Среди факторов, которые способствовали аресту губернатора Александра Хорошавина, многие называют позицию Общероссийского народного фронта. Эта общественная организация не единожды критиковала главу региона за расточительность, неуместные траты бюджетных средств.
 
О том, как сами «фронтовики» оценивают «дело губернатора», редакция побеседовала с членом штаба ОНФ в Сахалинской области, руководителем региональной группы «За честную и эффективную экономику», председателем Совета НП «Союз рыбаков Сахалинской области» Константином Тюкавкиным.
 
- Следователи наверняка обращали внимание на многочисленные заявления народного фронта по Хорошавину…
 
- Я бы не стал ни преувеличивать, ни преуменьшать роль ОНФ в происходящем. Критическая позиция центрального штаба ОНФ высказывалась довольно четко и ясно, однако конструктивного диалога с правительством Сахалинской области на местном уровне долгое время не было. Ситуация с трудом стала меняться только в последние два-три месяца. Стали хотя бы слушать.
 
Уверен, что скоро начнут и слышать.
 
Тут надо иметь в виду, что большая часть критики ОНФ лежала скорее в морально-этической плоскости. В стране нет закона, который бы четко регламентировал, в какой машине должен ездить губернатор и в какой унитаз (прошу прощения) справлять нужду. Возможностей очень много.
 
При определенной доле фантазии и покупку розового «Роллс-Ройса» можно организовать, причем на вполне законных основаниях - техническое задание, конкурсная закупка, поднятие рук в облдуме. И попутно «зарядить» статьи в подконтрольных СМИ о том, что только из окон «Роллс-Ройса» можно увидеть реальное положение дел в области, эффективно управлять регионом, а розовый цвет очень полезен проходящим мимо детям. Всё! Машина в вашем гараже, и ни одна прокурорская проверка не найдет никаких нарушений - бумаги в порядке, акты подписаны, сметы утверждены должным образом. И подобных «Роллс-Ройсов», образно выражаясь, в области закуплено немало.
 
Так вот, ОНФ и призывал отдельных чиновников делать больше для людей, а не заботиться о собственном имидже или автопарке, даже если данная забота и вписывается в рамки закона. Полной ерундой считаю высказывания о том, что «наезд» ОНФ был отбит, «население не поддержало критику».
 
Уверяю вас, реальная работа не прекращалась и не прекращается ни на минуту. В ней стало меньше публичности, больше рутины, а поток (а это именно поток) обращений и жалоб граждан, аналитической информации о реальном положении дел в области, который направляется в центральный штаб, только возрос.
 
В середине прошлого года был сформирован исполком, к сожалению, одним из последних в России, какое-то время ушло на организационные и технические мероприятия, но сейчас сахалинское отделение ОНФ только наращивает темпы и объемы работы. Надеюсь, что результаты будут вскоре заметны всем жителям нашего региона.
 
- Есть много разных мнений, кому выгодна в конечном счете смена губернатора. Заговор с целью наложить лапу на нефтегазовые доходы области? Борьба Роснефти и Газпрома?
 
- Я не сторонник конспиралогических версий. Думаю, что аппаратных возможностей у руководителей названных компаний г-на Сечина и г-на Миллера достаточно, чтобы решить любой вопрос с губернатором любого региона и без масок-шоу. В кратчайшие сроки и с желаемым результатом.
 
Об аппаратных возможностях премьера или руководителя администрации президента можно только догадываться. Предположу, что их хватает и для перераспределения финансовых потоков в тиши московских кабинетов, без показательных полетов через всю страну. Дело, на мой взгляд, в другом.
 
В нашем случае действительно имел место именно заговор. Убежден в этом на сто процентов. И это был заговор честных людей. Людей, которые так и не поверили, что закупки с пяти-, семи-, а то и десятикратным превышением цены - это норма, что на Курилы должно ходить судно, которому более сорока лет, а спасением людей в экстренных ситуациях заниматься вертолеты с ВИП-кабинами.
 
Эти люди убеждены, что котельные можно строить не только за 9 лет и необязательно тратить на их возведение 120 млн долларов, не выдерживая при этом практически ни одного параметра техзадания, а стоимость грунтовых дорог, пусть и на Курилах, не может превышать 2 млн долларов за километр, при этом не вполне понятно, куда вообще ведут данные дороги.
 
Эти люди абсолютно уверены, что если руководитель региона живет на народные деньги, то и отчет об их расходовании до последней копейки должен раздаваться людям по их первому требованию и с любыми разъяснениями, а не быть размытым по десяткам строчек бюджета региона. Эти люди незнакомы друг с другом, принадлежат к разным социальным и возрастным группам, имеют разное образование, вероисповедание, материальное положение.
 
Это учителя и врачи, пенсионеры и руководители компаний, рыбаки и юристы, журналисты и экологи, представители коренных малочисленных народов Севера. Их объединяет одно - они не перестали бороться за свои права, за будущее наших детей и нашей страны, отстаивая свою гражданскую позицию на всех возможных уровнях. Поверьте, этих людей не так уж мало, сужу об этом даже по количеству документов, проходящих через сахалинский ОНФ.
 
В конце концов, информацию о реальном положении дел в области удалось донести и до высшего руководства страны, и до представителей правоохранительных органов самых разных уровней. И эта реальность настолько отличалась от той показушной картинки, которую нам постоянно старались нарисовать (за наши же деньги), что критическая масса была превышена.
 
Система должна была отреагировать, что мы, собственно, и наблюдаем. И эта реакция абсолютно адекватна ситуации. Если мы перестанем верить, что наши голоса и наши действия, пусть совсем небольшие, что-то меняют, развитие страны остановится. Вне зависимости от размера трубы и количества нефтедолларов, высыпающихся из нее. Я не донкихотствую, почти четверть века на Сахалине лишили какой-либо романтики.
 
- И тем не менее часть чиновников заявила, что все происходящее недоразумение, а сами они являются членами команды губернатора…
 
- Синекуру боятся потерять, а в чьей команде быть им совершенно все равно. Но я бы порекомендовал прислушаться, во-первых, к представителю следственного комитета, который настоятельно просит поделиться информацией, а во-вторых, и к самому г-ну Хорошавину. Может быть, они и считают себя членами команды, но он сам может оказаться с ними лишь «шапочно знаком». Глупо получится.
 
Ну, а после ручки и миллиарда и психиатрическая экспертиза не будет лишней. Говоря серьезно, невозможно поверить, что верхушка сахалинского правительства, депутаты областной думы, представляющие самую крупную фракцию, не видели происходящего и не слышали то, о чем вслух говорил весь Сахалин.
 
Выводы о степени их причастности к происходящему, наличии в их действиях или бездействии признаков преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, конечно, могут и должны сделать только следствие и суд.
 
Однако уже очевидно, что эти люди в значительной степени, а может, и полностью потеряли моральное право говорить от имени сахалинцев и курильчан, распоряжаться нашими налогами - я в этом абсолютно убежден. Говорю как гражданин России, руководитель общественной организации, просто житель Сахалина и отец двоих детей. Думаю, что эту позицию разделит немалое количество сахалинцев и курильчан.
 
- Вы не считаете, что происходящие события нанесут или уже нанесли непоправимый ущерб Сахалину, область теперь будет в первую очередь ассоциироваться с мздоимством и казнокрадством, а не с…
 
- Ничуть. Нам дают шанс избавиться от скверны и сделать нашу с вами жизнь чуть лучше и чище, чуть справедливей и богаче. А может быть, и не чуть. Абсолютно убежден, что у нас достаточно умных и честных людей, не замеченных в излишней любви к канцелярским предметам и часам, которые могут и хотят работать, принося реальную пользу обществу.
 
Предвижу, что мои слова вызовут шквал иронии, критики и обвинений в наивности, граничащей со слабоумием.
 
Поверьте, я очень хорошо учился в школе и читал Салтыкова-Щедрина (и не только), а хождения последних трех лет по разным кабинетам (от сахалинских чинуш до федерального министра) по рыбацким делам даже не убивают, а выжигают любую романтику и наивность на корню. Но, несмотря на все это, верю, что мы все, жители Сахалина и Курил, можем и должны сделать НАШУ жизнь лучше.
 
Систему не сломать в отдельном регионе, но, даже если реальное КПД нашего бюджета удастся повысить с теперешних 30 - 35 процентов до 50, это уже будет большая победа.
 
Построить дороги процентов на 20 дешевле, а очистные сооружения уже и на все 50, снизить транспортный налог и ставку сбора по капремонту, заставить отремонтировать школьные кабинеты и больничные палаты… Можно очень долго перечислять малые и большие дела, которые мы обязаны сделать, чтобы не было стыдно смотреть в глаза нашим детям. Структура ОНФ и является одним из реальных и действенных механизмов такой работы. Приходите, говорите, всем помочь завтра, естественно, не получится, но каждый будет выслушан, могу это гарантировать.
 
- Несколько слов о рыбацких проблемах, работе «Союза рыбаков Сахалинской области», чем занимаетесь, что ждете от предстоящего года?
 
- Рыбы, конечно, ждем, это самое главное. А еще справедливого прозрачного и законного распределения прав на ее добычу. Чуть меньше бюрократической волокиты, чуть больше здравого смысла от многочисленных контролеров.
 
Прекращения вакханалии на речках и заморов в отдельных головах. Научных прогнозов, основанных на науке, а не на близости к чиновничьим кабинетам. Принятия законов, которые гуляют по коридорам власти по пять - семь лет без всякого видимого движения.
 
Реальной борьбы с браконьерством. Пытаемся понять, почему при среднем уровне налоговой нагрузки, декларируемой областью в сумме около 2 рублей на килограмм сырца, часть предприятий платит по 10, 14, а то и 16 рублей на тот же самый килограмм. И в чьих карманах оседает пятимиллиардная разница. Каждый год, замечу.
 
Сколько стоят закрытые глаза руководителей рыбной отрасли области, если эта тема поднимается самими рыбаками?
 
Задаем сами себе риторический вопрос, кто же эти счастливцы или, как недавно было заявлено в интервью одного из наших чиновников, «состоявшиеся творцы», которым позволено не платить налоги или продавать продукцию самим себе с копеечной прибылью, имея при этом практически неограниченный доступ к федеральным ресурсам? Что-то в работе получается, что-то не очень, но не сидим на месте, доказываем, спорим, пишем.
 
Смотрите, ушел же Крайний, в конце концов, из Росрыболовства, губернатор сами знаете где, еще один высокопоставленный сахалинский контролер под следствием по подозрению в получении взятки. Отмечу еще несколько знаковых моментов: список новых речных РПУ, сформированных правительством Сахалинской области, так и не прошел согласование в Росрыболовстве, а на пяти речках и создать их не получилось; началась смена руководителей СКТУ; выгнали чиновников из общественных советов…
 
Абсолютно разные по масштабу и значению события, но в каждом случае есть заслуга и нашего «Союза рыбаков» - где-то это маленький кирпичик, а где-то и фундаментный блок.
 
- И в завершение, возвращаясь к главному областному событию, вам чисто по-человечески Хорошавина не жалко?
 
- Первое, что приходит в голову - это библейское «каждому по вере его». Человек выбрал свой путь, и он таков, каков был выбор.
 
И. Архипов,
«Советский Сахалин», 16.03.15
http://www.sovsakh.ru/ru/news/23222.html