Мэр Северо-Курильского городского округа Александр Серебряков |
|
Как должна работать бюрократиада
Обычно, прежде чем данный отчет утвердить, он должен пройти достаточно длинную цепочку контроля от начала разыгрывания аукциона до появления на свет конечного продукта (в виде пригодных дорог) и оплаты за выполненные работы.
Сначала контроль осуществляет непосредственно подрядная организация внутри своей структуры. Далее, в процессе выполнения работ, к контролю подключается заказчик. После выполнения работ комиссия заказчика принимает результат этих работ на предмет выполнения требований и условий заключенного контракта. В комиссию входит группа специалистов, имеющих высокие зарплаты (так как работают в районе Крайнего Севера).
Затем все эти результаты контроля и проверок перепроверяют областные структуры. И лишь после визитов всех многочисленных контролеров, получающих заработную плату за счет денег налогоплательщиков, поставленных именно для того, чтобы эффективно расходовались деньги тех же самых налогоплательщиков (а это мы с вами), если у этих контролеров не возникнет претензий к качеству и объемам работ, происходит окончательный расчет с подрядной (строительной) организацией.
И, казалось бы, при таком контроле и «муха не проскочит», но местная система «заградотрядов», как и любая система в современной России, имеет свои исключения. И вот, как эти исключения работают в отдельно взятом районе Сахалинской области, а именно в удаленном городе Северо-Курильске на острове Парамушир.
Несмотря на небольшое население Северо-Курильска, всего около 2400 человек, он носит гордое название «город». Как и в любом городе России, в нем есть целый мэр, вице-мэр, аппарат администрации, различные отделы, целая контрольно-счетная палата и даже местное Собрание депутатов.
Депутатов в городе аж 15 человек, и у этих депутатов есть свой председатель собрания с доходом в 3 млн рублей в год, у которого есть свой секретарь и пять депутатских комиссий по разным вопросам, наделенные правом контроля.
И если, вы, читатель, уже выдохнули и подумали, что это все в структуре административного управления работает на благо населения славного города Северо-Курильска, то вы глубоко заблуждаетесь.
Хотя и прошло уже без малого 100 лет после публикации стихотворения В. Маяковского «Бюрократиада», оно актуально и в наше время. Кто из читателей не помнит, мы приведем несколько строк из него:
С угрозой выдвинув пики-перья,
закованные в бумажные латы,
работали канцеляристы,
когда в двери бумажка втиснулась:
«Сокращайте штаты!»
Без всякого волнения,
без всякой паники
завертелись колеса, канцелярской механики.
Один берет,
Другая берет.
Бумага взад.
Бумага вперед.
По проторенному другими следу
через замзава проплыла к преду.
Пред в коллегию внес вопрос:
«Обсудите! Аппарат оброс».
Все в коллегии спорили стойко.
Решили вести работу рысью,
немедленно избрали тройку.
Тройка выделила комиссию и подкомиссию...
закованные в бумажные латы,
работали канцеляристы,
когда в двери бумажка втиснулась:
«Сокращайте штаты!»
Без всякого волнения,
без всякой паники
завертелись колеса, канцелярской механики.
Один берет,
Другая берет.
Бумага взад.
Бумага вперед.
По проторенному другими следу
через замзава проплыла к преду.
Пред в коллегию внес вопрос:
«Обсудите! Аппарат оброс».
Все в коллегии спорили стойко.
Решили вести работу рысью,
немедленно избрали тройку.
Тройка выделила комиссию и подкомиссию...
Кто не помнит этот стих из школьной программы, советуем его прочитать, а мы возвратимся к нашему любимому городу Северо-Курильск.
Как ни борется наш президент В.В. Путин с раздутыми штатами государственных структур на всех уровнях власти, на местах, в частности в г. Северо-Курильске, все происходит в точности наоборот. И вот как...
Как работает эта «бюрократиада»
Администрация Северо-Курильского городского округа учреждает различные муниципальные предприятия, такие как: МКП Северо-Курильского городского округа «Автодор», МКУ «Служба административно-технического обеспечения и благоустройства», ОАО «Управляющая компания-служба Заказчика», МП «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа»
На муниципальных предприятиях администрация не останавливается и в «довесок» утверждает еще и муниципальные бюджетные учреждения: МБУ «Дом Культуры Северо-Курильского городского округа», МКП «Издательство газеты «Северо-Курильский рыбак», МБУ «Северо-Курильский краеведческий музей», МБОУДО «Детская Школа Искусств г. Северо-Курильска Сахалинской области», МБДОУ «Детский сад «Северянка», г. Северо-Курильска Сахалинской области», МБОУ «СОШ г. Северо-Курильска Сахалинской области», МБУК «Северо-Курильская городская библиотека».
Все перечисленное - это не просто муниципальные предприятия и учреждения. За каждым из них стоит какой-то руководитель, заместитель руководителя, заместитель заместителя руководителя, главный бухгалтер, главный инженер, главный специалист и много других главных по различным вопросам. После главных идут старшие, и только после старших идут простые работяги.
Так вот, на 2400 жителей славного чудо-городка (из которых 200 детей дошкольного возраста, 250 школьников, порядка 800 человек пенсионеров, больше половины из которых не работающих) в сухом остатке получается около 1150 человек работоспособного возраста, почти 300 из которых, так или иначе, работают в городской администрации или учрежденных ею муниципальных предприятиях и учреждениях.
Поскольку, из одной тысячи горожан выбрать 300 человек на «хлебные» должности очень непросто, то администрация Северо-Курильска вполне может назначить на них и каких-либо родственников, и угодных и преданных ей людей. Может?
По такому же принципу руководители всяких МП и МУ так же могут подбирать себе в штат самых преданных - хоть всю свою родню... Могут?
В результате кадровых расстановок, предположим, что может получиться не администрация Северо-Курильского городского округа, а некая родовая община Северных Курил с многочисленными кланами, такими как Серебряковы, Овсянниковы, Косоноги, Тутовы, Ерощевы, Юрьевы, Вышинские, Сизово-Никифоровы, Котенко и т.д. Может?
Между прочим, Серебряков Александр Александрович - мэра города Северо-Курильска, его супруга - администратор городской бани, которая находится в составе МП «ТЭС». У супруги есть родная сестра, и она, скорее всего, находится в прямом подчинении своей сестры, и принимает в кассу деньги с посетителей бани...
А есть еще Овсянников Александр Сергеевич - вице-мэр города Северо-Курильска. Супруга - была руководителем МБУ «Дом культуры». Потом, правда, по представлению прокурора, ей пришлось уйти с поста руководителя, но ушла она на должность зама, а кто там так ударно управляет Домом Культуры? Не она ли? А мама ударно трудится на другом муниципальном предприятии и с неплохой заработной платой, ну и папа, соответственно, тоже ударно работает у муниципалов.
Есть Максим Павлович Косоног - возглавляет он отдел ЖКХ, капитального строительство ГО и ЧС и без отрыва от работы - руководит северокурильской территориальной избирательной комиссией. Его супруга - директор библиотеки.
Имея такие яркие примеры родни на бюджете, все остальные «младшие по рангу муниципалы» по примеру главных и старших, похоже, могут делать то же самое...
Даже ранее известный беспартийный борец за справедливость, а ныне ярый коммунист, депутат шестого созыва Собрания и периодически исполняющий обязанности за отсутствующего в отпусках под 150 дней в году председателя Собрания Северо-Курильского городского округа Леонид Котенко, не успев получить должность и.о. директора музея, буквально через несколько дней принял в музей на работу свою жену и невестку.
И такое в Северо-Курильске сплошь и рядом, местные жители прекрасно понимают, что и про кого еще можно написать в этой статье.
В итоге получается, что вокруг администрации все свои - родные?!.
А тогда возникает вопрос: «Насколько будет эффективна система контроля в Северо-Курильском городском округе, если от низа до верху все родственные души?»
Но вернемся к началу статьи.
О новой дороге из глины
Итак, Собрание Северо-Курильского городского округа утвердило отчет об исполнении бюджетных ассигнований средств дорожного фонда Северо-Курильского городского округа в 2018 году. Докладчиком данного отчета была Тутова Ольга Николаевна, которая возглавляет комитет по управлению муниципальной собственностью.
Всю сумму дорожного фонда за 2018 год героически освоило муниципальное казенное предприятие «Автодор», где 100% учредителем является все та же администрация, а Тутова в силу своих полномочий по управлению муниципальной собственностью является, по сути, «хозяйкой» дорог.
Вот и получается, сами себе назначили подрядчика, сами сделали, сами у себя приняли и сами себе заплатили деньги за выполненную работу. Потом сами отчитались перед родственными душами - депутатами за проделанную работу... Ведь почти половина депутатов тоже работают в муниципальных предприятиях.
И все бы ничего, но нас интересуют следующие вопросы: неужели множество местных контролеров не видели, как при ремонте объездной автомобильной дороги от ЦРБ до порта - на что тратятся государственные деньги, когда их ноги вязли в жидкой глине на дороге, когда вместо песчано-гравийной смеси дорогу завалили глиняной кашей?
После такого ремонта бывшая дорога стала проходимой только для танков. Неужели, принимая такую дорогу и оплачивая 11 млн рублей за эту работу даже рука не дрогнула подписывать акт о том, что к качеству дороги нет замечаний?
Задавая все эти вопросы, мы имеем ввиду вот что: 13 ноября 2018 года был заключен муниципальный контракт №2018/68 с МКП «Автодор». Предмет контракта звучал так «Ремонт объездной автомобильной дороги от ЦРБ до порта (через гараж МП ТЭС) в Северо-Курильске». У жителей Северо-Курильска эта дорога называется «Дорогой через Магаданку».
Судя по техническому заданию, подрядчик МКП «Автодор» должен был уложить слой в 15-30 см песчано-гравийной смеси по всей ширине и длине дороги, установить в качестве дренажа две пластиковые трубы диаметром не менее 350 мм, вырыть и обустроить кюветы по обочинам дороги, а выбранную из кюветов землю вывезти за 4 км.
Мы же смогли воочию увидеть, что сделали с дорогой в Северо-Курильске.
На текущий момент, после зимнего периода, вместо песчано-гравийной или щебеночно-песчаных смесей, толщиной 15-30 см (ГОСТ 23735-2014), из которой должна быть отсыпана дорога - какая-то каша - «глиняная смесь». |
|
Делал ли заказчик какой-либо контроль или экспертизу при приемке и испытании дороги? И где можно посмотреть на эти документы? |
|
Еще под дорогой должен проходить трубопровод, в техзадании он указан из «труб безнапорных муфтовых из полиэтилена, диаметром не менее 350 мм». А по факту, торчат, похоже, бывшие в употреблении металлические трубы. |
|
А где кюветы, про которые указано в техзадании, что они должны быть шириной 1 метр и глубиной 0,7 метра? |
|
Завезли и уложили на дорогу вместо песчано-гравийной смеси - какую-то глиняную грязь, толщиной гораздо ниже заявленного в контракте. Вместо новых пластиковых труб уложили две старые ржавые железные трубы невесть откуда взявшиеся. Накопали канав вместо обустройства кювета, а землю свалили там же, даже не удосужившись вывезти.
Несмотря на все перечисленное и предполагаемое нами несоответствие работ заявленному качеству, комиссия администрации во главе с Тутовой О.Н. и членами приемной комиссии: Овсянниковым А.С., Косоногом М.П., Москалевым В.В., Бреус А.А., от подрядчика присутствовал директор Юрьев Д.С. - 30 октября 2018 года подписали акт приемки выполненных работ без единого замечания с формулировкой: «При осмотре объекта установлено: работы выполнены в объеме и сроки, предусмотрены муниципальным контрактом, в соответствии с локальным сметным расчетом и техническим заданием. Заказчик к качеству и объемам работ претензий не имеет. Объект готов к приемке».
Вот так родственные души - специалисты-контролеры с немаленькими зарплатами приняли дорогу, которая с трудом годна для проезда внедорожной техники. А пешеходы в резиновых сапогах вряд ли пройдут по ней, не потеряв резиновую обувь.
Зато Ольга Тутова бодро отчиталась перед народными избранниками о 100% выполнении данного контракта, а народные избранники дружно подняли руки при голосовании. Как так? Где же та самая бюрократиада?
Интересно заметить, что данная дорога хоть и была «отремонтирована» в рекордные сроки - 17 (!) дней, но не побила личный рекорд по осваиванию бюджетных средств, как самой администрации, так и рекорд строительства МКП «Автодор».
Рекордные сроки по строительству, сдачи и оплаты были установлены за год до строительства этой пресловутой дороги, после прохождения тайфуна «Санву».
Напомним, тогда, 26 декабря 2017 года между администрацией Северо-Курильского городского округа и все тем же МКП «Автодор», в лице мэра Серебрякова А.А. и и.о. директора Люлькина И.С., был заключен договор, предметом которого было выполнение работ «Аварийно-восстановительные работы по объекту: Пункт временного пребывания безнадзорных животных». Стоимость - 2,5 млн рублей.
Техническим заданием были предусмотрены следующие виды работ: «ремонт хозяйственного модуля, включающего в себя полностью внутренние ремонтные работы по замене линолеума, плинтусов, замена окон, обшивка стен ЛДСП, замена всех дверей и т.д. со всеми сопутствующими работами; ремонт модуля для содержания животных; установка нового забора и сварочной панели «найлоф медиум», а также установка ворот и калиток заводского исполнения; восстановления водоснабжения и энергоснабжения, кабеля связи и пожарной сигнализации; восстановление благоустройства, включая засыпку все тогой же песчано-гравийной смеси в объеме 150 куб.м, а сверху на эту песчано-гравийную смесь должна ложиться готовая щебеночно-песчаная смесь объеме 150 куб.м; восстановление системы видеонаблюдения».
Зачем мы так подробно об этом пишим? Да к тому, что все эти работы были «на бумаге», похоже, выполнены - через один день. 27 декабря 2018 года подписан акт приемки, а 28 декабря 2018 года все работы были оплачены. Так?
Несмотря на то, что «по бумагам» все работы выполнены, и деньги за эти работы заплачены, даже через два года после выполнения контракта на «собачатнике», как его называют местное население - «конь не валялся». Есть только акт на бумаге, что все работы выполнены, и что эти работы стоят 2,5 миллиона.
Как видно на этих примерах, отчеты администрации о 100% освоении денежных средств, при молчаливом согласии «большой муниципальной семьи Северо-Курильска» перетекают из одного кармана в другой, а может быть у них он и вообще общий…
Считаем, что правоохранительные органы обязательно должны разобраться с таким положением дел в отдельно взятом городе Северо-Курильске.
Илья Иванов.