Бюджетные.
В общем-то, парламент республики никогда не был единым органом: сколько депутатов, столько и мнений. Разве только на фракцию «Единой России» это не распространяется, потому что в Ил Тумэне она голосует по принципиальным вопросам коллегиально — по команде лидера фракции Михаила Эверстова. Ревность, недопонимание и даже откровенная нелюбовь в Ил Тумэне — дело привычное. Чего стоила одна «сладкая парочка» — Александр Ким-Кимэн и Артур Алексеев, изводившие друг друга подколками и обидными прозвищами на радость всему прочему корпусу!
Однако последние события несколько выбиваются из традиционных парламентских обменов «любезностями». Потому что, когда общение между спикером и его коллегами из зала заседаний перекочевывает в правительственный печатный орган, это уже не просто смена форматов. Это официальное размежевание.
Первый вице-спикер парламента Юрий Заболев, вице-спикер Геннадий Вадюхин, возглавляющий Комитет по экономической, инвестиционной и промышленной политике, и глава бюджетного комитета Александр Уаров выступили с критикой в адрес своего руководителя через официальную прессу. Поводом стало заявление спикера о возможном укрупнении комитетов парламента, создании отдельного подкомитета при комитете Вадюхина и усилении комитета Уарова.
Сразу после этого заявления Юрий Заболев возмутился тем, что укрупнение бюджетного комитета повлечет за собой увеличение штатов, а это недопустимо, поскольку надо экономию с себя наводить. Геннадий Вадюхин сие возмущение разделил полностью. Александр Уаров же принялся сетовать на то, что он де 14 лет руководит этим комитетом, принимает бюджет за бюджетом и в дополнительной помощи не нуждается.
Между тем у любого стороннего наблюдателя, достаточно внимательно следящего за работой парламента республики, не может не возникнуть мысль о том, что помощь как бюджетному, так и инвестиционно-промышленному комитету очень даже требуется. Порядок принятия бюджетов и инвестпрограмм в республике в последнее время сложился такой, что ставить его себе в заслугу просто стыдно. До шести корректировок
(читай: исправлений) бюджета за год; отступление от инвестиционной программы более чем на 25%; принятие бюджетов «под честное слово» министра финансов, «потому что очень нужно»; принятие бюджетов то дважды в одном только первом чтении (2005 г.), то оптом во втором и третьем (2006 г.) — все это стало нормой работы в последние годы.
Не говоря уже о том, что поправки самого парламента в бюджет и инвестпрограмму почти никогда не проходят!
В этой ситуации не то что есть смысл — нужно и должно усиливать бюджетный комитет! А заодно и другой — Контрольный комитет.
Кстати, такая попытка тоже делалась. Если помните, еще с конца 2005 года парламент республики был готов создать институт финансовых аудиторов, которые должны были работать при парламенте и помогать Контрольному комитету — следить за тем, как расходуются финансовые средства. Против этой инициативы восстал лично президент Штыров. Но не напрямую, а, скажем так, окольным путем. Президент заявил о том, что финансовые аудиторы при парламенте — это немного не то, надо вообще создавать независимую республиканскую контрольно-счетную палату. Вот она появится и будет бдить за бюджетной копейкой.
То же самое обещание — создать КРС для борьбы с экономическими преступлениями — президент в свое время дал и Общественному антикоррупционному комитету во время встречи с ним. Тогда же комитетчикам обещали рассмотреть возможность придать официальный статус — для солидности. Но со встречи прошло уже несколько месяцев, а результата все нет. Впрочем, как нет и следов деятельности самого комитета…
Но суть, в общем, не в этом. И даже не в парламентских «разборках».
Суть в другом: вам не кажется, что попытки усилить контроль за тем, как расходуются в республике средства бюджета, от кого бы они ни исходили, стали вызывать у людей, прикипевших к власти, уже не просто раздражение, а прямо-таки агрессивную реакцию?
-----------------
Вдогонку
Бюджетные деньги, пиво и Егор Борисов
Е. Борисов |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
В марте текущего года депутаты еще раз вернутся к расследованию «пивного дела», а «вотума недоверия» Егору Борисову удалось избежать. Смысла нет — все равно 29-го числа правительству вместе с премьером уходить в отставку.
ЛЮДИ ПРЕЗИДЕНТА
Надо ли пояснять, что все три возмущенных депутата входят в «президентскую рать» — неформальную группу депутатов, лоббирующих идеи президента Штырова. Юрий Заболев лично руководил сбором подписей в поддержку Вячеслава Штырова в 2005 году. Геннадий Вадюхин был выдвинут пропрезидентски настроенными депутатами в вице-спикеры в первую очередь, чтобы не пропустить на этот пост Василия Власова. Александр Уаров последние пять лет старательно разделяет «курс партии» и помогает проводить даже самые «неживые» бюджеты и отчеты по ним. Так что объединяет всех троих не только возмущение по поводу «неэкономности» предложения спикера.
Значит ли это, что теперь у Вячеслава Штырова появился новый политический противник №1?
«Якутск Вечерний», № 2 от 19 января 2007.