Весь прошлый и позапрошлый годы самым популярным и чаще всего упоминаемым словом в выступлениях политиков и чиновников было слово «стабильность». Если составить рейтинг упоминания этого слова в нашей стране, то он, наверняка, превысит все возможные пределы.

 

Правительство ЕАО
Правительство ЕАО

 

Такое ощущение, что нас пытались усиленно гипнотизировать, тщательно промывая нам мозги, вымывая из них все не стыкующиеся со словом «стабильность» слова и мысли. Нам внушали: страна развивается стабильно, без потрясений. И, действительно, в стране, по сути, ничего не менялось. Хотя, может, где-то что-то и менялось, но только не в нашей области.

 

Она стабильно оставалась и остается глубоко дотационной, в ней стабильно не развивается производство, и также стабильно гибнет сельское хозяйство. Из нее стабильно уезжает трудоспособное население, а медицина стабильно загибается (или уже загнулась?). С каждым объявленным Президентом РФ сокращением в стране чиновничьего аппарата в нашей области чиновников  стабильно становится все больше.

 

Обратимся к сборнику «СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ 2012 г.». В этом документе можно найти ответы на многие вопросы. Например, на чаще всего задаваемый нашими читателями: сколько чиновников в Еврейской автономной области?

 

В разделе «Основные социально-экономические показатели, в графе «Численность населения на конец года» приведены показатели семи последних лет. Это дает возможность сравнить, например, насколько увеличилось число жителей области в 2011 году по сравнению с предыдущими годами.

 

Читаем: в 2005 году население области составляло 181 700 человек. В 2006 - 179 400 человек, в 2009 - 177 500 человек, в 2010 году - 176 300 человек, а в 2011 уже 174 400 человек. Я пропустила 2007 и 2008 годы, поскольку и так понятно, что в эти годы население области тоже шло на убыль. В графе «Естественный прирост, убыль (-) населения» стоят только минусы, то есть одна убыль и никакого прироста. И это объяснимо: население стабильно увеличивается там, где люди видят перспективу для себя, для своих детей. Там, где развивается производственная сфера, обеспечивающая рабочие места, там, где процветает сельское хозяйство. Там, наверняка, чаще всего, идет речь о миграционном приросте населения, а у нас наоборот - только о миграционной убыли. Согласно упомянутому ежегоднику, в 2009 году миграционная убыль населения составляла триста человек, в 2010 - девятьсот, а в 2011 году уже одну тысячу семьсот человек.

 

Уезжают и, прежде всего, те, кто может и хочет работать, но не находит применения своим способностям и возможностям здесь, на своей малой родине.

 

В статистическом ежегоднике в графе «Среднегодовая численность занятых в экономике» цифры последние семь лет стабильно сокращаются. Если в 2009 году в экономике было занято 82 100 человек, то в 2010 - 81 300, а в 2011 уже 79 100 человек. При этом стабильно увеличивается число пенсионеров.

 

Богатая природными ресурсами, полями и лесами область сегодня живет  с постоянно протянутой рукой, ожидая подачек от Федерального центра.

 

Заводов и фабрик, практически,  нет, остались одни названия, сельскохозяйственные комплексы, на которые ушли миллионы, обанкрочены. Чем же руководят местные чиновники, которых, как я уже говорила, по большому счету, каждый год меньше не становится? Сколько их и почему их столько?

 

Открываем раздел статистического ежегодника «Численность работников органов государственной власти Еврейской автономной области и местного самоуправления по уровням и структурам управления на конец 2011 г.».

 

Читаем: «Всего работников 3763 человека…».

 

Если численность населения области 174 400 человек разделить на 3763 чиновников, то получится, что на каждую сотню жителей области приходится по два чиновника. А если мы возьмем только ту часть населения, которая занята в экономике области - 79 100 человек - ведь именно ими, по сути, руководят чиновники, и разделим это число на  число чиновников (3763), получается по одному чиновнику примерно на каждые двадцать человек, или по пять на сотню занятых в экономике Еврейской автономной области жителей.

 

Пять чиновников на сто человек!!! Да при таком раскладе наша область должна превратиться в «Сколково»! При таком усиленном менеджменте каждая сотня жителей области должна трудиться не покладая рук, делая все сферы жизни региона по-настоящему привлекательными, а область в целом превращая в самый процветающий регион страны. Подумать только: каждые двадцать человек живут и трудятся под чутким руководством и, главное, под присмотром чиновника! Да они должны просто фонтанировать идеями, строить заводы и фабрики, создавать разные там ноу хау, доводить свой коэффициент полезного действия до умопомрачительных высот! Они должны создавать семьи, рожать детей и жить долго и счастливо. Где ты, Еврейское автономное «Сколково»?

 

Почему в разделе статистического ежегодника «Основные демографические показатели», в графе «Ожидаемая продолжительность жизни» стоят такие обескураживающие цифры: в 2010 году - 63 года и 7 месяцев, а в 2011 - 63 года и 4 месяца? Почему смертность и в 2009, и в 2010, и в 2011 годах выше, чем рождаемость? Почему, ведь в правительстве области до конца декабря 2012 года существовало целое управление по демографии со своим штатом чиновников? Кто, если не это управление, должен был грамотно управлять процессами, способствующими повышению рождаемости и, соответственно, понижению смертности?

 

Сегодня это управление как самостоятельная единица уже не существует. Его объединили с управлением внутренней политики, которое непонятно зачем было создано пару лет назад. Вообще, внутреннюю политику региона должен определять руководитель региона - губернатор. А у нас ее почему-то определяет управление со своим, соответственно, штатом.

 

Каков результат? Да никакого! Согласно тому, что публикуют местные СМИ, у нас все хорошо, все всегда в порядке, мы впереди планеты всей по показателям на бумажках. Отчаянно боремся с коррупцией в лице отдельно взятых рядовых докторов, сажая их в тюрьму, изредка объявляем коррупционерами нерядовых чиновников, ограничиваясь их домашним арестом или подпиской о невыезде. Вот такая у нас глубоко внутренняя политика! Да и не только она.

 

Почти четыре тысячи чиновников разного уровня живут, не бедствуя, в нашей небольшой области, управляя всем, чем только можно. Например, есть в правительстве управление промышленности. А вот есть ли сама промышленность - это вопрос.

 

Есть управление здравоохранения, а само здравоохранение дышит на ладан. На должность руководителя этого управления наше правительство приглашает человека из Хабаровска,  который долгое  время  занимался не медициной, а коммерцией. В свою очередь  жители области, даже не очень состоятельные, наоборот, едут  в Хабаровск, стараясь получить профессиональную медицинскую помощь там.

 

Есть управление сельского хозяйства, но у жителей области сложилось устойчивое мнение, что наше сельское хозяйство уже давно неуправляемо. Регулярно создаются какие-то фермы, комплексы, а потом также регулярно банкротятся. А может, я ошибаюсь? Может, в этом и заключается суть управления?

 

На должность руководителя управления сельского хозяйства тоже приглашен хабаровчанин господин Петухов. Работает недавно, но уже есть подвижки. Например, завод «Биробиджан-молоко», который еще год назад губернатор  обещал во что бы то ни стало сохранить, сегодня почти банкрот. Дело о банкротстве этого предприятия в настоящее время находится в Арбитражном суде.  Вместо него господин Петухов обещает открыть новый молокозавод, на котором еще и мясо, якобы, перерабатывать будут. Как это можно сделать на базе старого завода, если практически все его имущество отдано банку под залог кредитов, которые, судя по всему, никогда не будут возвращены?

 

Почти четыре тысячи чиновников разных уровней, - а все (или почти все) областное имущество было заложено под реализацию мифических проектов - животноводческих комплексов из больных австралийских коров. Сегодня оно находится в руках банка и уже не принадлежит области. Вопрос: для чего тогда в правительстве ЕАО существует комитет по управлению государственным имуществом? Чем он управляет? Несуществующим имуществом?

 

Почти четыре тысячи, из них полторы с небольшим тысячи - чиновники областного уровня, остальные - федерального и муниципального уровней.

 

Чем управляют все эти областные чиновники, которым стало мало места в пятиэтажном огромном здании правительства области, и они расположились в нескольких зданиях? Казалось бы, и управлять-то уже нечем, но каждый житель области где-то в глубине души мечтает оказаться одним из этих четырех тысяч или из полутора тысяч областных, потому что эти четыре тысячи, в том числе и полторы тысячи областных чиновников, могут позволить себе жить, не беспокоясь о завтрашнем дне.

 

Но достаточно, проходя по коридорам правительства ЕАО,  внимательно прочитать таблички на дверях кабинетов или почитать телефонный справочник правительства ЕАО, чтобы понять, что мечты эти в большинстве своем невыполнимы.

 

Дело в том, что фамилии, как на табличках, так и в телефонном справочнике, часто повторяются. Одна и та же фамилия в трех, а то и в четырех разных отделах, комитетах, управлениях. И, хочешь - не хочешь, а в голову закрадывается крамольная мысль: это не просто работа в качестве чиновников, а такой своеобразный семейный подряд.

 

Когда-то, в советские времена, существовали династии рабочих, строителей, врачей. А сегодня в Еврейской автономной области сформировались новые династии - династии чиновников!

 

На их содержание тратится немалая часть областного бюджета. Бюджета глубоко дотационного! Они сидят в кабинетах, пишут справки, планы, отчеты, проще говоря, изводят несметное количество бумаги. А на вопрос, почему в той или иной сфере жизни области не происходят ощутимые сдвиги к лучшему, отвечают: нет денег. Причем, денег нет стабильно, из года в год.

 

Возможно, именно такую стабильность имели ввиду политики и чиновники, повторяя это слово, как заклинание, последние два года.

 

Такое ощущение, что нас пытались усиленно гипнотизировать, тщательно промывая нам мозги, вымывая из них все не стыкующиеся со словом «стабильность» слова и мысли. Вымывали, вымывали, да не вымыли!  

 

Елена Голубь,

«Газета на дом», 16.01.13

.