И. Пушкарев |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Понятно, что в условиях вертикализованной от Москвы до самых до окраин страны во Владивостоке уже не может возникнуть противостояния по типу «Наздратенко vs Черепков». Игорь Пушкарев — человек системы: он лоялен и политически выдержан, а его полномочия истекают лишь в 2013 году. Однако близится саммит АТЭС-2012, Владивосток усиленно позиционируется самыми высокими кремлевцами как «тихооокеанская столица России»; в приморскую столицу зачастили разнообразные министры, вице-премьеры и их начальство. Между тем город в последнее время, как и десятка полтора лет назад, по-прежнему испускает по преимуществу негативные и даже скандальные информационные поводы. К рубежу 2009–2010 годов частота этих поводов зашкалила, перейдя некий психологически важный порог. То город в течение месяца не может оправиться от снегопада, то детям от имени мэрии дарят странные и чуть ли не фашистские флажки вместо канонического триколора (хотя если вспомнить историю, то и под «правильным» российским триколором выступали в составе гитлеровской армии части генерала Власова, но тут мэр Владивостока, конечно, ни при чем, как гайдаевский Шурик не виноват в развале часовни). То под Новый год на центральной площади вдруг рушится самая дорогая в стране елка…
Наивно было бы винить в падении елки и снегопадах персонально Игоря Пушкарева. Тем не менее в практике российской политики поиск «крайнего» является одним из главных управленческих приемов наряду с распиловкой бюджетов различных уровней. К тому же у губернатора Сергея Дарькина есть явные основания считать, что деятельность (или бездеятельность) Игоря Сергеевича прямо компрометирует в глазах больших москвичей не только Владивосток, но и самого Дарькина как высшее должностное лицо края, а также «Единую Россию» (хотя, по мнению скептиков, эту партию не может скомпрометировать уже ничего). Поэтому, по данным кулуарных источников, у определенных резидентов приморского «Белого дома» зреют, с одной стороны, стойкое убеждение в неспособности нынешней городской власти адекватно управлять Владивостоком, а с другой — логически вытекающий отсюда вывод о необходимости оперативной замены городского главы.
Очень кстати пришлось и недавнее заседание Госсовета по развитию политической системы России, на котором президент Медведев подчеркнул: главным критерием оценки работы регионального руководителя «остается и всегда будет оставаться» уровень доверия жителей региона. «Это можно называть как угодно: рейтинг, еще как-то, — но это именно уровень доверия жителей региона», — заявил Медведев. И хотя это было сказано вроде бы о губернаторах, но в духе времени вполне может быть распространено и на мэров крупных городов. Между тем, по данным Дальневосточного консалтингового центра, рейтинг Игоря Пушкарева среди горожан в последнее время серьезно просел, что и неудивительно. С сентября по декабрь 2009 года он снизился с 36,7 % до 29,7 %, тогда как, например, у уссурийского и артемовского коллег Пушкарева — Сергея Рудицы и Владимира Новикова — держится почти на 50 %-ной отметке.
Если допустить, что все эти соображения вскоре перейдут из ранга ни к чему не обязывающих слухов в разряд конкретных практических шагов, то возникает два вопроса: каким образом Игорь Пушкарев досрочно покинет свой пост и кто придет ему на смену?
С одной стороны, сместить всенародно избранного мэра вроде бы сложнее, чем губернатора, которого президент может просто уволить. С другой — было бы желание, а способ отыщется. Устав Владивостока говорит, что полномочия городского главы прекращаются досрочно в случае его смерти, отставки по собственному желанию, удаления в отставку по инициативе гордумы или губернатора в случае определенных должностных проступков, вступления в силу обвинительного приговора суда, признания мэра судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признания его безвестно отсутствующим или умершим, выезда за пределы РФ на ПМЖ, утраты российского гражданства, отзыва избирателями, установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы, преобразования или упразднения Владивостокского городского округа, а также увеличения численности владивостокских избирателей более чем на 25 %, произошедшего вследствие изменения границ города (вспомним дарькинские планы по созданию на базе Владивостока несколькимиллионного мегаполиса).
Понятно, что в нынешних условиях такие механизмы, как «отзыв избирателями», следует признать существующими лишь де-юре. Наиболее вероятными вариантами досрочного ухода мэра представляются добровольная (либо добровольно-принудительная — например, в связи с переходом на иное место работы) отставка или же вступивший в силу приговор суда — скажем, по популярной «превышенческой» статье. Кстати, прокуратура уже внесла Пушкареву представление об устранении нарушений Бюджетного кодекса, посчитав десятимиллионные затраты на покупку, установку и украшение пресловутой новогодней елки неэффективными и незаконными.
Что касается второго вопроса, то возможным претендентом на пост мэра Владивостока в перспективе может стать человек, обладающий, с одной стороны, как политическим, так и «реально-экономическим» опытом, а с другой — надежностью в глазах Сергея Дарькина, получившего, по некоторым сведениям, вместе с продлением своего губернаторского мандата «карт-бланш» на проведение своей кадровой политики в Приморье. Анализ показывает, что на сегодняшний день выбранным критериям в наибольшей степени соответствует председатель бюджетного комитета Законодательного собрания Галуст Ахоян. Хотя уже завтра, как учит нас практика последних лет, оперативная обстановка может поменяться.
Егор Кузьмичев,
«Новая газета»-Владивосток», 28.01.10.
Цифра
Владивостокская ячейка КПРФ, Приморское отделение Федерации автовладельцев России и Товарищество инициативных граждан России собрали более 19 тысяч подписей горожан за отставку мэра Владивостока единоросса Игоря Пушкарева. В ближайшие дни подписные листы будут переданы в гордуму для принятия решения депутатами. Эта акция, надо полагать, юридических последствий для градоначальника не повлечет. Но, похоже, станет очередным поводом для недовольства краевой власти градоначальником.
Цитата
«Если в будущем вы, Игорь Сергеевич, не будете справляться с очисткой города от снега, то я могу ее взять на себя. Но я не думаю, что до этого когда-нибудь дойдет, — сказал глава края Дарькин на совещании мэру Пушкареву. И, выдержав паузу, добавил: — Потому что, пока мы не вычистим Владивосток, я не вижу смысла строить здесь АТЭС, а для себя не вижу смысла быть губернатором Приморского края».
Мнение
«Идет не война, скорее оживленная подковерная борьба, — прокомментировал конфликт между «Белым» и «Серым» домами руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Приморья Владимир Беспалов. — Не только неубранные улицы, но и непопулярная социальная политика мэрии вызывают постоянное раздражение у краевой администрации. Это и повышение родительской платы за детсад, и проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве, и неумение градоначальника приструнить управляющие компании. Появление незаконных ТСЖ, практически не работающая программа переселения горожан из ветхого жилья, отсутствие конкретного плана обеспечения малышей детскими садами, не налаженное мэрией с нового года бесплатное питание младшеклассников, отсутствие слаженной команды замов — это только часть примеров неумения управлять городом».