Добраться до дома № 40 на Нерчинской можно двумя способами: либо от Партизанского проспекта вверх-вверх-вверх по лестницам, пока через пелену пота, разъедающего глаза, не разглядишь длинную пятиэтажку в предпоследнем ряду (еще выше - только телевышка), либо на машине, опять же круто вверх, замысловатыми виражами по совершенно убитой дороге. Короче, если сам там не живешь, нечего туда и лезть. И действительно, на что там любоваться - на однотипные серые хрущевки? Или на тюрьму с высоты птичьего полета? Нет уж, как говорится, «лучше вы к нам»…
 
Тем не менее почти каждую неделю к этому дому приходят десятки людей. В уютном маленьком зале на соседних местах могут оказаться старшеклассник и пенсионер, научный работник и продавец - самые разные люди, которых объединяет любовь к живому творчеству. Здесь можно посмотреть спектакль, почитать стихи классиков и современников, послушать песни в авторском исполнении. Здесь не продают алкоголь, не лупит по ушам клубная «кислота». Здесь искреннее общение и особая атмосфера, которой больше нигде в нашем городе, пожалуй, и нет. Это театр «Белая лошадь».
 
Его отец-основатель Сергей Рыбалка - легендарная личность, пора закладывать пароход, который с гордостью носил бы это имя. Я не шучу. Клуб самодеятельной песни «Поиск», фестивали «Приморские струны» и «Дальфест», театр «Перекресток» - явления, по своему культурному значению выходящие далеко за пределы края, притом уже много лет действующие (на местные фестивали авторской песни ежегодно съезжаются гости от Москвы до Магадана). Музыкальные сказки Сергея Рыбалки идут в ряде театров России и Украины. И «Белую лошадь» он с группой товарищей-энтузиастов оборудовал своими руками, устроив в заброшенном полуподвале зал, гостиную, студию звукозаписи. Давно это было - в 1997 году был заключен договор о безвозмездной передаче помещения клубу «Поиск», и вот уже шестнадцатый год у нас работает уникальный культурный центр, каким далеко не каждый город может похвастать.
 
Но при всех своих достоинствах Сергей, как истинно творческий человек, оказался плохо приспособленным к плаванию в переменчивых бюрократических течениях. И вот что случилось. Когда КСП «Поиск» умер естественной смертью, сделав все возможное в рамках своего формата, его сменил новый проект. «Творческий центр «Театр «Перекресток» - именно под этим названием была зарегистрирована общественная организация. Вот что рассказывает сам Рыбалка: «Все это происходило во времена, когда Владивосток очень долго избирал себе думу. Потом избрал, но мы не смогли переоформить и продлить договор, во-первых, потому что изменить название организации в нем нам отказали, а во-вторых, дума и администрация очень долго делили полномочия: кто разрешает безвозмездность, кто распоряжается имуществом, ну и т. д. В конце концов мне это надоело…» Я его прекрасно понимаю - сам бы на его месте плюнул на эту волокиту и занялся бы вещами более интересными, чем хождение по кабинетам.
 
Но если ты не идешь по кабинетам, будь готов, что кабинеты придут к тебе. Бюрократия - весьма обидчивая барышня, она имеет обыкновение мстить за невнимание к своей особе. И вот в управлении муниципального имущества вспомнили о «бесхозном» помещении, которое занимает непонятно какая организация. В том, что для господ чиновников действительно непонятно какая организация занимает это помещение, сомнений быть не может - как там в известном стихотворении Маяковского глядели на польский паспорт?.. Ладно, допустим, завхозы не обязаны это знать, а вот известно ли в управлении культуры, что в любой день - может, уже сегодня - на Нерчинскую, 40 могут прийти приставы и начать процедуру «освобождения» площадей (читай - уничтожения уникального культурного очага)? И знает ли об этом сам глава города?
 
Впрочем, Игорь Сергеевич наверняка скоро узнает - в соцсетях уже всё бурлит, подписывается электронная петиция на его имя, счет подписавших идет на сотни. Вопрос в том, как он отнесется к этой проблеме и отнесется ли вообще. Хотелось бы, чтоб он не прошествовал мимо, как по мосту через Золотой Рог. Ведь на самом-то деле проблему устранить проще простого: приостановить действие решения управления муниципального имущества, дать время нормально переоформить документы - и радоваться вместе со всеми, что у нас по-прежнему есть такой замечательный творческий центр!
 
И последнее. Хочется спросить у тех, кто принимал это решение: господа чиновники, вы ведь поставлены для того, чтобы приносить пользу городу? Так? И вы ведь действительно хотите ее приносить, правда? Тогда давайте посмотрим, какая польза нашему городу будет, если это ваше решение, принятое только ради формального соблюдения нормативов, реализуется. Что нужного городу можно устроить в «освободившихся площадях»? Детский сад? Исключено - тесновато, темновато и нет прилегающей площадки для прогулок. Может, еще одно муниципальное управление - нам ведь их так не хватает? Очень сомневаюсь, что вы или ваши коллеги захотите добираться на работу туда (см. начало статьи). Или вы намерены эти площади выгодно продать и существенно пополнить городскую казну? Но неужели именно эти несколько десятков квадратных метров сделают городской бюджет бездефицитным?
 
Думайте, господа, думайте!..
 
P.S. Демонстративное пренебрежение культурой во Владивостоке - известное дело. Но и край не отстает. О том, с какими проблемами сталкивается культура на краевом уровне, читайте в следующем номере «Новой во Владивостоке».
 
Пинчук Николай,
«Новая газета во Владивостоке», №186, 09.05.13