|
Почти месяц родственники не могли забрать погибшего с судна, чтобы похоронить. Капитан С.Н. Васильев под различными предлогами отказывался войти в российские воды. Однако, как выяснилось, «настоящим капитаном» был двоюродный брат Игоря - Сергей Ли, тоже уроженец Приморья.
- Я полагаю, он нам врал, просто открыто врал и о штормах, и о чем-то еще, что мешает... Мы уже даже нашли вертолет, но все было бесполезно. Зачем было врать? Скажи честно, что «не могу, потому что арестуют», - рассказывает родной брат погибшего - Владимир Ли.
Также Владимир Ли подтвердил, что «Сергей Ли по судовым документам числился старпомом, а фактически исполнял обязанности капитана С.Н. Васильева».
- Все это время наша мать от горя сходила с ума, - продолжает Владимир. - Что все мы пережили, не передать словами. А, приехав к нам в Большой камень, после того, как списался на берег, также продолжал врать о причинах гибели. По нашим сведениям, мало того, что у них было все плохо с документами, с техникой безопасности, у них на борту был якобы браконьерский краб.
- Фирма, эксплуатирующая краболов «Камчатка», изначально предоставила недостоверную информацию о лицах, ответственных за охрану труда на судне, - пояснил и.о. руководителя Камчатского следственного отдела на транспорте Сергей Дубров. - Выяснилось, что старпом фактически являлся капитаном, а капитан - старпомом. Кроме того, по словам членов экипажа, техническое состояние судна оставляет желать лучшего. Как оно прошло проверку российского Морского регистра, на каком основании было выпущено в море, также предстоит установить
И вот рыбаки оказались на судне в положении неких рабов. Они просто не могли списаться с краболова.
Загадочна и сама судьба судна. Об этом краболове «Камчатка» (бывш. «Ария») - сообщали многие СМИ, мол, что он был конфискован около 10 лет назад за незаконный промысел и является собственностью Российской Федерации. Камчатское управление Росимущества неоднократно передавало его в аренду некому камчатскому ООО «Мидель».
В 2014-м прокуратура обратилась в арбитражный суд с требованием признать договор аренды недействительным и вернуть судно в Росимущество. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 15 мая 2014 года договор признан недействительным, и суд обязал ООО «Мидель» возвратить краболов Росимуществу.
Был выдан исполнительный лист, однако это решение до сих пор, похоже, не исполнено... А краболов, как уже сказано выше, до сих пор находится в Северной Атлантике, вне России. И в его экипаже продолжают работать дальневосточники. Более того, стало известно, что судно не имело документов Морского регистра, подтверждающих его исправность.
И вот сейчас, в минувшие выходные, на борту «Камчатки», все так же ловившего краба-стригуна опилио в Баренцевом море, т.е. основного промыслового вида в конвенционном районе НЕАФК (Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана - North East Atlantic Fisheries Commission), - шестеро членов его экипажа показались на положении неких пленников. Отчаявшись, часть моряков объявила голодовку. Выручать их пришлось пограничникам и спецназу.
Первой забила тревогу жена одного из членов экипажа. Она обратилась в Пограничное управление ФСБ России по западному Арктическому району с заявлением, что морякам на «Камчатке» не выплачивается зарплата, из-за чего шестеро членов экипажа потребовали списать их на берег. Однако руководство компании «Мидель», у которой якобы в аренде судно, чуть ли не насильно удерживает их на борту.
Заявление от матроса Колоянова И.В. |
|
Заявление от матроса Курка Ю.П. |
|
На выручку отправился пограничный корабль береговой охраны «Виктор Кингисепп». Выяснилось, что на «Камчатке» находятся 29 человек, из которых шестеро не желали продолжать рейс, а трое объявили голодовку, отчаявшись договориться с начальством по-человечески. Не все в порядке оказалось и с самой «Камчаткой».
Представитель пограничного управления ФСБ России по западному Арктическому району Лилия Мороз говорит, что «Камчатка» проследовала в порт Киркенеса (Норвегия, приблизительно в 8 км от российско-норвежской границы), чтобы высадить протестующих моряков. Сейчас они находятся в Мурманске и дают показания.
«Судно не имело документов Морского регистра, которые подтверждали бы его исправность и давали бы ему право выходить в море», - сообщили в пресс-службе Северо-западного следственного управления на транспорте СКР.
- Судно находится в очень удручающем состоянии, - подтверждает руководитель Мурманского следственного отдела на транспорте СКР Вячеслав Казин. - Отсутствуют регистровые документы. Их действие [РС №846213. - Ред.] закончилось еще 27 июля. Судно вообще не имело права выходить в море.
Но как оно вышло? Как все это время работало и на кого? Кому ловили краба?
Оксана Егорова.
Владивосток.
P.S. Редакция будет следить за развитием ситуации.