П. Минакир
П. Минакир

Финансовый кризис в Хабаровском крае объявлен завершенным. Экономический совет при губернаторе обсудил его воздействие на экономику региона. Ученые, чиновники и предприниматели выслушали особое мнение председателя совета академика Павла Минакира об истоках и итогах кризиса. Приводим фрагменты его выступления.

 

Кризис, который ушел

 

Что повлияло на успешное противодействие кризисным явлениям? Экономическая политика государства и конъюнктура рынка стран Азии. Изменится спрос на рынке Китая или произойдет корректировка курса юаня - кризис повторится снова. Проблема в том, что с ликвидацией пожара экономика региона не претерпела структурных изменений и сильно зависит от экспорта сырья. Кризис по времени оказался невелик, чтобы закрепились мотивации для преодоления негативных явлений или хотя бы изменилось экономическое поведение игроков на рынке.

 

Истоки кризиса лежали вне России, потому правительство страны повторило действия других стран в виде ограничения экономических свобод. Ограничения помогли предотвратить социальный взрыв, поддержать банковский сектор, стабилизировать уровень безработицы. Правда, бизнес ушел в «тень», которая для него оказалась надежной защитой от банкротства. Не снизился и отток населения, которое слабо ощутило на себе защитные меры - зарплата и число рабочих мест сокращались.

 

Правительство страны решало, что делать с Дальним Востоком. Запущен проект подготовки к саммиту АТЭС, но он имеет временный характер. Модернизируется железная дорога, развиваются порты, пошли по трассе «Амур» машины. Но что с того населению?

 

Регионам необходимо развивать внутренний рынок, расширяя сферы бизнеса. Предположим, такую задачу удалось решить в Комсомольске-на-Амуре на КнААПО. Но самолеты там строятся не для продажи в Хабаровском крае. В случае кризиса и падения спроса за рубежом экономика края снова обвалится.

 

Необходима новая структурная политика. Нас уверяли, что лучшей антикризисной мерой станет создание Стабфонда. Но Фонд израсходован, и никто не знает, в каком направлении он исчез. Нужен ли нам свой региональный резервный Фонд? Финансисты говорят, он нам не нужен - в противном случае при создании региональной «подушки безопасности» ожидать поддержки из федерального бюджета не стоит.

 

Нужен ли нам свой резервный банк? Но кто учредители? Их нет, да и акционеры региональных банков живут в Москве или за рубежом.

 

Ученые уверяют, что скрытые резервы на случай очередного кризиса существуют, но никто их пока не видел. Возможно, они спрятаны в теневом секторе экономики, который, как болото в дождь, набирает живительную влагу, а в период засухи от нее освобождается. Потому поиски способов противодействия кризисам следует продолжать.

 

Кризис, который придет

 

Подводя итоги влияния кризиса на экономику региона, можно ли утверждать, что правительство страны все же определилось, что делать с Дальним Востоком? Проект АТЭС выглядит выставкой национальных возможностей и своеобразным «экономическим шоу». На самом деле в регионе идет создание мощной инфраструктурной системы. И работать она будет на интересы России, а не Дальнего Востока, с целью завоевания рынка сбыта сырья в странах Азии. Для этого строятся и дороги, и портовые зоны, и нефтегазопроводы.

 

Вопрос лишь в том, как эти проекты повлияют на качество жизни граждан? Мы хотим закрепить на Дальнем Востоке экономически активное население. Но почему тогда, скажем, льготный пролет на запад предоставляется пенсионерам и студентам? Необходимо заниматься образованием, здравоохранением, культурой, чтобы люди не чувствовали разницу между Москвой и Хабаровском, но разница не сокращается - и народ уезжает. Важно стимулировать производство, наращивать емкость внутреннего рынка, искать механизмы роста и снимать экономические ограничения.

 

Почему ученые уверены, что следующего кризиса не избежать? В начале 2007 года многие из них писали о высокой вероятности кризиса, потому что «финансовые пузыри» в экономике раздувались на глазах. И если не обвал на фондовом рынке, то рецессию прогнозировали обязательно. Требовалась балансировка финансового и производственного секторов, но ни данные мониторинга, ни предупреждения экономистов на решения руководителей страны не повлияли.

 

Предотвратить кризис невозможно по политическим соображениям, так как ни один здравомыслящий глава государства не может войти в парламент и объявить о начале масштабной рецессии. Нас будут заверять, что Стабфонд растет и нам ничего не угрожает, но состояние экономики - результирующая часть поведения конкретных людей, принимающих решения.

 

Когда погода теплая, зимние вещи обычно прячут, хотя холода могут наступить завтра. Это психология человека: верить в теплую погоду и стараться не думать о холодах. Участники финансовых операций всегда реагируют на действия своих коллег - одни продают акции, другие покупают, значит, и остальным нужно продавать или покупать. Модель экономического поведения сформирована, потому сопротивляться наступлению «холодной погоды» не имеет смысла...

 

Записал Андрей Ведунов,

«Хабаровский Экспресс», 15-22 декабря, 2010, № 51(902)

http://www.habex.ru/paper/189/3110/

.