А. Витько. Фото: kp.ru
А. Витько. Фото: kp.ru

В Хабаровском краевом тубдиспансере, по-видимому, голодомор. Об этом больные сообщают в открытом письме дальневосточному полпреду. Если питание в ближайшее время не улучшат, пациенты диспансера намерены провести акцию протеста. Планируют пикетировать краевой Минздрав, требуя отставки главврача Олега Карпенко. Именно он, по мнению больных, главный виновник их пустых желудков. Ибо то, что кладут в тарелки, есть невозможно.

 

Министр и капуста

 

В Хабаровском краевом тубдиспансере «нечеловеческие условия быта и отвратительное питание»
В Хабаровском краевом тубдиспансере «нечеловеческие условия быта и отвратительное питание»

О крайне нездоровой ситуации в краевом тубдиспансере наша газета информировала общественность уже трижды. Позже этой проблеме посвятили свои полосы «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда». Диспансер посетила не одна комиссия. Но почему-то ничего не изменилось в лучшую сторону. Как рассказали нам сотрудники диспансера, начались гонения на тех, кто осмелился протестовать. Врачам грозят увольнением. Больных пугают выпиской домой. И многие этого действительно боятся.

 

Только Олег Карпенко не боится ничего. К примеру, на минувшей неделе диспансер проверяла прокуратура и не увидела ничего, на что бы следовало заявить прокурорский протест. Последняя надежда доведенных до отчаяния пациентов - полпред Ишаев, письмо к которому подписало более сотни человек. До этого они жаловались в краевой Минздрав «на нечеловеческие условия быта и отвратительное питание». Увы и ах.

 

«Ответ министра Александра Витько на коллективную жалобу потряс нас цинизмом и безразличием, - пишут больные в своем открытом письме. - По нашему мнению, это ответ безжалостного и уверенного в своей безнаказанности чиновника, покрывающего своего подчиненного главного врача ГУЗ ПТД Олега Карпенко. Министр сообщил нам, что по данным анкетирования больные питанием довольны, а некоторые даже благодарны поварам за вкусную и здоровую пищу».

 

Поясним, анкета содержала четыре вопроса: как часто вам дают сливочное масло? как часто вам дают изделия из мяса, курицы, рыбы? достаточен ли объем предлагаемой пищи? дают ли вам молочные продукты? Два первых вопроса предлагали четыре варианта ответа: ежедневно, 3 раза в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в неделю. На два последних вопроса нужно ответить односложно «да» или «нет».

 

Вот что пишут больные по этому поводу:

 

«На самом деле анкетирование было полностью сфабриковано. Довольных питанием в диспансере - нет. Как нет и не может быть правильного ответа на вопрос №1 в той анкете. Потому что правильный ответ: «Никогда!» Вместо масла нам всегда дают отвратительный маргарин.

 

Невозможно правильно ответить и на второй вопрос. Мясную котлету дали один раз за несколько месяцев, про это ходят легенды. А дежурное блюдо - «рыбные котлеты» - состоит большей частью из хлеба и крупы. Нередко бывало, что при раздаче пищи эти котлеты расползались в кашу».

 

А вместо молока больным дают белую жидкость - молочный напиток самого низкого качества. Вместо чая и обычно вместе с каким-то блюдом из перекисшей квашеной капусты. Такое сочетание не примет даже здоровый желудок.

 

«Возможно, квашеная капуста, которой нас кормят, имеет сертификат качества, но есть ее невозможно, а дают нам эту кислятину постоянно, - пишут больные. – Из нее на 99% состоит овощное меню. Кроме того из перекисшей капусты готовят и первое, и второе. Мясом от этих блюд и не пахнет. Вероятно, на кости, которые под видом мяса поставляют на больничный пищеблок, тоже есть сертификаты, но ими сыт не будешь. Вот и выходит, что по документам мы получаем все необходимое, а на самом деле - есть нечего».

 

Фрукты, конфеты и прочие лакомства больные получают только по большим праздникам. Так, на Новый год дали по одному яблоку. Зато в феврале вдруг выдали по три конфеты. И больные долго гадали: по какому поводу такая роскошь? Печенье видят редко. Компот дают регулярно, но от него сильная изжога.

 

Во всех больницах положено четырехразовое питание. Однако в краевом тубдиспансере, по словам больных, полдник могут не давать неделями. И вообще, чтобы не умереть с голоду, пациенты тубдиспансера вынуждены покупать продукты на свои деньги. И готовить прямо в палатах. Холодильников там нет. «Зимой еще можно повесить продукты за окно, но как быть летом?!» - спрашивают пациенты.

 

Врачи и тарелки

 

«Куда уходят деньги, предназначенные для усиленного питания больных туберкулезом? - спрашивают пациенты в письме. - Питание больных полностью контролирует главный врач Карпенко О.Л., и уже давно ходят упорные слухи о его злоупотреблениях в этой области».

 

Может, больные слишком сгущают краски? Но вот что нам рассказали по поводу питания в тубдиспансере его врачи.

 

- В диспансер пришла работать в 1994 году, когда Карпенко только приступил к обязанностям главврача и еще не успел осмотреться, – рассказывает одна из врачей, попросив не называть ее фамилии. – В середине 90-х многим жилось трудней, чем сейчас, и я прекрасно помню, что тогда на завтрак в диспансере всегда был творог, хлеб с маслом и сыром, каша с мясом или котлетой. В обед больным обязательно давали салат из свежих овощей, суп с мясом, котлету, компот. На полдник - булочка, омлет и фрукты. Сейчас основные блюда - из квашеной капусты и фактически без мяса.

 

Одна из врачей тубдиспансера рассказала нам такую историю:

 

- Пришел ко мне пациент и спросил: не могу ли я уменьшить ему дозу инсулина? Я поинтересовалась: в связи с чем? Он признался: «Знаете, мне кушать нечего. Но вы не волнуйтесь, я скоро начну получать пенсию, и мы все купим… И картошку, и мясо. А потом вы снова мне назначите прежнюю дозу».

 

Врачи, наверное, намеренно не воюют с мини-кухнями в палатах. Они прекрасно знают, что едва ли не самое главное для больного туберкулезом – полноценное питание. Недаром туберкулез называют болезнью бедных и голодных. Неужели этого не знает Олег Карпенко - главный фтизиатр Хабаровского края и Дальнего Востока?

 

Комиссии и кумовство

 

Что касается анкетирования (за которое Минздрав ухватился как за спасительную соломинку), то оно проводилось анонимно. Поэтому не факт, что все анкеты заполняли именно пациенты тубдиспансера. Кстати, по словам врачей, анкетирование проводила сотрудник краевого Минздрава г-жа Сысоева, сын которой работает в тубдиспансере. Кстати, она же возглавляла и все комиссии от Минздрава, которые проводили по жалобам больных.

 

- Диспансер - тихая гавань по трудоустройству неудачливых детей работников Минздрава, - отметила одна из наших собеседниц. - К примеру, недавно наш главврач принял на должность зам. главврача по строительству сына Любови Писаревой, ранее возглавлявшей финчасть краевого Минздрава. Теперь она перебралась в Москву в Минздрав. И, похоже, наш Карпенко сейчас пытается укрепить свои позиции и с ее помощью.

 

А как объяснить благодарности поварам, на которые ссылается министр?

 

- Нам известно, кто написал те благодарности, - сообщили врачи. – Это несколько экзальтированный пациент из отделения внелегочного туберкулеза. Там лежат в основном те, кто давно утратил связь с туберкулезом. Якобы приезжают на обследование, а фактически там им лечат все, что угодно. Разумеется, бесплатно. Более того, там иногда лежат довольно странные личности, которые не болели туберкулезом. Тем не менее, они получают лечение, и довольно дорогое. Причем эти люди приходят в отделение, как в дневной стационар. То есть, для них главное – получить бесплатно дорогое лечение. В диспансере они почти не питаются, едят дома. Естественно, в этом отделении легко организовать пиар-компанию.

 

Рассказали врачи и о такой возмутительной процедуре, которую с разрешения главврача практикуют в диспансере:

 

- В присутствии медработника больного заставляют выпить за один раз 14 таблеток. То есть, сразу всю суточную дозу, вместо того, чтобы разбить ее на три приема. Причем все таблетки очень токсичные. Это называется «контролируемый прием». Так обычно лечили в колониальной Африке, когда там не было больниц, а больные чуть ли не сидели на деревьях, боясь врачей.

 

Главврач и чахотка

 

Напомним, в свое время Олег Карпенко имел судимость по уголовной статье, которая не позволяет работать в подобных учреждениях. По этому поводу «Хабаровский Экспресс» направил обращение в прокуратуру края. Нам ответили, что наше письмо перенаправили в краевой Минздрав - для проведения проверки!

 

Словом, все вернулось на круги своя. И ничего тут не попишешь –  закон не нарушен. Оказывается, чтобы проверку провела именно прокуратура, наше обращение к ней нужно было написать чуть иначе. Спрашивается, а куда смотрит сама прокуратура? Почему ей надо специальное обращение? Выходит, всё, что творится в диспансере, - нормально?!

 

Между тем, на минувшей неделе Олег Карпенко вышел из отпуска. И если верить нашим источникам, сейчас из диспансера пытаются выписать тех больных, кто подписал письмо полпреду. И вообще особо строптивых.

 

- Больные пожаловались, что будут выписывать целую палату, - рассказывает одна из врачей. - Под предлогом, что они якобы играли в карты. Но по моим сведениям, их выписывают из-за того, что стали требовать нормального питания и лечения. Они узнали, что если поступили в диспансер, то имеют право на бесплатное лечение не только противотуберкулезными препаратами, но и любыми другими лекарствами. Вот больные и пытались сказать, что знают свои права. В ответ услышали: «Если будете выступать – выпишем».

 

В общем, коль скоро опять будет какая-то комиссия с проверкой, к тому времени руководство диспансера, возможно, уберет наиболее активное ядро недовольных.

 

И все будет, как в песенке «Все хорошо, прекрасная маркиза»? Вряд ли. Больные настроены решительно и намерены идти до конца. Если полпред Ишаев не протянет им руку помощи, они обратятся к президенту страны. Будут пикетировать Минздрав, прокуратуру, полпредство. Ибо, как пишут больные открытым текстом, «при сложившейся в крае системе помощи больным туберкулезом вылечиться почти невозможно». А вот заболеть туберкулезом может каждый.

 

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс», 30 марта-6 апреля 2011, № 13 (917)

http://www.habex.ru/paper/262/4295/

.