударственных структур, учреждений, организаций, в которые можно «поместить» государственные деньги, реализовав таким образом свои негосударственные интересы. Или это только мое личное впечатление? Только мне кажется, что у нас в управлении здравоохранения царит откровенный «бардак»?
 
Нет, не только мне! И не кажется, а так и есть. Это подтверждают результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой ЕАО в четвертом квартале 2018 года.
 
Примерно год назад господин Жуков докладывал Министерству здравоохранения РФ о том, что буквально в течение месяца проблема с бесплатными и льготными лекарствами в области будет решена, что никаких отложенных рецептов на получение бесплатных лекарств и лекарств с пятидесятипроцентной скидкой не будет. Все льготники начнут получать лекарства в полном объеме и в установленный законодательством срок.
 
На самом же деле в течение 2018 года сохранялась тенденция к росту количества льготных рецептов, по которым население области не могло получить в аптечных организациях ЕАО лекарственные препараты бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой.
 
Если верить данным, которые представляло управление здравоохранения правительства ЕАО, на отсроченном обеспечении на конец 2017 года числились семьдесят рецептов, а на конец первого полугодия 2018 года уже пятьсот семьдесят рецептов.  
 
То есть, больше пятисот человек не могли получить бесплатные и льготные лекарства своевременно. Но это, повторяю, данные самого управления здравоохранения.  А вот выводы Контрольно-счетной палаты ЕАО:
 
«1.4.5. Количество отложенных рецептов, отраженных в мониторинге регионального обеспечения населения ЕАО лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, представленном управлением здравоохранения в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на 30 июня 2018 года, по сравнению с данными учета государственного предприятия ЕАО «Фармация» (без учета других аптечных организаций, участвующих в обеспечении лекарственными препаратами) указано недостоверно, а именно: занижено на одну тысячу сто двадцать шесть рецептов».
 
Это что же получается? В конце первого полугодия 2018 года не могли получить лекарства больше полутора тысяч жителей ЕАО? Больше полутора тысяч человек не имели возможность получать полноценное, гарантированное им Конституцией бесплатное лечение? То есть вот таким образом, скрывая от московского руководства реальное положение дел с бесплатными лекарствами в ЕАО, господин Жуков реализует президентскую программу по увеличению продолжительности жизни населения области? Для чего это делается?
 
Если я правильно понимаю для того, чтобы скрыть тот факт, что объемы финансирования расходов на оплату лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, в 2018 году были меньше заявленной потребности на 32,6 %, то есть почти на двадцать девять миллионов рублей!
 
Образно выражаясь, губернатор-экономист, преследуемый «манией» экономии средств, выделяет все меньше и меньше денег на здравоохранение, а дипломированный врач Жуков, дававший когда-то клятву Гиппократа, вместо того, чтобы, используя прежде всего силу убеждения, активно «лечить» манию губернатора, напротив, покорно исполняет все его прихоти и, между прочим, способствует таким образом активному развитию его болезни - «мании» экономии, которая в скором времени, я думаю, приведет к резкому уменьшению продолжительности жизни населения.
 
Но «бардак» в здравоохранении выражается не только в необоснованном снижении финансирования, а и в том, как расходуются выделяемые деньги. В 2016-м году, принимая на должность первого заместителя по лечебной части не имеющую медицинского образования госпожу Шафорост, Валерий Жуков объяснял: она хорошо разбирается в госзакупках, в проведении конкурсов и аукционов. Она, мол, нужна для того, чтобы навести порядок с госзакупками в управлении здравоохранения. Прошло уже почти полтора года.
 
Читаем информацию Контрольно-счетной палаты ЕАО:  
 
«В ходе контрольного мероприятия установлены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
 
… победители и единственный участник запроса котировок, не представившие управлению здравоохранения выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки, полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, уклонившимися от заключения контрактов не признаны, и с ними заключены государственные контракты».
 
Говоря простыми словами, с поставщиками, которые не предоставляют на конкурс обязательные документы, подтверждающие, что их организации являются действующими, что они, например, не находятся в стадии банкротства или ликвидации, управление здравоохранения не имело права заключать контракты на поставку лекарственных или других медицинских товаров. А оно заключило, грубо нарушив законодательство.  
 
Или вот еще одна любопытная цитата:  
 
«… управление здравоохранения в первом полугодии 2018 года не осуществило организацию размещения заказа на оказание аптечными организациями ЕАО услуг по хранению и отпуску лекарственных препаратов для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком…
 
Вышеуказанное нарушение может привести к риску отказа аптечными организациями от льготного обслуживания населения и необеспечению граждан ЕАО социально-значимыми товарами (лекарственными препаратами).
 
Кроме того, передача лекарственных средств осуществлена управлением здравоохранения в первом полугодии 2018 года без правоустанавливающих документов, что может повлечь риск утраты переданных лекарственных препаратов и (или) их незаконное использование».
 
Получается, что грамотный специалист Шафорост наводит какой-то свой - особый порядок в сфере госзакупок, а также с заключением контрактов. Лекарства передаются без сопровождающих документов, значит, можно не вести учет их реализации? И вообще, на каком основании их можно реализовывать?
 
Управление здравоохранения правительства ЕАО, как мне кажется, не отдает в полной мере себе отчет в том, что от таких его действий зависит здоровье, а нередко и жизнь десятков тысяч человек, проживающих в нашей области, в том числе детей и стариков.
 
Потакая, видимо, маниакальному стремлению губернатора экономить, управление здравоохранения позволяет себе нецелевое использование бюджетных денег.
 
Например, Контрольно-счетная палата ЕАО указывает на нецелевое использование управлением здравоохранения средств в сумме один миллион семьсот тридцать три тысячи шестьсот рублей, предназначенных на приобретение льготных лекарств и иных изделий медицинского назначения.
 
Из этой суммы один миллион шестьсот восемьдесят одна тысяча шестьсот рублей, в нарушение утвержденного постановлением правительства ЕАО Порядка льготного обеспечения, по государственному контракту для областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» приобретен препарат для диагностики больных туберкулезом, применяемый в стационарной медицинской помощи.
 
Данный препарат не входит в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой.  
 
Я допускаю, что чиновникам управления здравоохранения, большинство из которых, если я не ошибаюсь, никакого отношения к медицине не имеют, медиками по образованию не являются, трудно понять, что, во-первых, не авральное, не мелкими и от кого-то «откушенными кусочками», а своевременное и в полном объеме обеспечение необходимыми лекарственными препаратами «Противотуберкулезного диспансера» непременно способствовало бы повышению качества лечения больных туберкулезом, увеличению продолжительности их жизни и, соответственно, снижению смертности от этой болезни в ЕАО, во-вторых, недопоставка в аптеки бесплатных лекарств более, чем на полтора миллиона рублей - это цена жизни сотен, если не тысяч жителей ЕАО.
 
Но господин Жуков - врач! Он то понимает, что, обеспечивая больных туберкулезом, кстати, с большим, как правило, опозданием лекарствами за счет огромного числа людей, нуждающихся в бесплатных и льготных лекарствах, он спасает не этих людей, и не больных туберкулезом, а себя на хорошо оплачиваемой должности.
 
«Средства областного бюджета, использованные по нецелевому назначению, должны быть использованы на приобретение лекарственных средств, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой и в том числе повлиять на снижение количества необслуженных льготных рецептов для региональных льготников.  
 
По данным нарушениям Контрольно-счетной палатой ЕАО в соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлены 2 протокола об административном правонарушении от 16.10.2018 № 2, 3».
 
Сомневаюсь, что штрафы, которые обычно устанавливаются судом в качестве наказания за административные правонарушения, чиновники всегда оплачивают из собственных средств. Во всяком случае, по судебным решениям только в 2017 году управление здравоохранения заплатило из областного бюджета более двухсот пятидесяти тысяч рублей, в том числе, - говорится в информации Контрольно-счетной палаты ЕАО, -  на возмещение морального вреда - двести тысяч рублей, на возмещение судебных издержек - пятьдесят тысяч семьсот рублей, что, по мнению аудиторов, не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств.
 
Наверное, многие согласятся с тем, что господину Жукову сегодня надо заниматься наведением порядка как в своем управлении, в частности, так и в областной государственной медицине в целом, а не рассказывать нам о том, что он озабочен состоянием негосударственной медицины и собирается помогать епархиальной больнице в поиске кадров для нее и обновлении медицинского оборудования.
 
Не хочется в следующем Акте Контрольно-счетной палаты ЕАО по результатам проверки деятельности областного управления здравоохранения читать о том, что на деньги, предназначенные для закупки бесплатных и льготных лекарств, или дорогостоящих препаратов для больных туберкулезом, чиновники управления приобрели какие-то медицинские изделия для епархиальной больницы. Такое ведь тоже может быть. Учитывая особенности характера губернатора ЕАО, в нашей области может быть то, чего вообще не может быть.
 
Пример: в ходе проведения экспертизы проекта закона ЕАО «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Еврейской автономной области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Контрольно-счетная палата установила, что этим проектом предусмотрены бюджетные ассигнования в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на уплату страховых взносов на обеспечение страхования неработающего населения меньше расчетной потребности:
 
- на 2019 год - на 279 миллионов 86 тысяч 800 рублей, или на 25,0%;
- на 2020 год - на 418 миллионов 316 тысяч 100 рублей, или на 36,1%;
- на 2021 год - на 377 миллионов 103 тысячи рублей, или на 31,3%.
 
То есть прокуратура области подает в суд иски, доказывает, что нормативы оказания медицинской помощи в ЕАО сильно занижены, требует привести их в соответствие с нормативами, установленными Федеральной Программой госгарантий, для чего необходимо увеличить финансирование ФОМС из регионального бюджета, а губернатор на действия прокуратуры даже не реагирует. Наоборот, он с каждым годом это финансирование снижает. Прокуратура же, в свою очередь, не реагирует на отсутствие реакции губернатора. Результат: по сути, отсутствие качественной и доступной населению медицинской помощи, а также крайне низкие зарплаты медицинских работников.  
 
В то же самое время Контрольно-счетная палата, проанализировав расходы на содержание аппарата управления территориального фонда ОМС ЕАО за период 2015-2018 годов, пришла к выводу, что эти расходы ежегодно увеличивались. В 2016 году затраты на содержание чиновников ТФОМС по сравнению с 2015 годом увеличились на один миллион четыреста восемьдесят девять тысяч семьсот рублей, (на 3,9 %). В 2017 году по сравнению с 2016 годом - на два миллиона восемьсот сорок девять тысяч сто рублей, (на 7,3 %). В 2018 году по сравнению с 2017 годом - на один миллион триста двадцать тысяч пятьсот рублей, (на 3,2 %).
 
А в наступившем 2019 году расходы на содержание аппарата управления территориального фонда ОМС ЕАО увеличатся по сравнению с утвержденными показателями ушедшего 2018 года на семь миллионов двести три тысячи рублей, (на 16,7 %). Из них расходы на выплату персоналу государственных внебюджетных фондов увеличатся на один миллион семьсот семьдесят одну тысячу сто рублей и пять миллионов четыреста сорок три тысячи девятьсот рублей пойдут, якобы, на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.  
 
Странная, на мой взгляд, вырисовывается картина: врачи, средний медицинский персонал, - те, кто непосредственно оказывают медицинскую помощь гражданам по полисам обязательного медицинского страхования, отрабатывая таким образом взносы организаций, граждан и бюджета в ФОМС, о повышении зарплат последние три-четыре года только мечтают. А те, кто собирает деньги в ФОМС и распределяет их, повышают себе зарплаты ежегодно.
 
На вопросы медиков о выполнении майского Указа президента о повышении заработной платы врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу отвечают: денег нет. При этом Контрольно-счетная палата констатирует профицит бюджета ФОМС на 1 октября 2018 года в сумме двести десять миллионов шестьсот девяносто четыре тысячи шестьсот рублей.  
 
Вы только представьте себе: областной бюджет перечисляет в ФОМС значительно меньше денег, чем реально требуется, аппарат ФОМС при этом увеличивает затраты на себя любимого, но экономя на всем остальном, получает солидный профицит (часть денег, собранных, но не израсходованных по прямому назначению)! Представили? А теперь сами ответьте на вопрос: на те деньги, которые остаются (если остаются) в ФОМС, может ли население рассчитывать на получение качественной медицинской помощи?
 
Ответили? А теперь, мне кажется, надо попросить правоохранительные органы отреагировать на все вышеизложенное, а также на то, что мною не озвучено в данной публикации, но озвучено в Акте Контрольно-счетной палаты ЕАО, составленном по результату контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в четвертом квартале 2018 года. Тем более, что этот документ был направлен в прокуратуру Еврейской автономной области.  
 
Неэффективное, нецелевое и незаконное использование бюджетных средств не может не стать объектом пристального внимания областной прокуратуры и следственного комитета. Хотя, к сожалению, в нашей области может быть то, чего вообще не может быть.
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №2