Дворец культуры для судостроителей
Дворец культуры для судостроителей
«Город комсомольской славы есть! И пусть он растет еще больше, еще краше! Пусть будут в нем проспекты и Дворцы!» Именно так торжествовала молодежь в 1937 году, отмечая 5-летие совершенно юного города - Комсомольска-на-Амуре. И хотелось его строителям, чтобы Дворцы культуры ничем не уступали московским. Ведь молодые строители еще не так давно сами были жителями разных культурных столиц.
 
СЛАВНЫЙ ПУТЬ «СУДОСТРОИТЕЛЯ»
 
Прошли года. Центральный в городе Дворец культуры стоит на одной из центральных улиц города - аллее Труда. Она ведет свое начало от судостроительного завода, именно того, с которого начался город. И Дворец, конечно же, носит имя славных комсомольских судостроителей. За эти годы через него прошло огромное количество талантливых педагогов самых различных творческих коллективов, а самое главное простых жителей, детворы. Были у Дворца и разные руководители. Но, как же случилось так, что нынешний, а точнее уже бывший управляющий Дворцом культуры и спорта «Судостроитель» была вынуждена обратиться в суд, оспаривая собственное увольнение?
 
Задание спроектировать Дворец культуры для судостроителей получили профессор архитектуры из Ленинграда Владимир Николаевич Талепоровский и его жена Феодосия Ивановна Милюкова. Знатокам истории архитектуры много о чем скажут эти имена. Эскизные и технические чертежи утверждались в Москве. В октябре 1939 года началось строительство. К началу Великой отечественной войны центральная часть была практически готова, намечался приезд авторов проекта. Но война застала архитекторов в блокадном Ленинграде.
 
При эвакуации через Ладожское озеро попутчикам семьи Талепоровских мог показаться смешным человек с рулоном выше собственного роста. «Наверняка, - думали, - ковры тащит, а вокруг бомбят…» А Владимир Николаевич не взял с собой никаких вещей, кроме проектов, архитектурных деталей и рисунков росписей Дворца…
 
В 1943 году супруги приезжают наконец-то в Комсомольск и работы возобновляются. Вместе с ними трудятся их давние друзья - скульптор Иннокентий Иванович Суворов и его жена, художница Софья Людвиговна Закликовская - ученики знаменитого на весь мир художника-исследователя Павла Николаевича Филонова.
 
Непосредственное участие в работе принял бывший работник судостроительного завода, первый художник города Георгий Александрович Цивилёв. Художественному оформлению Дворца он отдал весь жар своей творческой души. «Такие панно, какие делал Георгий, нисколько не уступали, а возможно, и были лучше московских и ленинградских. Сказать правду, он без меня с росписью справился бы, а я без него - навряд ли…», - так рассказывала о Георгии Цивилёве Закликовская.
 
Открыли Дворец 6 ноября 1944 года. Накануне на аллее Труда можно было увидеть необычную процессию - десятки судостроителей несли на руках новенькие кресла-скамьи по 5-6 кресел в одном блоке. Их сделали рабочие столярно-малярного цеха завода. А несли потому, что боялись во время перевозки на автомашине поцарапать эти любовно изготовленные кресла. Так все и перетащили вручную, 865 мест.
 
В военный 1944 год смогли построить только центральную часть Дворца, в то время, как изначально задумывались еще левое клубное и правое спортивное крылья. Строительство возобновилось, и было завершено в 1975 году. Центральную часть реконструировали, и она полностью изменила внешний облик, но внутри в некоторых местах еще сохранилось «военное время».
 
Принял участие в работе над Дворцом и дальневосточник, художник-монументалист Николай Павлович Долбилкин. На втором этаже в центральной части, находится его мозаичное панно, общей площадью в 200 м2 . Фасады крыльев также украшают работы Долбилкина - «Знания» и «Спорт».
 
Располагалась здесь и богатейшая библиотека, первая в городе, в комплектовании книжного фонда которой приняла участие Надежда Константиновна Крупская. Это по ее указанию была подобрана и отправлена литература для строителей завода на Амуре. До 1972 года на базе Дворца работал и городской Драматический театр, актером которого, в 1958-1961 гг. был народный артист России Анатолий Юрьевич Равикович, снявшийся в большом количестве фильмов, но особенно полюбившийся многим по роли застенчивого интеллигента Хоботова в «Покровских воротах».
 
Нельзя не сказать и еще об одном человеке. Это гений джаза - Эдди Рознер. Знаменитый на весь мир Льюис Армстронг называл этого человека - мой белый брат. Так получилось, что «белый брат» попал в Комсомольск-на-Амуре по путевке в «места не столь отдаленные», став неугодным советским правителям. Но и здесь занимался именно тем, что умел гениально - играл джаз, организовал оркестр и выступал вместе с ним на сцене Дворца.
 
«ВАША ПИОНЕРИЯ НАМ НЕ НУЖНА»!
 
Теперь перенесемся в февраль этого года, когда местное телевидение напомнило факт:
 
«12 апреля 2003 года стало отправной точкой в череде бедствий Дворца культуры «Судостроитель». В этот день в главном зале вспыхнул пожар, который за несколько минут превратил роскошное помещение в дымящиеся развалины. Далее череда собственников видела во Дворце только курицу, несущую золотые арендные яйца».
 
Большой пожар, зрительного зала, его сцены, вспыхнувший 10 лет назад, действительно, стал отравной точкой бедствий. С тех пор главная аудитория ДК закрыта от остальных помещений теплоизоляцией. Но это не единственное бедствие Дворца. В сюжете комсомольчане могли увидеть разрушенную библиотеку, пришедший в негодность спортивный зал и многое другое.
 
О каких же собственниках говорил журналист? Ведь, Дворец всегда был заводской - завода имени Ленинского комсомола, нынешнего ОАО «АСЗ». Но пришли новые времена, и заводу стал не нужен ни дворец, ни его культура. Волновало только одно - арендная плата от огромных помещений. Ведь полезная площадь - 8 462 кв.м.
 
На данный момент Дворец передан заводом в собственность своему бывшему бытовому отделу, а ныне юридически самостоятельной производственно-коммерческой фирме «Амгунь». При этом она является собственностью ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», которому принадлежит и ОАО «АСЗ», а все вместе они входят в государственную «Объединенную судостроительную корпорацию». Немного запутано, неправда ли? Но вывод один - с одной стороны завод опосредованно является государственным, с другой - фактически за его техническое состояние не отвечает никто, приоритетным является только коммерческое использование.
 
Увидеть, впервые за долгие годы, состояние своего любимейшего в прошлом зрительного зала и услышать рассказ о бедствиях Дворца в целом комсомольчане смогли благодаря честной гражданской позиции его бывшего управляющего Ирины Валерьевны Ракша. За что она и поплатилась увольнением.
 
- По профессии я дизайнер и художник, окончила исторический факультет в педагогическом университете и отделение дизайна в КнАГТУ, - горит последний экс-директор «Судостроителя». - На работу в ДК попала, случайно узнав о появившейся вакансии. Предыдущему управляющему Колотовкину Виталию Анатольевичу тоже «помогли» уволиться - слишком переживал за состояние Дворца. С самого начала работы у меня была мысль - неужели ничего нельзя сделать? Ведь такой замечательный объект культуры. Все мое детство там прошло. С 4 лет меня отдали в секцию плавания, а позже занималась в знаменитой студии бальных танцев «Вдохновение».
 
Когда сгорела сцена, на которой выступали и мы, я была просто в шоке, не могла поверить. Развал изнутри. Бесхозяйственность. Где-то какие-то двери были забиты досками, дырки и гниющие стены завешаны красивыми вывесками, плакатами. Дворец это все напоминало весьма отдаленно.
 
Отношения с ООО «ПКФ Амгунь» у меня практически сразу же не сложились из-за безразличия его руководства к самым наболевшим проблемам ДК. Например, предписания инспекторов никто не выполнял, пожарной сигнализации просто не существовало. Была ситуация, когда весь Дворец просто могли закрыть. И на данный момент менеджеры «Амгуни» предпочитают платить большие деньги за двухгодовую отсрочку на выполнение предписаний. Только вот ничего существенного так и не предпринимается.
 
За время моей директорской деятельности в ДК кое-что мы успели. Отремонтировали клубную часть, там, где занимаются дети. Расчистили подвалы, разгребли завалы, привели в порядок кабинеты. Поменяли всю проводку, она была на грани аварии. Но надо сказать, что в основном весь ремонт проводился за счет средств арендаторов, и назвать его можно было только косметическим. Основных проблем он не решал. После выхода в телеэфир сюжета о состоянии Дворца мне сразу объявили выговор.
 
Раз за разом стали меняться должностные инструкции. Меня все время старались на чем-то подловить. Постоянно вызывали к руководству. Однажды прямо предложили откупные деньги за увольнение по собственному желанию, причем сказали - «любые деньги». Мнение о собственниках ДК сложилось как о коммерсантах, настроенных исключительно на извлечение прибыли.
 
Приезжал некий Олег Забелин - представитель собственника и возмущался: «Почему так мало прибыли? Дворец должен «делать деньги». А ведь сказать, что он приносит мало дохода абсолютно неверно, так как арендные ставки за его площади в центре города по местным меркам непомерно высоки. Кроме того, могу процитировать заместителя директора ООО «ПКФ Амгунь» А. Д. Пак: «Нам ни ваша «пионерия», ни ваша история не нужны. Мы все тут работаем на «дядю» и должны «делать деньги»». Какого «дядю» она имела в виду я, конечно, не знаю. Но знаю, что в основном все они там неместные, не комсомольчане. Даже теоретически связывать будущее Дворца с нынешним собственником, конечно, нельзя.
 
Сейчас «хозяева» ДК меняют одних арендаторов на других. Идет какой-то передел. Хотя и говорят, что якобы найдут бизнесменов, способных взять в аренду зрительный зал и восстановить его. Мне и людям, заинтересованным в восстановлении Дворца хочется, чтобы он перешел в собственность Хабаровского края, о чем и говорил напрямую с общественностью губернатор Вячеслав Шпорт во время недавнего визита в Комсомольск.
 
Антон Ермаков,
председатель Комсомольского-на-Амуре отделения
«Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры»
 
P.S. В заключении добавлю, что в настоящее время Комсомольское отделение «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» ведет работу, совместно с министерством культуры Хабаровского края, по включению Дворца культуры и спорта «Судостроитель» в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.