Нынешние российские власти пугают свой народ, мол, наступающий 2015-й - год кризиса, готовьтесь, дескать, люди. Чего доброго еще и денежную реформу проведут. Да и 2017 год не за горами - тоже своеобразная знаковая дата - столетие «великой социалистической». Впрочем, наше население давно привыкло к финансовым катаклизмам.
 
Товарный кризис
 
К примеру, в самый канун 1917 года - 25 декабря (12-го по старому стилю) - в Хабаровске провозгласили советскую власть. 27-го декабря все ценные бумаги в России были аннулированы и сделки на них запрещены.
 
Известный бонист, экономист-востоковед Александр Погребецкий, служивший в омском правительстве Колчака, в своих исследованиях отмечал, что Хабаровск в первые годы советской власти, а затем гражданской войны и интервенции стал самым разнузданным по числу выброшенных на рынок денежных суррогатов.
 
Сначала по распоряжению Совета народных комиссаров началось всеобщее изъятие из денежного оборота почти всех категорий ценных бумаг. Это вызвало жуткий товарный кризис, окончательно погубив оставшуюся, измотанную первой мировой войной экономику Хабаровского уезда.
 
Гражданская война отрезала Хабаровск от Владивостока и Амурской области. Запас оставшихся в крае кредитных билетов царского образца, которым народ еще доверял, заканчивался, покупательская способность их резко упала. К примеру, с довоенного курса в 97 копеек золотом, цена японской иены на хабаровском рынке возросла до 3-х рублей на романовские купюры. Иначе говоря, стоимость жизни в городе и его окрестностях возросла в несколько раз.
 
А иены остались
 
Исчезновение постоянных денежных знаков заставило власть выпускать свои банковские билеты местного изготовления. В феврале 1918 года Дальневосточный совет народных комиссаров постановил выпустить в обращение дензнаки достоинством в 10, 25 и 50 рублей. Они получили в народе название «краснощековских» - по имени, помещенной на лицевой стороне подписи председателя Дальсовнаркома.
 
Хотя районом хождения этих денег и объявили всю советскую, подчиненную Дальсовнаркому территорию, но фактически она ограничивалась только Хабаровском, поскольку Благовещенск еще в 1917 году успел выпустить свои деньги, Владивосток - свои, Сахалинская область - свои. Правда, некоторое время «краснощековки» появлялись в Николаевском районе, но массового обращения там не получили.
 
Выпуски «косарей», как их еще называли, продолжались до 6 сентября 1918 года. А курс иены к тому времени достиг уже пяти золотых рублей. Денежный кризис буквально свирепствовал в этот период.
 
Дальсовнарком постановил выпустить в обращение чеки по текущим счетам для восемнадцати базовых местных учреждений, начиная с Управления по постройке Восточно-Амурской железной дороги, заканчивая лагерем военнопленных Хабаровского гарнизона. Но они просуществовали недолго.
 
Косари для Колчака
 
В сентябре 1918-го в Хабаровске власть Дальсовнаркома сменилась Временным сибирским правительством, а потом и Омским правительством адмирала Колчака. Романовки, керенки, краснощековки были отменены, но продолжали находиться в обороте, как и японские иены.
В это время на Дальнем Востоке вводятся пятипроцентные краткосрочные обязательства, облигации займа свободы, купоны различных государственных ведомств, денежные знаки Омского минфина. Но это лишь усилило финансовый кризис.
 
В Хабаровске было решено вновь вернуть в обращение «краснощековские» деньги, на которых просто ставили штемпель сибирского правительства. То есть, первые советские дальневосточные купюры вновь вошли в свободное обращение, но уже на колчаковской территории.
 
Благодатное поле
 
Недостаток «краснощековских» денег привел к выпуску Хабаровским отделением госбанка акцептованных чеков сторублевого достоинства. В этот же период выпущены контрольные марки Хабаровской почтовой конторы, квитанции минснабпрода, кооперативные и частные боны, авансовые карточки, ордера казенных сельскохозяйственных складов и прочее-прочее.
 
А когда была создана Дальневосточная республика, то Хабаровск был еще и наводнен деньгами ДВР - из Верхнеудинска, Читы и Владивостока, попеременно претендовавшими на звание столицы буферного государства. Ну и, естественно, на таком благодатном поле в городе появились десятки фальшивомонетчиков.
 
В общем каждый новый год, начиная с 1917-го, дальневосточники встречали с огромным количеством самых разных фантиков в кармане.
 
Закончилось это только в 1923 году, когда на востоке России советская власть окончательно взяла бразды правления. Но это уже совсем другая история.
 
Андрей Светлов.