Паром ледового класса «Босфор Восточный», 1974 года выпуска. |
|
Первый вице-мэр Владивостока Екатерина Химич заявила, что городу необходимо обеспечивать связь с островными территориями в зимний период. Суда, которые сейчас арендует администрация Владивостока и которые выполняют рейсы на острова Попова и Рейнеке, не имеют ледового класса, что делает невозможной их эксплуатацию после 1 ноября. Поэтому чиновниками администрации города было принято решение о срочной покупке парома «Босфор Восточный». Сумма удивила специалистов - судно, которое уже должно было уйти на покой, чиновники приобретают по баснословной цене - 53,6 млн рублей. Депутаты быстро сумму утверждают, и мэрия отчитывается: город к зиме готов!
Вопросов к «сделке века» на самом деле уйма. Начиная с самого простого: согласно Федеральному закону № 94-ФЗ закупки такого рода муниципалитетом должны проводиться на основании конкурса, о котором никто и не вспомнил. А ведь во Владивостоке есть не только ИП «Корытко», которому принадлежит «Босфор Восточный», паромы ледового класса остались и у «Мортранса», и у других компаний, даже за пределами России. И цена была бы другой.
По оценкам некоторых экспертов, стоимость этого парома не превышает 7 млн, поговаривают даже, что уже был подготовлен (по другой версии - подписан) контракт о продаже судна на металлолом за эту сумму, но этот документ спешно аннулировали и паром продали уже не за 7 млн рублей, а за 53,6 млн для городской администрации.
«Босфор Восточный» построен в 1974 году в Советском Союзе, он давно отжил и отслужил свое и по всем морским канонам должен был уйти на металлолом. Но мэрия решила, что он еще может послужить, и готова потратить больше 46 млн на ремонт судна. Кстати, некоторые близкие к судоходному бизнесу люди говорят, что этот паром на момент продажи был заложен ИП «Корытко» в одном из банков. И сделка может быть оспорена…
Но даже если это только слухи, то от арифметики никуда не деться. Ежегодно администрация Владивостока выделяла компании «Мортранс» 150 млн рублей. Перевозчики возили пассажиров и грузы на островные территории, исправно выполняли обязательства по договору. За восемь лет ни одной внештатной ситуации не возникало.
Конфликт заказчика и подрядчика начался, когда дотации стали сокращать, а «Мортранс» отказывался работать при стесненных условиях; учитывая, что компания в одиночку, без помощи мэрии, отрабатывала тяжелую ледовую обстановку, строила новый вокзал и обустраивала причалы на островных территориях. Мэрия же ежегодно, перед очередным продлением договора, по традиции, обвиняла «Мортранс» в шантаже.
История закончилась в июне этого года, когда чиновники в одностороннем порядке разорвали договор с «Мортрансом». Перевозчики же уверены: все это время шантажировали их, ведь после разрыва муниципального контракта чиновники захотели купить компанию.
Сейчас на острова курсируют арендованные у того же ИП «Корытко» теплоходы, причем количество рейсов сократилось, поэтому островитяне по привычке обрывают телефон «Мортранса» с просьбами вернуть прежние рейсы.
Но вернемся к цифрам. Итак, 150 млн дотаций в год выделялось «Мортрансу». Это флот из восьми судов, три из которых - ледового класса («Бригадир Ришко», «Залив Восток», «Уссурийский залив»). На каждом из этих судов полный экипаж - от капитанов до матросов. В сумму дотаций входили текущий ремонт судов
(40 млн в год), стояночные места, заработная плата (около 50 млн в год), топливо (60 млн в год), налоги, страховка каждого пассажира - последний пункт, согласно новому законодательству, обходился перевозчикам почти в 5 млн.
Новая покупка мэрии - один паром стоимостью в 53,6 млн рублей - это треть годовых затрат на восемь судов! А еще мэрии предстоит обслуживать это судно, нанимать экипаж - около 20 человек, набирать управленческий персонал, страховать пассажиров, регистрировать судно, проходить предъявление Регистру, получать лицензии, ремонтировать. Считаем: покупка парома и предварительный ремонт - 53,6 млн. Топливо в год - около 30 млн, заработная плата - еще 20 млн. Текущий ремонт - еще
5 млн. Более 100 млн в год мэрия потратит на один паром! А летом чиновники планируют арендовать у того же «Корытко» катера и теплоходы - это еще около 100–120 млн.
Итог получается занятный: «Мортранс» работал за дотации в 150 млн в год; теперь мэрия, покупая один старый паром, будет тратить около 220 млн рублей в год. Бывшие перевозчики уверены: ежегодные обвинения в шантаже, разрыв договора - все это было сделано для того, чтобы развалить «Мортранс» и отправить финансирование морских прибрежных перевозок в карманное муниципальное предприятие - МУП. А здесь просматривается вполне возможная схема отмывания и хищения бюджетных денег; в МУПах это, к сожалению, бывает. Сейчас руководство «Мортранса» готовит обращения во все инстанции, включая правоохранительные органы с требованием разобраться в ситуации со странным разрывом договора.
Как ни крути, эксперты сходятся в одном - чиновники слишком поторопились с покупкой парома. Это бездарно потраченные деньги (напомним, что бюджет города - это наши с вами налоги), это нецелесообразно с точки зрения перевозок (один паром даже ледового класса не спасет островитян во время сильного льда и штормов, альтернативы этому старому судну не будет, и любая его поломка оставит острова без связи с материком), это нелогично - покупать один отживший свое паром вместо восьми судов. Это удобно только с одной точки зрения: впереди выборы главы Владивостока, а покупка парома и миф о разрешении всех проблем с островными территориями - не более чем элемент предвыборного пиара.
Сейчас островитяне с негодованием наблюдают за тем, как мэрия планомерно разваливает морские прибрежные сообщения. Жители того же Попова уверены - все эти перипетии с паромами похожи на лоббирование интересов одного из перевозчиков. И новость о новом муниципальном пароме их не радует - уж очень боятся остаться у разбитого корыта.
Павлов Сергей,
«Новая газета во Владивостоке», №199, 08.08.13