Газета «Неделя Якутии» в своей сатирической рубрике «Пипиfax» обращает внимание на то, что названия многих федеральных ведомств, организаций, предприятий разрослись на столько, что запомнить их практически невозможно.

Вот некоторые примеры. Название инспекции с прежней аббревиатурой ГИМС теперь в четыре слова не вместишь, поскольку она теперь называется: Управление Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха(Якутия) – 26 слов!

Бывший Санэпиднадзор в Мегино-Кангаласском улусе именуется так: Территориальный отдел Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха(Якутия) в Мегино-Кангаласском улусе – 23 слова.

Или есть две такие родственные структуры: ФГУ ЛГБУВПиС и ЛБВУ ФА ВР МПР РФ. Первая именуются: Федеральное государственное учреждение «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства, вторая – Ленское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Согласитесь, запутаться в этих двух «соснах» очень легко.

А вот аббревиатура структур МВД Якутии: ОЛРР и КЧДОД, МОБ МВД Р(Я), ОРЧ БНОДМ и К УБЭП МВД РС(Я), ОБПСПР и АЗ МОБ МВД РС(Я).

Усложнились названия организаций и в связи с введением местного самоуправления. Простые прежде названия средних школ не выговорит каждый школьник. В Якутске они теперь именуются так: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №… муниципального образования «Городской округ город Якутск». От себя добавим: в названиях наслежных школ слов еще больше, к тому же многие еще имеют добавку: имени такого-то. В итоге получается 10-15 слов, а то и больше.

В заключение «Неделя Якутии» иронично пишет: «Конечно, вывески не играют в нашей жизни определяющей роли. Главное, чтобы люди под ними хорошо работали. Но времени на работу при таких названиях может просто не остаться. Ведь, если, к примеру, начальник отдела регулирования режимов водохозяйственных систем, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений и организации противопаводковых мероприятий Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации хоть один раз пожелает представиться кому-нибудь полной должностью, то за это время вся вода из Ленского водного бассейна утечет в Северный Ледовитый океан, а сам начальник забудет свое имя. Потому что начнет он выговаривать название должности, будучи молодым, перспективным специалистом, а закончит уже на пенсии».

Кстати, федеральные агентства в Москве используют более простые названия, например, Роснедра, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росимущество и т.д.

ИА SakhaNews.

---------------------

 

Архив:

МУ-МУ и другие (Выездное заседание агентства «Пипиfax»)

 

Во все времена государственные учреждения в России стремились наименовывать себя позаковыристей, чтобы уже само название ввергало подданных в трепет. Но в сравнении с нынешними шедеврами даже вывески двадцатых годов типа «Лесбумпромзаготспичка» выглядят просто изящными.

На месте ясных и понятных городских и районных налоговых инспекций ныне воздвигнуты Межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации с номерами от одного до восьми по Республике Саха (Якутия). И попробуй, догадайся, что под номером пять укрываются налоговики Якутска…

Короткая аббревиатура ГИМС выросла до Управления Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия).

Простой и вредный, как бацилла, Санэпиднадзор стал Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия).

Но Якутску еще повезло. А вот, скажем, в Мегино-Кангаласском улусе полное название ЭТОГО звучит так: Территориальный отдел Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Мегино-Кангаласском улусе.

Каких размеров должна быть печать подобного заведения, если выгравировать на ней полное название? С тарелку? С таз? Так ведь в ней еще должно найтись место для обязательного двуглавого орла!

Впрочем, нас в данном случае волнуют не муки начальства, вынужденного втискивать в печати и штампы половину словаря, а меркантильный аспект проблемы. Телефонные переговоры сейчас учитываются поминутно, и название иного государственного учреждения сожрет половину зарплаты, пока выговоришь его в телефонную трубку. А попытка найти номер телефона некоторых учреждений через 09 теперь неизбежно приведет вас к разорению и банкротству.

Например, если вы попробуете узнать номер телефона Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов Российский Федерации, телефонистка вас не поймет. Через полчаса, когда вы договорите название до конца, она забудет начало и попросит повторить. А потом даст телефон «Ленского государственного бассейнового управление водных путей и судоходства». Когда дозвонитесь туда, там вам еще полчаса будут объяснять, что вы попали в Федеральное государственное учреждение «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», а вам надо в Ленское бассейновое водное управление Федерального агентства…

Потом вы еще полчаса будете объяснять телефонистке, что вам нужно не Ленское бассейновое управление, а Ленское бассейновое управление. И добро, если на каком-то этапе поисков вас осенит, и вы рявкнете в трубку:

—Что вы мне впариваете ФГУ ЛГБУВПиС?! Мне нужен телефон ЛБВУ ФА ВР МПР РФ!

И тогда, может быть, обиженная телефонистка ответит:

—Так бы сразу и говорили по-русски. Записывайте номер…

Километровость нынешних названий порождена в основном двумя обстоятельствами. Вертикали власти надо продемонстрировать, что она пронизывает всю Россию до самых печенок. Отсюда – многочисленные территориальные отделы территориальных управлений федеральных агентств министерств Российской Федерации, что уже само по себе непроизносимо. А когда авторы названия нанизывают на эту вертикаль ведомственные заморочки, стремясь подробно раскрыть все необъятные функции и задачи учреждения, рождается шедевр, выговорить который может только артист разговорного жанра после месяца репетиций.

Впрочем, вешать всех собак на вертикаль власти было бы неправильно. В тех сферах, которые государственная вертикаль передала муниципалитетам, вывески бывают еще круче.

Счастливые советские дети могли учиться просто в школе. Нынешние лишены такой возможности. Сейчас школа, как и церковь, отделена от государства, передана в муниципальное ведение, и чтобы никто в этом не усомнился, данный факт зафиксирован в вывеске. Теперь несчастные детишки (в Якутске, например) ходят не в школу, а в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа номер такой-то муниципального образования «Городской округ город Якутск»». Сокращенно – МОУ «СОШ №… МО «ГО г.Якутск».

Добро бы все это оставалось только на бланках и вывесках. Но вселенское мычание и мяуканье – МУ, МОУ, МО – переходит в прессу и на телевидение. В газетах сплошь и рядом можно прочесть фразы, типа, «МУ «УО» при администрации МО провело на базе МОУ «СОШ №…» улусный семинар по повышению качества преподавания русского языка». А дикторы ТВ в стремлении дословно донести до зрителя глубинную сущность государственного и муниципального строительства скоро, наверное, будут говорить так: «Глава муниципального образования кавычки город Олекминск кавычки муниципального образования кавычки Олекминский район кавычки провел совещание по вопросам работы котельных Олекминского филиала ГУП кавычки ЖКХ РС скобка Я скобка кавычки закрываются».

Особый случай – названия внутренних органов Министерства внутренних дел. Не в силах выговорить уплывающие в бесконечность наименования своих отделов и управлений, люди с погонами подошли к проблеме радикально. Они режут аббревиатурами, в которые собран весь алфавит: ОЛРР и КЧДОД МОБ МВД РС(Я), ОРЧ БНОДМ и К УБЭП МВД РС(Я), ОБПСПР и АЗ МОБ МВД РС(Я).

От милиционеров не отстает чрезвычайное ведомство, вынужденное рожать такие жизненно необходимые службы, как ЯРППСС ГУ МЧС России по РС(Я) и пр.

Конечно, вывески не играют в нашей жизни определяющей роли. Главное, чтобы люди под ними хорошо работали. Но времени на работу при таких названиях может просто не остаться. Ведь если, к примеру, начальник отдела регулирования режимов водохозяйственных систем, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений и организации противопаводковых мероприятий Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации хоть один раз пожелает представиться кому-нибудь полной должностью, то за это время вся вода из Ленского водного бассейна утечет в Северный Ледовитый океан, а сам начальник забудет свое имя. Потому что начнет он выговаривать название должности, будучи молодым, перспективным специалистом, а закончит уже на пенсии.

И для чего в одном названии Территориального агентства Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Саха (Якутия) аж два агентства? И зачем в нем дважды подчеркнуто, что все это – федеральное? Есть надежда, что федерального имущества от этого станет больше?

И к чему Саха (Якутскому) филиалу Дальневосточного окружного территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта целых два воздушных транспорта, если при нынешних тенденциях весь воздушный транспорт скоро будет представлен одним исправным самолетом?

Отдел по работе с вывесками Управления мониторинга государственных учреждений сатирического агентства «Пипиfax» редакции еженедельной республиканской общественно-политической газеты

 

«Неделя Якутии», № 7, 23.02.07.