Вечером 30 января на танковом военном полигоне близ села Князе-Волконское, что под Хабаровском, где проходили тренировочные ночные стрельбы, взорвался танк. Экипаж погиб.
 
Первое скупое сообщение (буквально два предложения) об этом появилось в 9.18 по местному времени, 31 января в электронном издании «Гудок». Оно сообщило: «В Хабаровском крае взорвался танк, три танкиста сгорели заживо».
 
Во второй половине дня об этом ЧП сообщили уже почти две сотни электронных СМИ. Однако - тоже весьма скупо. Больше всего подробностей (от бортового номера взорванного танка до биографии погибших трех танкистов) было на сайте газеты «Комсомольская правда» в Хабаровске».
 
Издание, сославшись на анонимный, но осведомленный источник в военной прокуратуре, сообщило, что «возгорание боевой машины заметили не сразу, одному из военных удалось выбраться из горящего танка, но спасти его медики не смогли, а немного позже взорвался боекомплект». По предварительной информации, причиной трагедии стало нарушение техники безопасности Т-72 Б-3.
 
В результате взрыва погибли: лейтенант Дилюс Гарипов (ему было 24 года) и рядовые срочной службы - 18-летний Евгений Тактаров, призванный из Амурска, и 19-летний Алексей Хартасов призванный из Нюрбинского района Республики Саха (Якутия).
 
Получить официальный комментарий в военно-следственном управлении, военной прокуратуре и в пресс-службе ВВО не удалось даже «Комсомолке».
 
Между тем, это уже второй случай взрыва техники в Хабаровском крае за последние две недели. Более того, хоть и говорят, что снаряд не ложится дважды в одну воронку, оба взрыва техники, как ни странно, произошли практически в одном месте.
 
Не далее, как 22 января сего года, у военных дислоцированных близ все того же села Князе-Волконского взорвалась БМП-2 (боевая машина пехоты). Правда, тогда люди вообще не пострадали. Хотя саму БМП разнесло в клочья. Взрыв случился в 17-местного, когда БМП-2 стояла в одном ряду с другими такими же гусеничными единицами на площадке перед боксами. Рвануло так, что переполошилось все село, где давно привыкли к грохоту учебных стрельб.
 
- Я как раз вышла во двор, чтобы покормить свою козу, - рассказала мне по телефону 23 января местная жительница Любовь Юрьевна (фамилию женщина попросила не называть). - Она у меня - боевая, стрельбы на полигоне не боится. Но когда грохнуло, коза заметалась, как ошпаренная. А в доме вышибло стекла в окне.
 
Любовь Юрьевна заметила, что через некоторое время в сторону гарнизона промчались с воем сирен несколько пожарных машин. Вечером, сразу после происшествия, на дорогах, которые ведут к воротам военного городка, появились заслоны. Возможно, военную тайну об утрате боевой единицы руководству мотострелковой части и удалось бы сохранить. Однако в интернете в день ЧП были размещены фотографии последствий взрыва. Фотодокументы попали в руки корреспондентов краевой телекомпании «Губерния».
 
По фотокадрам можно судить, какой разрушительной силы было происшествие. Похоже, 14-тонную боевую машину разорвало в клочья. Гусеницы и катки разметало в разные стороны. В поле обозрения фотокамеры оказался лишь двигатель взорванной машины. По неофициальным данным, взорвалось как раз в районе двигателя. Произошла утечка кислорода из установки для разогрева мотора. А когда этот газ соединяется с ГСМ, может рвануть так, что мало никому не покажется.
 
Официальные лица из военного ведомства причину взрыва в гарнизоне близ села Князе-Волконское пытаются схоронить под броней военной тайны. В пятницу, 24 января, по поводу этого первого взрывного инцидента в Князе-Волконском я попыталась получить комментарии у начальника пресс-службы Восточного военного округа Александра Гордеева.
 
- Никаких комментариев нет и не будет, - сказал, как отрезал, полковник Гордеев. - Можете написать, что я эту информацию не опроверг, но и не подтвердил. Могу сказать только, что в озвученных журналистами версиях много домыслов.
 
Напомню, что касается версий-домыслов, многие СМИ заявляли, что в БМП-2 взорвался боезапас.
 
Представитель военного следственного управления по ВВО Екатерина Жданова еще 22 января сообщила мне по телефону, что готовит релиз с официальной информацией и попросила адрес электронной почты, чтобы я смогла сразу же его получить. До сегодняшнего дня, 31 января, этот релиз мне не пришел.
 
О причине второго взрыва бронетехники, на этот раз унесшего человеческие жизни, тоже приходится судить по информации, переданной на условиях анонимности. По предварительной версии, произошел так называемый «затяжной выстрел» - осечка - преждевременное извлечение боеприпаса привело к его срабатыванию в руках стрелка...
 
Так какую военную тайну хранят армейцы? Неужели, секретят взрывные ингредиенты, ибо этой информацией могут воспользоваться террористы? А, может, главная военная тайна в том, что наша армия наконец-то начала заниматься тем, чем давно не занималась, - боевой выучкой? А, как говорится, лиха беда - начало.
 
Ирина Харитонова.