«Постановление о возбуждении уголовного дела и соответствующие материалы поступили в прокуратуру Хабаровского края нарочным в 10 часов 30 минут 07.12.2009 года. Их изучение показало, что решение о возбуждении уголовного дела является незаконным, необоснованным, немотивированным и преждевременным, то есть не соответствующим требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, ст. 140, 144, 146 УПК РФ. Неполнота проверки выражается в следующем.
Так, при судебно-медицинском освидетельствовании несовершеннолетних следственным органом перед экспертом поставлен всего один вопрос. В частности, эксперту поручено выяснить имеются ли у несовершеннолетних телесные повреждения, если да, то какова их локализация и степень вреда здоровью. Других вопросов, направленных на выяснение механизма образования телесных повреждений, перед экспертом не ставилось. Обстоятельства образования у несовершеннолетних телесных повреждений, изложенные Басовым В. В., не проверялись. Также это существенное обстоятельство не выяснялось и при опросе несовершеннолетних.
Кроме того, при опросе несовершеннолетних не устанавливалось, с кем они проводили время до встречи с Басовым В. В., не выяснялась возможность получения ими телесных повреждений как до встречи с Басовым В. В., так и во время ее.
Иных очевидцев происшествия, кроме самих несовершеннолетних, следственным органом не установлено. Надлежащих мер в этом направлении не предпринято.
В собранных материалах отсутствовали данные, свидетельствующие о том, что Басов В. В. применял насилие к несовершеннолетним либо угрожал им применением насилия. Несовершеннолетние потерпевшие имели реальную возможность не только покинуть автомобиль, жилое помещение, но и сообщить о случившемся посредством телефонной связи, доступ к которой у них не был ограничен.
Объяснения несовершеннолетних о том, что Басов В. В. в автомобиле демонстрировал им веревку (шнурок) и обещал задушить, то есть угрожал убийством, также не имеют объективного подтверждения, так как при производстве осмотра квартиры Басова В. В., принадлежащего ему автомобиля, а также его личном обыске веревка (шнурок) не обнаружена.
При таких обстоятельствах возбуждение уголовного дела по п. ч. 3 ст. 131 и п. ч.3 ст. 132 УК РФ было явно преждевременным. Решение о возбуждении уголовного дела принято по неполным материалам проверки.
В связи с этим в 13 часов 00 минут 07.12.2009 года постановление о возбуждении уголовного дела по п. «а» ч. 3 ст. 131 и п. ч. 3 ст. 132 УК РФ в отношении Басова В. В. отменено прокурором Хабаровского края. Материалы возвращены на дополнительную проверку. При этом категоричных утверждений об отсутствии в действиях Басова В. В. признаков преступлений, предусмотренных п. ч. 3 ст. 131 и п. «а» ч.3 ст.132 УКРФ, не делалось. Кроме того, следственному органу альтернативно предложено рассмотреть вопрос о наличии в действиях Басова В. В. состава преступления, предусмотренного ст. 134 УК РФ.
При изучении материалов уголовного дела также установлено, что задержание Басова В. В., в порядке ст. ст. 91 — 92 УПК РФ не основано на нормах действующего законодательства.
Согласно ст. 449 УПК РФ прокурор задержанный по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, за исключением случая задержания на месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления его личности.
Из протокола задержания Басова В. В. следует, что он задержан в связи с тем, что потерпевшие указали на него, как на лицо, совершившее преступление, а также в связи с тем, что на нем, его одежде, при нем и в его жилище обнаружены явные следы преступления, то есть основания, указанные в п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 91 УПК РФ. Следовательно, Басов В. В. не был застигнут при совершении преступления либо непосредственно после его совершения.
Поскольку задержание Басова В. В. явно не соответствовало требованиям действующего законодательства, 07.12.2009 года постановлением заместителя прокурора Хабаровского края Дьяконовой Л. В. Басов В. В. освобожден из ИВС МОБ УВД по г. Хабаровску.
Принятие прокурором решения об отмене постановления о возбуждении уголовного дела в случае его обжалования не приостанавливает проведение следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Хабаровскому краю полной, объективной и всесторонней проверки, с целью устранения выявленных недостатков и принятия, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 145 УПК РФ, законного, обоснованного и мотивированного решения, а также осуществления в отношении виновного лица уголовного преследования и применения к нему необходимых мер процессуального принуждения.
Однако до настоящего времени следственным органом законное решение не принято, уголовное преследование виновного лица не осуществляется».
(Опубликовано с сокращениями).
«Приамурские ведомости», № 189
.