Книга «Огненный батальон» |
|
Когда книгу презентовали во Владивостоке, выступавшие не скупились на похвалы: «гражданский подвиг», «личный энтузиазм», «преданность патриотической теме»… Пафос? Но листаешь страницы со старыми, в большинстве своем впервые опубликованными фотографиями и понимаешь: высокие слова в адрес автора - в самый раз.
Что за подвиг совершила Галина Шайкова? Несколько чисел. По документам, в 355-м батальоне служили и воевали 710 десантников. Данные о них были распылены по архивам страны, причем с ошибками, неточностями в датах, именах, местах призыва и прочих сведениях. Шайкова восстановила 683 (!) фамилии и свела их в общий список, где против каждой - должность, год рождения, звание, год призыва, ранения, контузии, награды и краткое описание отдельно взятого боевого подвига, ежели таковой имел место. Этот список занимает в книге без малого сотню (!) страниц.
Кроме того, Галина Николаевна восстановила в подробностях 40 (сорок) биографий бойцов гвардейского батальона. Благодаря удивительной книге и автору-подвижнику родственники смогли наконец узнать, как воевал их родной человек, что совершил, когда погиб и где похоронен.
Но как учитель смогла сделать то, что за десятилетия, минувшие со Второй мировой, не сделал никто - ни власть, ни архивы, ни военные историки? Почему именно ей, не историку - биологу, школьной учительнице, оказалось вдруг «больше всех надо»?
История создания книги «Огненный батальон» - это история неравнодушного человека. 2008-й, Галина Николаевна - замдиректора Владивостокского технического лицея, что на «Гайдамаке». Рядом заброшенный сквер, где памятник и братская могила советских воинов, павших в боях с Японией. Помойка на склоне, бомжи, порывы канализации… Начали с ребятами «бомбить» городскую администрацию - власть взялась за благоустройство. Лицеисты и их «командир» не раз выходили на субботники. Приведенный в порядок сквер стал родным. Сам собой возник вопрос: почему могила безымянная, кто именно здесь захоронен?
И это был «пункт А», с которого начался поиск. Запросы по архивам. Встречи с участниками событий августа 1945-го - десять лет назад еще можно было побеседовать с живыми ветеранами. Галина Николаевна и ее ученики нашли краевые газеты за сентябрь 45-го, а в них репортажи с церемонии торжественных похорон: траурная колонна шла от 36-го причала, куда были доставлены восемь закрытых гробов, на крышке каждого покоилась матросская бескозырка. Процессия шла по Ленинской (Светланской) до сквера.
А дальше… Ни архивы, ни ветераны, ни газеты - никто не знал, кого именно хоронил Владивосток 30 сентября 1945 года. Вопрос так и открыт до сих пор.
Галина Шайкова со школьниками |
|
- Так получилось, - продолжает Шайкова, - что меня будто кто-то вел по тем событиям, по августу 1945-го. Кончается одна история - начинается другая. В 2009-м, на 65-летии Победы, мы с ребятами стояли в почетном карауле на торжественном митинге в «нашем» сквере. А в сентябре я поинтересовалась у командования, как будет отмечаться 85 лет со дня рождения Маши Цукановой? «А с чего вы взяли, что у нее юбилей?» - этот вопрос меня, мягко говоря, огорошил. Все бросила, побежала в библиотеку. Глянула подборку, а там в разных книгах о Цукановой разные года рождения: 1923, 1924, 1925… И разные места, где она похоронена: владивостокское Морское кладбище, территория госпиталя ТОФ, братская могила в Корее… Шок! 65 лет никто точно не знает года рождения Героя? Никто не спросил об этом у матери, Ольги Васильевны, когда она прилетала во Владивосток на открытие памятника ее дочери… Говорю: «Дети, неужели мы не займемся восстановлением истинной биографии Героя Советского Союза, санинструктора Марии Цукановой?» Я тогда уже работала в средней школе № 14. Маленькая поисковая группа постепенно стала большой, подключились все, даже родители учеников. Удалось установить, где же все-таки похоронена Мария Цуканова. Оказалось, в братской могиле мемориала советским воинам на сопке Комальсам - это в Сейсине (ныне Чхонджин). Потом была школьная конференция с участием сотрудников консульства Северной Кореи...
- Благодаря вашему поиску, переписке с комсоставом 355-го батальона, родственниками, работе в архивах уточнена (именно так!) история конца Второй мировой. Это, как многие думают, был отнюдь не победоносный советский дальневосточно-маньчжурский блицкриг исхода войны, а бои не на жизнь, а на смерть, с каким-то тотальным геройством и множеством жертв. Но если об Александре Матросове и Николае Гастелло знают все, то о таких же героях - краснофлотцах Николае Вилкове, Петре Ильичеве и Михаиле Янко - мало кому известно. Ну разве по наименованиям владивостокских улиц. А вы, Галина Николаевна, не только возвращаете героев из небытия, но и уточняете до деталей, как именно они совершали подвиги. Оказывается, даже в наградных листах могут быть и ошибки, и вымысел.
- Вообще-то, читать наградные листы и приказы - то же самое, что читать саму войну. Большего приближения не даст никакое другое чтение. Читаешь, ухватываешь краткие и сухие подробности анкеты и за пять минут успеваешь сродниться с человеком. Доходишь до графы о ранениях и контузиях и вдруг с размаху спотыкаешься о слово «убит», выведенное синими чернилами. И чувствуешь в этот момент что-то вроде столбняка, окаменеваешь.
А год рождения большинства погибших? 1927-й! Они еще и пожить не успели… Дети… Вот такой был добровольный сибирский призыв конца войны. И женщины - тридцать женщин служили в 355-м батальоне. Вместе с мужчинами геройски ходили в атаки, разили врага, спасали своих… Одна из них, санитарка Надежда Зайцева, представьте только, была беременна. «В боях за Сейсин проявляла исключительную заботу о раненых, доставляла их с поля боя на корабль. Награждена медалью «За боевые заслуги». Так написано в ее наградном листе. Слава Богу, в феврале 1946-го Надя благополучно родила. Рядом с ней в Сейсине воевал ее муж, старший сержант Лаврентий Загребайлов - он был награжден орденом Красной Звезды.
- Удивительные, невероятные судьбы!
- А подвиг Марии Цукановой был искажен. Да, молоденькая санинструктор вынесла из-под огня более полусотни раненых, да, была ранена и отказалась уйти с поля боя, оставшись прикрывать отход роты. Все так. Но она не попадала в плен и не подвергалась пыткам, как написано в наградном листе. Командир 355-го батальона, Герой Советского Союза, гвардии полковник М. П. Бараболько, представлявший Марию к званию, не подписал наградной лист Цукановой, где ее подвиг «подправили», а смерть сделали более жестокой. На самом деле отважная девушка погибла в бою от самурайского палаша в руках японского офицера. Это реальный факт, о котором свидетельствовал замполит батальона М. И. Кочетков, ее боевая подруга, санинструктор Л. П. Вазанова, другие участники десанта. И эта правда нисколько не умаляет подвига. Наоборот.
- Ваша работа по 355-му гвардейскому батальону - это, считай, «работа над ошибками» в архивных и прочих документах, из-за которых родные десятилетиями искали и не могли найти своих погибших, а похоронки приходили на тех, кто выжил. Из-за этих ошибок количество Героев Советского Союза в батальоне долгие годы было заниженным (считалось, что их шесть, а вы нашли седьмого - старшего сержанта Александра Григорьевича Гарченко). Скажите, трудно устанавливать истину? Не отчаиваться, когда поиск заходит в тупик? Откуда берутся силы?
- Иногда, чтобы исправить разночтения, выяснить факты, биографию, тратишь годы. Но меня не так-то просто сломать. Не получилось здесь, ищу другие пути. А когда кажется, все, точка, дальше идти некуда, вдруг раздается звонок: «Галина Николаевна? Это вы нас разыскиваете?»
Так было с восстановлением биографии командира стрелкового взвода, гвардии лейтенанта Григория Никитовича Заболотникова, геройски погибшего в Сейсине. Представляете, какую радость я испытала, когда, случайно найдя меня в интернете, вдруг позвонил его внук! 70 лет его дед, отдавший жизнь за Победу во Второй мировой, был вычеркнут из истории, о нем нигде не было информации, ни в Книгах памяти, ни в военкоматах - только в списке безвозвратных потерь. Так удалось расшифровать очередную архивную строчку, увидеть за ней человека. Назвать всех, максимально всех поименно… Да, трудная, но посильная задача.
- Запоминается и история «воскрешения» гвардии краснофлотца, стрелка Андрея Авдеюка…
- Подумайте, что пережила семья, мать и отец, получив в августе 1945-го похоронку на сына? А он, тяжело раненный, выжил. И служил после войны. И жил, вернувшись в родные сибирские места. Работал. Имел семью, дочь, внуков... Не стало Андрея Еремеевича Авдеюка не в 1945-м, а в 1992 году. Но десять лет спустя, в 2012-м, когда в Приморье, в родном для гвардейского 355-го батальона городе Фокино, открывали мемориал в память о подвиге десантников в Сейсине, на гранитной плите среди фамилий погибших значилась и фамилия Авдеюк. Сегодня все знают, что это ошибка. Но почему-то ее до сих пор не исправили. И, напротив, надо бы пополнить список бойцов на гранитной плите, их там сегодня 66. Но…
Несколько лет назад, когда собирала материал для книги, в центральном архиве ВМФ России обнаружила уникальный документ - исторический журнал 355-го гвардейского батальона. А в нем - семь ранее неизвестных фамилий погибших: Николай Воробьев, Александр Иванов, Петр Кузьмичев, Илья Распопов, Николай Шурмаров, Бухаран Фасфутдинов и Кузьма Кашуба. Эти семь фамилий обязательно должны быть выбиты в граните, как требуют того наши память и долг. Но когда это сделают? Когда пополнят список? Не знаю.
Нынешние первые сентябрьские дни, когда отмечается 75 лет окончания Второй мировой, - это ее, Галины Николаевны Шайковой, персональный праздник. Как у всех нас, у нее свой счет к войне. Голодное послевоенное детство, строгий отчим - инвалид Великой Отечественной… И мамина любовь, бесконечная, безусловная. К мужу-калеке, к детям. Их было трое в семье. Может быть, «больше всех надо» - это как раз от мамы?
Но кроме общих на всех - 9 Мая и 2 Сентября - у Галины Шайковой есть свой День Победы. Это день, когда вышел «Огненный батальон». Издать книгу было не менее трудно, чем написать. Учительница-краевед долго ходила по кабинетам и, похоже, всем надоела. Мэр города, где в 1945-м дислоцировался гвардейский 355-й батальон, устав от «училки», перестал отвечать на звонки. В штабе флота от просьб отмахнулись. Краевая власть строго спросила: «А кто вам давал задание писать историю батальона? Мы не давали». Не дали и денег.
Книгу удалось издать благодаря нескольким частным пожертвованиям и средствам автора. И теперь «Огненный батальон» есть в школьных и прочих библиотеках Приморья и России, а главное, книга есть у родственников тех, кто в августе 1945-го геройски брал японскую военно-морскую базу в корейском городе Сейсин.
Получив тираж, Галина Николаевна провела крупномасштабную операцию по почтовой рассылке издания по городам и весям нашей необъятной страны - адреса получателей ей были давно известны.
Наград она не искала и не ждала. Они пришли сами - благодарные отзывы со всей территории бывшего СССР.
Один такой «прилетел» с Алтая, из Бийска. Валентина Степановна Чернышева, дочь пулеметчика, гвардии ефрейтора Степана Ефремовича Хлыновского, писала:
«Галина Николаевна, здравствуйте! Получила посылку. Очень обрадовалась. Сначала развезу родственникам, поеду уже завтра после работы. У Степана Ефремовича нас пятеро детей. Шестую книгу передам в школу, пусть молодежь изучает. О сражениях на Востоке пока еще мало говорят, ведь мы от вас так далеко. Спасибо за ваш труд, за стремление рассказать о подвигах батальона. Очень важно, чтобы его история не канула в Лету!»
И еще одно письмо - из города Янаул (Республика Башкортостан) от Людмилы Николаевны Якуниной, племянницы геройски погибшего в Сейсине разведчика-красноармейца Павла Игнатьевича Лыскова:
«Галина Николаевна, сегодня первый день, как у нас спала жара, и вот решила Вам написать и поблагодарить за Ваши труды. Я не знала о том, что у моего дяди было десять благодарностей командования и орден Красной Звезды. А вы это все разыскали. Большое спасибо и низкий поклон!..»
Наталья Островская
«Новая газета во Владивостоке», №558, 3.9.20
(Материал был опубликован в августовском номере журнала «Родина». Предоставлен «Новой газете во Владивостоке» с необходимыми изменениями и дополнениями.)
- Досье -
355-й отдельный гвардейский батальон морской пехоты Тихоокеанского флота (командир - Герой Советского Союза, гвардии полковник М. П. Бараболько). Свой ратный подвиг батальон совершил 14-15 августа 1945 года при проведении одного из основных сражений войны с Японией - десантной операции по освобождению северокорейского города-порта Сейсин. Здесь находилась основная военно-морская база противника, связывавшая войска Квантунской армии с Японией.
В последние дни Второй мировой, десантируясь с моря, 355-й батальон захватил порт и господствующие высоты Сейсина, в течение суток, до подхода главных сил флота, вел непрерывный бой. Проявляя массовый героизм и самоотверженность, морские пехотинцы смогли отстоять свои позиции и выдержать натиск противника, превосходящего впятеро!
71 краснофлотец погиб, 100 были ранены. 572 награждены орденами и медалями. Семеро стали Героями Советского Союза, среди них - единственная на Тихоокеанском флоте женщина, легендарный санинструктор Мария Цуканова.