С. Глухов |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Уму не постижима судейская логика: факты статьи главный редактор не проверял (то есть не мог знать, ложные они или нет), но заведомо знал, что они ложные. В общем, «Солженицына не читали, но решительно осуждаем!»
При этом главный редактор, заметьте, не автор статьи. А проверять достоверность сообщаемой им информации - это прямая обязанность автора публикации, журналиста (п. 2 ст. 49 ФЗ «О средствах массовой информации). Суд в обвинительном приговоре делает упор на ст. 56 ФЗ «О СМИ», похоже, даже не заглянув в Закон. Ибо там нет никакого упоминания о главном редакторе, зато есть четкое указание, что несут ответственность «журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов».
Но если всем в зале судебного заседания было понятно, что обвинения в мой адрес, как главного редактора, высосаны из пальца и явно неправомерны, то чем объяснить эту пристрастную слепоту «мировой» Фемиды? Такой приговор предопределила вся 15-летняя история «Хабаровского Экспресса».
За эти годы власти и их неустановленные подручные испробовали практически всё, чтобы зажать рот нашей единственной в Хабаровском крае независимой газете.
Трижды поджигали типографию. Костоломно, трубой били главного редактора, втыкали в спину бандитскую заточку, грозили по телефону пулей. Перед последними выборами в Госудуму и президента РФ на нас обрушилась череда проверок: пожарные вкупе с прокуратурой; три ступени экологии - город, край, федералы; санэпидемнадзор и трудовая инспекция. Два месяца «рыли» налоговики; отдел «К» УВД края «ошибочно» изъял лицензированные компьютеры бухгалтерии - за контрафактность. На особый, предвзятый контроль взяли газету некоторые федеральные структуры.
Завершали расправу, возбудив в мае 2007 года против меня дело по ст. 129 УК РФ («Клевета»), по самой тяжелой ч. З, срок до трех лет. Наш самый гуманный в мире суд сделал, казалось бы, невозможное: из главного редактора - уголовника. Как я полагаю, справился с поставленной задачей, надев носки через уши!
Мировой суд даже пренебрёг разъяснением Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 г. «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан...», из которого следует, что любую ответственность за распространение сведений в СМИ должен нести только автор и редакция СМИ, но отнюдь не главный редактор.
Недавно бурю возмущения в журналистской среде вызвал появившийся в Госдуме РФ законопроект закрывать СМИ за клевету. Атаку на прессу отбили, помог сам Путин. Но если следовать нашему, хабаровскому прецеденту, то не надо закрывать газету
- можно просто «закрыть на год-другой главного редактора. За ту же «клевету».
Сейчас не место и не время углубляться в судебные перипетии. Если кратко, герой той спорной статьи, подавший в суд, - из приближенных «к телу» исполнительной власти, судя по всему, на короткой ноге с прокурорами и правоохранителями, ныне депутат Законодательной думы Хабаровского края, активист «Единой России». Ранее был директором ликеро-водочного завода - о его делах, хороших и разных, и шла речь в публикации (автор которой для суда, кстати, остался неизвестным).
Значит, за всё ответит главный редактор! И не важно, что по Закону я не должен нести ответственность, что я не подписывал «в свет» тот номер, т.к. находился с отъездом в отпуске, что не сходятся у обвинения концы с концами - для суда это семечки. Был бы человек хороший, а статью мы ему подберем?
«Не судите, да не судимы будете», - зло радуются неправедному приговору недруги «Хабаровского Экспресса». Действительно, когда нам было что сказать, мы всегда судили в газете по-своему, хотя в крае, как горько шутят, может быть только два мнения - губернатора и неправильное.
Пресса - сторожевой пёс демократии, говорят за дальним рубежом, и вопрос «Лизать или гавкать?» (То be or not to be?) для общественности там решенный. В отличие от нашего края, заповедного для гласности. Что наглядно показал мой приговор:
год лишения свободы. Пока - условно. Т.е. до первой критической публикации про власть предержащих.
Жупел «клеветы», примененный в Хабаровске для сведения счетов с неугодным СМИ, чреват для журналистского сообщества. Так давайте скажем им всё, что мы думаем о заказных судах и телефонном праве, ручных следователях и прокурорах. Сегодня «уголовник» - я, а завтра в вашу дверь будут стучать прикладом.
Станислав Глухов,
главный редактор газеты «Хабаровский Экспресс»
«Хабаровский экспресс», № 41.