В 2023 году на Чукотке зафиксировано дальнейшее снижение поголовья домашнего северного оленя. За год оно сократилось со 125 491 головы до 110 756 оленей, то есть на 11,7%. В чем причины отрицательной динамики и что нужно сделать для того, чтобы переломить негативный тренд, подробно обсуждалось на проходящем с 22 по 28 января в Анадыре семинаре-совещании с руководителями и специалистами агропромышленного комплекса региона.
 
Планы и реалии
 
Как сообщил в ходе совещания начальник регионального департамента сельского хозяйства и продовольствия Сергей Давидюк, в целом по округу ключевые плановые показатели не достигнуты, хотя отдельные оленеводческие хозяйства сработали неплохо.
 
- Выходное поголовье - всего 88 %, причем план выполнили всего три предприятия - «Ваежский» Анадырского района, «Пионер» городского округа Эгвекинот и певекское хозяйство «Чаунское». Маточное поголовье - план выполнен на 94%. Здесь стоит отметить четыре предприятия - билибинский «Олой», «Пионер», а также два крестьянско-фермерских хозяйства «Етылин» и «Дьячкова», - рассказал Сергей Давидюк.
 
В части производства мяса в живом весе установленных целевых значений достигли только пять предприятий из 17 - СХП «Ваежский», СХП «Канчаланский», СХП «Корат» и крестьянско-фермерские хозяйства Владимира Етылина и Анатолия Чейвытегина. Тем не менее, несмотря на снижение поголовья, оленеводам Чукотки в полном объеме удалось выполнить задачи по продовольственному обеспечению мясом северного оленя социально значимых организаций и торговых предприятий.
 
Для подтверждения оценки работы хозяйств представители Департамента обратились к статистике, приведя динамику общего выходного поголовья в муниципальных образованиях с 2009 по 2023 годы. Здесь со знаком минус особо был отмечен самый крупный муниципалитет округа - Анадырский район. Еще в 2009 году в хозяйствах, кочующих по его обширной территории, выпасалось 46 572 оленя, тогда как в 2023 их насчитали всего лишь 21 223.
 
Директора хозяйств приводили свои (и тоже веские) причины снижения поголовья - нашествие дикаря, острую нехватку специалистов и неблагоприятные погодные условия. В последние годы на пастбищах нередко наблюдается гололедица, которая возникает в результате аномальных природных явлений - зимних дождей и оттепелей. Следствием причуд меняющегося арктического и субарктического климата становится регулярный падеж в стадах.
 
Впрочем, эту точку зрения проводивший совещание Сергей Давидюк не вполне поддержал.
 
- Всего 17 сельхозпредприятий, из которых три крестьянско-фермерских хозяйства мы имеем сегодня. В каждом предприятии организация труда отличается, многое зависит от руководителей. Условия труда одинаковые, господдержка одинаковая, материальная база одинаковая, но разные результаты. Поэтому к причинам упадка оленеводства можно добавить и человеческий фактор - есть недоработки как по организации работ, так и по исполнению обязанностей на местах, - сообщил начальник Департамента, добавив, что с нынешнего года вводятся критерии работы руководителей сельхозпредприятий, которым должны следовать все главы хозяйств.
 
Что делать будем?
 
Первое, что необходимо выполнить директорам - определить и закрепить приказами административно-управленческий персонал за каждой бригадой. Представители АУП должны быть и в центральной усадьбе, и на поле работы в сезонные мероприятия - отел, гон, корализацию и т. д.
 
По словам Сергея Давидюка, такая форма работы для оленеводов Чукотки не в новинку. Она активно практиковалась в 70-е годы прошлого века, когда в стадах округа насчитывалось до 500 тысяч голов домашнего северного оленя.
 
Еще одним стимулом станет получение дополнительного дохода от оленей - за каждый килограмм в товарном стаде бригады будут получать по 50 рублей (в 2023 году - 40 рублей). Эти средства они смогут распределять непосредственно среди тундровиков либо направлять на обеспечение бригады всем необходимым.
 
Еще одна мера стимулирования - возобновление вознаграждения за добросовестный труд специалистов среднего звена (например, оленеводов, механизаторов, зоотехников) живыми оленями, которые будут считаться личной собственностью работников.
 
Безусловно, важным моментом для оздоровления отрасли стало решение Правительства Чукотки об увеличении с 1 февраля оплаты труда оленеводов в 1,5 раза ( морзверобоев - в 1,2 раза). С учетом этого повышения заработная плата тружеников тундры будет составлять от 100 тыс. рублей и более. Это будет способствовать привлечению специалистов в отрасль и снизит остроту нехватки кадров. Данная проблема является одной из самых чувствительных для северного оленеводства, где в последние годы неизменно фиксируется сокращение числа работников. Так, если в 2021 году на работе непосредственно в тундре было занято 619 человек, то по итогам 2022-го их осталось 602. В текущем году спад, к сожалению, продолжился, и численность оленеводов-тундровиков сократилась до 574 человек.
 
Техподдержка для тундры. Техническое перевооружение и дооснащение оленеводческих хозяйств Чукотки остается одной из важных задач. В первом квартале текущего года по линии недавно созданного в регионе Фонда содействия развитию национальной культуры и традиционных отраслей хозяйствования Чукотского АО планируется приобрести и передать в оленеводческие предприятия, а также морзверобойные общины очередную партию техники, в том числе один ТРЭКОЛ, два снегохода, грузовой автомобиль и вездеход для сельхозпредприятия «Марковский». Как было отмечено на семинаре-совещании руководителей и специалистов АПК Чукотки, годовой бюджет фонда может составить до 400 млн рублей, что позволит полностью закрыть потребности традиционных отраслей. Напомним, что первую спецтехнику от фонда, куда перед этим были внесены средства ООО «Берингпромуголь», в начале января получило СХП «Пионер». Оленеводам передали три снегохода «Тайга», прицепы к ним и запчасти.
 

 
Кстати
Несмотря на сложности, которые испытывает северное оленеводство на Чукотке, господдержка отрасли в последние годы  постоянно росла - с 619,8 млн в 2015 году до 1 млрд 443 млн в 2023-м. Исключение составил только 2022 год, когда она сократилась на 10,6%, но уже в 2023-м возобновила поступательный рост.
 
Самира Асадова
«Крайний Север», 26.01.2024
https://www.ks87.ru/ehkonomika/28/17203