В. Бакшин
В. Бакшин

Почти двадцать лет назад во многом неожиданно для окружающих ушел в отставку мэр Владивостока Владимир Ефремов. Неожиданно не потому, что ушел, — мэры менялись и до него. Неожиданно потому, что ушел именно в отставку, сам, добровольно. Для чиновничьего мира, где за всякое кресло принято держаться до последнего, разве что не зубами, это было чемто вроде шока. Помню, тогда довелось писать об этом событии; главной казалась мысль о том, что только сильный и гордый человек способен на такой шаг, а эти качества среди чиновничества крайне редки. Похоже, мысль была верная, потому что за прошедшие два десятка лет ничего не изменилось — при слове «отставка» всякий чиновник только наливается краской да плотнее ухватывается за подлокотники; во всяком случае, ничего подобного мы больше не видели, хотя примеров вопиющей управленческой некомпетентности накопилось за это время выше всякого разумения.

 

Остаюсь и при убеждении, что такой поступок может совершить только сильный и гордый человек, который если покидает пост, то с высоко поднятой головой.

 

Уходит из своего кабинета подавший в отставку директор филиала ВГТРК «ГТРК «Владивосток» Валерий Бакшин. Убежден, для журналистики края это — потеря. Даже притом, что он остается руководителем образовательного направления по нашей специальности в федеральном университете. Можно спорить о том, насколько силен Бакшин именно как журналист, публицист и так далее, но тот факт, что он является сильнейшим организатором, или, как сейчас модно говорить, медиаменеджером, Приморья, а может, и всего Дальнего Востока, — здесь, опять же убежден, никакого повода для спора нет. Потому что невозможно спорить с фактами.

 

Самый известный из них — создание газеты «Владивосток». В принципе, газеты тогда — двадцать с лишним лет назад — создавались десятками. Но! В середине 90-х тираж городской по статусу газеты зашкаливал в Приморье за 180 тысяч экземпляров. Подчеркну — подписной тираж, причем в то время, когда вообще-то тиражи в стране уже начинали «сыпаться». Газета была высокоприбыльной, однако прибылью Бакшин — если судить с точки зрения современных «продвинутых» медиаменеджеров — распоряжался неэффективно. Во-первых, для нескольких десятков (именно так!) сотрудников газеты были приобретены квартиры (подчеркну — не гостинки); во-вторых, сам Бакшин вместо того, чтобы отгрохать загородный коттедж, построил пятиэтажное редакционное здание. Есть у нас сегодня хотя бы еще одно негосударственное СМИ с собственным зданием? Не напрягайте память, бессмысленно. Так же как бессмысленно рассказывать об этом его нынешним наследникам по газетной линии; знаю, что, глядя на то, во что превратилась газета, Бакшин дал зарок не переступать больше порог здания, которое он, к слову, сам и построил.

 

В конце 90-х Бакшин возглавил краевой филиал канала «Россия» — телекомпанию «Владивосток». Я его тогда, помню, отговаривал: «Зачем вам это надо, шеф? Тут, в газете, — надежное дело. А там — черте что…» Но он завелся. Похоже, в газете, которая на тот момент достигла потолка, ему стало скучно. А здесь — новое дело, еще одна возможность проверить самого себя на прочность.

 

Проверка удалась. Достаточно вспомнить, что на заре своей полпредской карьеры Константин Пуликовский пытался вызвать его на дуэль, во всяком случае, заявлял об этом публично. Дуэль не состоялась, как говорится, по не зависящим от потенциальных участников причинам. Где теперь Пуликовский, я, честно говоря, не знаю. А Бакшин еще десять лет руководил телерадиокомпанией, по праву считающейся самой сильной на Дальнем Востоке.

 

Это были не самые простые годы. Почти все это время Москва нещадно «резала» штатное расписание и сокращала объем собственного вещания местной компании, принуждая делать ставку исключительно на информационные программы. Снаружи закулисья не увидать, а потому у оппонентов появилась отличная возможность заявить о том, что Бакшин проводит «массовые сокращения», «уничтожает» симфонический оркестр и Дальтелефильм. Сегодня об этих обвинениях даже вспоминать смешно — видимо, понимание реальности рано или поздно доходит. А что касается оппонентов, то как же им не быть — у всякого созидателя их всегда много. Не говоря о том, что сам бог велел записывать руководителя государственного СМИ в душители свободы.

 

Однако иногда наступают моменты, когда зерна отделяются от плевел. Во Владивостоке это произошло в декабре 2008-го — при активном участии отряда «Зубр». Многие кричавшие о свободе засунули тогда языки не скажу куда, а телекомпания «Владивосток» оказалась едва ли не единственной рассказавшей о произошедшем максимально подробно. Те, кто действительно хорошо знает Бакшина, тогда не особо удивились. Потому что эта история стала своеобразным продолжением предыдущей, случившейся в середине 90-х, еще в газете «Владивосток». Тогда у нас произошел какой-то конфликт с «Белым домом» (еще наздратенковским) и Бакшина так закусило, что он издал и вывесил на стене редакции приказ, запрещавший сотрудникам бывать в «Белом доме» и освещать деятельность краевой администрации. Потом из «Белого дома» звонили, извинялись, наладилось в общем…

 

Что же касается оппонентов и интриганов, то им с Бакшиным интересно — он-то фигура публичная. А вот ему с ними — нет. Дело в том, что он может «наехать», наорать, может предложить уволиться; но вот интриговать за спиной не будет. Так тоже может действовать только сильный человек, считающий козни унизительными.

 

…Ничто не вечно под луной, и было понятно, что рано или поздно Бакшин уйдет из компании. Он предпочел — рано. Но его время уже стало эпохой, каких на самом деле не так уж и много в короткой истории Приморского телевидения. Была эпоха Семена Юрченко, была эпоха Валентина Ткачева, теперь уже тоже «была» — эпоха Валерия Бакшина.

 

Мне, правда, проще. Я как познакомился с ним 35 лет назад, когда он, вчерашний аспирант, стал у меня и у моих одногруппников-первокурсников куратором, так с тех пор за учителя и держусь. Знаю, что не предаст — проверки уже были. И хоть работаем давно в разных СМИ, лекции-то и дальше будем читать студентам в одних аудиториях.

 

И потом, должность и авторитет — вещи вовсе не обязательно совместимые. Командует ли Бакшин «телевизором» или всего лишь преподает будущим «акулам пера» — авторитетнее него в нашем деле в крае все равно никого нет…

 

P.S.

 

Когда этот номер готовился к подписанию в печать, стало известно и еще об одной отставке — куда менее ожидаемой: заявление об увольнении по собственному желанию подал генеральный директор телекомпании «ОТВ-Прим» Михаил Полусмак. Для большинства местных наблюдателей это сообщение прозвучало как гром среди ясного неба. Мнения в местном медиасообществе разделились: одни считают, что у Полусмака произошел конфликт с губернатором края Сергеем Дарькиным; говорят даже, что конфликт был связан с бездарно проведенными в Приморье праймериз «Единой России» (подробнее см. на стр. 2 в этом номере «Новой во Владивостоке»), в результате чего всех собак повесили на Полусмака, который якобы отвечал за идеологическое обеспечение. Другие наблюдатели связывают увольнение Михаила Полусмака с тонкой аппаратной игрой внутри самого «Белого дома», направленной в первую очередь на контроль определенных финансовых потоков.

 

Как бы то ни было, внезапное увольнение Полусмака сделало возникшую брешь двойной: перед самым началом главной избирательной кампании года две ведущие телекомпании края остались без первых руководителей.

 

Островский Андрей,

«Новая газета» во Владивостоке», № 98, 18.08.11

http://novayagazeta-vlad.ru/98/ZHizn/Zachemvametonadoshef

.