![]() |
Михаил Водопьянов |
|
95 лет назад, 9 января 1930 года, в полетном плане общества «Добролет» значился первый пассажирский рейс на Сахалин по маршруту: Хабаровск – [запасный – с. Троицкое, не садились] – Верхне-Тамбовское – Мариинское – Николаевск-на-Амуре – Оха [запасный – с. Рыковское, не садились] – Александровск. Всего – 1 085 км.
9 января в Хабаровске стоял 35-градусный мороз. Механик-моторист С.И. Нижниковский не смог запустить двигатель самолета. Решено было вылетать 10 января, сдвинув план полета на один день. Тем не менее именно 9 января считается официальной датой появления Сахалинской авиации и днем рождения гражданской авиации на Дальнем Востоке.
Самолет ведет Водопьянов
Вот как это было. В пятницу, 10 января 1930 года, в 9 ч. 45 мин., из Хабаровска, с площадки базы затона Амурской флотилии благополучно вылетел аэроплан Junkers F.13 (на лыжах) с бортовым номером СССР-127. На борту находились начальник Дальневосточных воздушных линий А.С. Ривадин, секретарь крайсовета Осоавиахима А.Г. Захаров и специальный корреспондент «Тихоокеанской звезды» В. Волынский. Технический персонал самолета: летчик М.В. Водопьянов и бортмеханик Н.В. Аникин.
Есть и описание воздушного судна изнутри: «Кабина пассажирского самолета приятно поражает неожиданной роскошью отделки. Вся внутренность обита плотным драпри. Пол устлан толстым ковром. В окнах зеркальные стекла. Кожаные мягкие сиденья, спереди – в виде двух кресел, сзади – в виде короткого дивана на два места с высокой спинкой. Сидеть удобнее, чем в мягком вагоне экспресса».
10 января была посадка в Верхне-Тамбовском и Мариинске (здесь задержались на сутки). 12 января, в 13 ч. 50 мин., прибыли в Николаевск.
Вот что писал корреспондент «ТОЗа» Волынский: «В Николаевске мы пробыли трое суток – на сутки больше, чем рассчитывали. Задержка вышла из-за бензина. Мы узнали по радио, что на Сахалине авиационного бензина нет – не завезли осенью. Обоз с топливом был отправлен на Оху только 11 января, т.е. накануне нашего прилета. Идти он будет не меньше пяти дней. Стало быть, незачем спешить на Сахалин: мы все равно не могли бы оттуда выбраться».
На Сахалин!
15 января, в 12 ч. 40 мин., самолет вылетел из Николаевска-на-Амуре (не через лиман, а по прямой через горы на о. Лангр; ныне о. Байдукова) через Татарский пролив в город Оху. 185 км было покрыто за 1 ч. 15 мин. Сели на побережье в заливе Уркт (6 км до города).
В Охе нефтяники устроили митинг. Рабочие-горняки приветствовали первый прилет самолета.
Самым трудным стал последний перелет: Оха – Александровск. Здесь не было промежуточных аэроплощадок. Для летчика места незнакомые, трудно ориентироваться. Также мешали облака и туман.
Вылетев из Охи 17 января, в 13 ч. 15 мин., самолет пошел по восточному побережью Сахалина, дальше по устью реки Тыми (планировалась посадка в с. Рыковском). Перелетев через Камышовый хребет, всего 40 км, борт зашел ниже села Дуэ, развернулся и через 12 км в 16 ч. 25 мин. того же дня (17 января) приземлился в Александровске.
Михаил Водопьянов вспоминал, что боялся пролететь до Японии (а ей тогда принадлежало пол-Сахалина). Он искал электрический свет. Как ему сказали, его можно увидеть только в Александровске. Больше нигде электричества не было.
В Александровске (устье р. Александровки) по углам аэродрома развели четыре громадных костра. Чистое время в полете от Хабаровска до Сахалина заняло 6 ч. 25 мин.
На митинге выступил председатель Сахалинского окрисполкома Антоний Михайлович Курпель. Потом все переместились в клуб.
18 января в Александровске самолет совершил круговые показательные полеты и прокатил членов Осоавиахима. Сначала летали над Александровском, затем по маршруту Октябрьский – Дуэ – Михайловка – Корсаковка.
Регулярное сообщение
20 января самолет СССР-127 вылетел обратно в Хабаровск, взяв на борт А.М. Курпеля. А 26 января уже вернулся на Сахалин за первыми пассажирами.
Еще одним рейсом – 20 января 1930 года в Александровск прилетел с материка военный самолет Дальневосточной военно-воздушной флотилии, принимавшей накануне активное участие в действиях Особой Дальневосточной армии на китайской границе. Он доставил на Сахалин медикаменты, в том числе и сыворотку против бешенства для собак.
14 июля 1930 года началось регулярное авиасообщение материка с Сахалином. На линию Хабаровск – Александровск поставили гидросамолеты (сначала Junkers F.13 на поплавках, с бортовым номером СССР-444, потом пришли Savoia-Marchetti S.55P), изменив маршрут полета с кругового (Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Оха – Александровск) на укороченный: из Хабаровска в Мариинск, потом через Татарский пролив в залив Виахту и по побережью в Александровск (примкнув к общей авиатрассе Хабаровск – Камчатка, до Уэлена на Чукотку).
Полеты выполнялись четыре раза в месяц. На зимние месяцы цену билета определили на уровне не выше 250 рублей.
Сахалинская авиатрасса сыграла в развитии дальневосточной авиации большую роль. Она оказалась школой жизни. Летать по ней было невероятно трудно, поэтому не случайно ее прозвали Трассой героев. А первым летчиком Дальневосточного края заслуженно стал Михаил Васильевич Водопьянов (1899–1980), Герой Советского Союза, спасатель челюскинцев (1934).
Константин Пронякин, фото из архива автора
«Приамурские ведомости», №2