Сейчас, когда на Дальнем Востоке, как и по всей стране, обсуждают поправки к проекту новой Конституции РФ, многие предлагают придать Дальневосточному федеральному округу особый статус. Но это иллюзия, ибо никакого особого статуса территориям не предоставят. Что, в общем-то, и логично для централизованного государства.
 
Но была в истории «красной» России и осуществленная затея, хотя и вынужденная, это «буферное» государство – Дальневосточная республика. И как бы ни умаляли ее масштаб и значимость, это было именно государство со всеми атрибутами государственности – столицей, правительством, флагом, вооруженными силами и прочим.
 
Обычно считают, что ДВР была в спешке провозглашена в апреле 1920 года, после трагических событий в Николаевске-на-Амуре и для предотвращения войны с Японией. Но это упрощенный взгляд, ибо разговоры в Кремле о необходимости создания некоего «буфера» на востоке страны начались еще в январе 1920 года, когда готовились к войне с Польшей, и югом российского Дальнего Востока из тактических соображений можно было пожертвовать.
 
В советские времена это выдавали за политическую мудрость, мол, избежали войны с Японией, которая большевистской России была не под силу, но это скорее политический цинизм, когда жертвовали окраинами России ради удержания власти в Москве.
 
Тогда, как известно, большевики «раздавали» территории, и то, что их потом сумели вернуть, для кремлевских правителей оказалось удачей.
 
Два с половиной года истории ДВР, с точки зрения международного права,  это реальный факт и прецедент. Вот почему в Москве так неохотно вспоминают о Дальневосточной республике и стараются преуменьшить ее значение. Поэтому все разговоры об «особом статусе»  региона ни к чему не приведут.
 
А вообще как историк восточной ветви Русского зарубежья, писатель и публицист, опубликовавший несколько книг о «белых пятнах» истории региона, замечу, что этим вопросом занимаюсь уже более сорока лет. Да и оба моих деда в Гражданскую войну сражались на стороне «красных» за эту самую Дальневосточную республику и Советскую власть, которая позже жестоко отплатила «коллективизацией» и сталинскими репрессиями всем, в том числе и чекистам, бойцам ГПУ, ЧОНа и бывшим «красным» партизанам.
 
Вот почему эта тема мне так близка. И недавно я опубликовал еще одну публицистическую книгу – это уже о нынешнем и зачастую лукавом отношении к истории ДВР и о забвении реальной исторической памяти.
 
А о столетии Дальневосточной республики нужно говорить уже сейчас, не дожидаясь официальных мероприятий в честь юбилея, которые то ли будут, то ли нет в апреле, ведь особого интереса в столичных кругах и в СМИ к истории нашего региона не было, да и вряд ли будет, надо напоминать самим.
 
Владимир Иванов-Ардашев.