Перед Новым годом, да и после оного мы, газетчики, стремимся подводить итоги всего и вся. Перелистываем подшивки, наклеиваем ярлыки, подбираем эпитеты. Политика, экономика, культура, спорт… А свое, наболевшее, то есть о СМИ, чаще всего, оставляем при себе. Но на этот раз сомнений нет — 2010-й год дал богатую почву для размышлений относительно дальнейшего бытия приморской газетной журналистики. Сегодня и повод подходящий нашелся. 13 января — вроде праздник российской печати, да радости особой нет — одни непечатные мысли, пишет интернет-ресурс Vestiregion.ru, и приводит в доказательство текст Александра Сырцова — главного редактора «Тихоокеанского комсомольца».

 

Для начала всё же вспомним и радостные события 2010-го.

 

Жизнь многих приморских изданий ознаменовалась круглыми датами. В июле скромно, но со вкусом мы отметили 90-летие нашего «Тихоокеанского комсомольца». 65 лет со дня основания газеты в августе праздновали наши коллеги из «Находкинского рабочего» (к ним мы еще вернемся). Поздравительные ноты летом и осенью украсили первые полосы «Утра России», «Народного вече», некоторых других газет и журналов. Друзья-соперники из «Новой газеты во Владивостоке» праздновали годовщину со дня выхода, выписав из столицы «тяжелую артиллерию», прекрасных публицистов — Муратова, Быкова, Прилепина.

 

Приморские газеты выдали ряд материалов, которые прогремели на всю страну (можно отметить «Дальневосточные ведомости», «Арсеньевские вести», ту же «Новую»), открыты новые имена репортеров — отдельная благодарность факультету журналистики ДВГУ. И всё же, и всё же…Мы, представители разных газет, стали редко встречаться, а поминки (утрат было непозволительно много!) и совместные командировки не в счет (спасибо агентству PrimaMedia, сотрудники которого на свое 5-летие устроили классный «выпускной вечер»). Рядом с нами бьют брата-журналиста, а мы подчас помалкиваем, успокаивая себя невидимым законом конкурентной борьбы.

 

Особенно тяжело приходится районным газетам — этому первейшему звену между читателями и внешним миром. Соучредители — муниципальные власти — держат наших коллег в таких тисках, что по выходу получается елейный официоз с редкими вкраплениями позитива. Студенты и рады бы прийти после окончания университета работать в районную газету, да не получается — та же зарплата соответствует уровню свободы слова. Недавно Кремль заявил о планах приватизации СМИ, доля уставного капитала в которых принадлежит властям. Представить себе, чтоб муниципальная газета выжила без поддержки властей — нереально. Чем и пользуются «сильные мира сего», заказывая музыку. И только попробуй пискни!..

 

В мае 2010 года в Находке произошел дикий случай. Газета консервативных взглядов «Находкинский рабочий» позволила себе покритиковать местную власть, да еще и накануне юбилея города. На ковер к градоначальнику-учредителю был вызван главный редактор «НР» Анатолий Табачков. Покидал кабинет мэра Табачков уже и не редактором, а безработным. Без году неделя находкинец Олег Колядин не испугался отправить в отставку уважаемого журналиста, многолетнего редактора, человека, награжденного медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Анатолий Иванович дал путевку в профессиональную жизнь десяткам неотесанных юнцов (в числе которых — и автор этих строк) и в то же время всегда пользовался уважением за то, что оберегал пожилых журналистов от всякого рода сокращений. Ирония судьбы — самого Табачкова отправили «в запас», когда тому не хватало полтора года до пенсии.

 

В Находке на этом не остановились. Следующим под «тесак» попал оппозиционный телерепортер Валентин Политаев — находивший применение своему творческому потенциалу и на радио, и в общественной деятельности и неоднократно на этой почве «предупрежденный» от побоев до недавней пальбы по окнам.Сейчас Валентину по негласному «указанию сверху» вход в СМИ Находки заказан. Кто устроил такую прокачку городским журналистам, что даже самые острые темы и актуальные события не отражаются в СМИ, неплохо бы спросить у градоначальника, который, поговаривают, ежедневно поддерживает форму в тренажерных залах. Не для того ли, чтобы иметь силы противостоять любой критике?Пример Находки — другим на заметку.

 

Одна из крупнейших краевых газет перед самым Новым годом предложила уволиться по собственному желанию шести опытным журналистам. Формально сокращение связано с «предельным» возрастом наших коллег. Оказывается, «газетные вожаки» нашего времени начали измерять репортеров по формальным признакам, чего никогда в нашей профессии не практиковалось. Еще бы спросили про наличие диплома! Но видели бы вы этих «без пяти минут пенсионеров» — они ведь дадут фору любому из юнцов с Народного проспекта. Самое циничное в этой истории — увольнение совпадает с празднованием пресловутого Дня печати. Праздника, который до сих пор тяжело принимается нашим братом, но нельзя не отдать должное ненавистному многими Ельцину «за счастливое наше газетное детство» 90-х годов. Сейчас же этот праздник, получается, — профанация?

 

Коллега Андрей Островский в шутку называет 13 января «Днем печали». Кажется, уже не до шуток.

 

VestiRegion.ru, 13.01.11

http://vestiregion.ru/2011/01/13/glredaktor-toka-ne-vpolne-prazdnichnye-razmyshleniya-v-den-prazdnika-13-yanvarya/

 

ПТР, 13.01.11

http://ptr-vlad.ru/news/society/41123-gl.-redaktor-toka-ne-vpolne-prazdnichnye.html

------------

 

13 января

 

13 января в России отмечается День российской печати. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости».

 

После 1917 года День российской печати был перенесен на 5 мая — день, когда вышла в свет главная советская газета «Правда» — и переименован в День советской печати.

 

Только в 1991 году постановлением Президиума ВС РФ № 3043-1 от 28 декабря «О Дне российской печати» дата празднования Дня российской печати была возвращена к исторически верной — 13 января.

 

Напомню, что именно в этом году КПСС убрали, во всяком случае, закрыли горкомы, райкомы и прочие комы, кроме заводских. И только тогда мы смогли зарегистрировать и начать выпуск нашей газеты. До этого момента все наши усилия по независимой прессе разбивались об этот монолитный камень – КПСС, а директору маленькой провинциальной типографии, осмелившейся напечатать один номер газеты, даже пригрозили десятью годами тюрьмы. Сладкие слова «свобода слова» действовали тогда только в столице.

 

Как давно это было! Уже 19 лет прошло. Но и сейчас мы остались «белой вороной» среди других газет. Ни тогда, ни сейчас наше отношение к гласности не вписывалось ни в какие рамки журналистской этики. В те времена эта этика измерялась ещё советскими мерками, и когда в ответ на приставания чиновников и правоохранительных органов «почему вы про это пишете?» мы нагло объявили себя оппозиционной прессой, это было все равно, что добровольно взять в руку «черную метку».

 

Не вписываемся мы в эти рамки и сегодня, когда большая часть журналистов ставит во главу угла материальный интерес. Настолько не вписываемся, что для каждого журналиста звучит, как проклятие, фраза: «и никуда, кроме «Арсеньевских вестей» тебя не возьмут на работу». Потому что всякий журналист знает, как мало получают журналисты «АВ». И при этом никогда не берут деньги с героев своих публикаций, как это делают другие СМИ.

 

Не буду перечислять сейчас все легенды, которые усиленно сочиняли про нас все эти годы как чиновники, так и собра-тья-журналисты, но одну из них вспомнить придется. Поскольку чиновники в ответ на наши публикации без конца подавали в суд, то вся журналистская братия весьма дружно приписывала это нашему непрофессионализму.

 

Этот миф был развеян только нашей победой в Европейском суде. Собственно, эта победа оказалась последней точкой в негласном споре, поскольку газета «Арсеньевские вести» все годы наращивала тираж, в то время, когда тираж других газет катастрофически падал. Да и несколько побед в общероссийских конкурсах, где наши журналисты порой вставали в один ряд с журналистами известнейших центральных изданий, резко пошатнули эту уверенность в нашем непрофессионализме.

 

Одним из самых лучших журналистов нашей газеты был Валерий Семенович Куцый, и многие читатели не скрывали, что покупают и выписывают «Арсеньевские вести» исключительно ради его публикаций. Так что были опасения в падении тиража после его кончины. Однако жизнь показала, что статьи Надежды Алисимчик, Марины Завадской, Анны Селезневой, Татьяны Романенко тоже пользуются большим успехом. К этому основному составу журналистов стали постепенно подтягиваться другие, столь же смело отвергающие чиновные рамки, в которые нас всегда пытались загнать. Виктория Рябова, Анастасия Попова, Александр Рыбин, Наталья Фонина — все они не просто пришли в газету, а нашли себя в журналистике «Арсеньевских вестей».

 

Обозначился целый ряд региональных специальных корреспондентов «АВ». Среди них есть настоящие профессионалы, есть и те, кому действительно поначалу не всегда хватало профессионализма. Но они быстро приобретали опыт, а часто и перешагивали популярностью и смелостью тем своих публикаций более опытных журналистов. Александра Набокова, Лира Ивлева, Ольга Купчинская, Валентин Политаев — без них газета уже немыслима и недостаточна.

 

Я поздравляю весь коллектив журналистов «АВ» с праздником Российской прессы, от всей души желаю творческих полетов в родной газете. Именно в «АВ», ибо для большинства из них изменить газете — это изменить себе. Удачи вам и новых побед!

 

Ирина Гребнева,

«Арсеньевские вести», 13.01.11

http://www.arsvest.ru/archive/issue930/news/view20276.html#1

.