Вся редакция «ТОЗ» на набережной Амура. Второй слева стоит Александр Грачев.
Вся редакция «ТОЗ» на набережной Амура. Второй слева стоит Александр Грачев.
Под занавес уходящего «Литературного» 2015 года я посвящаю свой материал известному дальневосточному писателю Александру Грачеву. Но не его творчеству, а «белому пятну» в его биографии - работе в школе. Тем более, что Александр Грачев является знаковой фигурой в вопросе о первой школе Комсомольска-на-Амуре.
 
Впервые о «школьной жизни» Александра Грачева я узнала из очерка комсомольского писателя Г.Н. Хлебникова, опубликованного в «Дальневосточном Комсомольске от 23.06.1971 г., где он, в частности пишет:
 
«Комсомолец, сын донского казака хлебороба Александр Грачев приехал на Амур строить город с первой партией комсомольцев-добровольцев весной 1932 года. Вместе с другими он корчевал тайгу, прорубал первую просеку, строил первое жилье - шалаши… Осенью в одной из хат села Пермское открылась начальная школа. Комсомольска Александра Грачева назначили учителем, а по совместительству директором первой городской школы».
 
Этот кусочек текста, с вариациями, станет рефреном почти для каждой статьи о Грачеве. В том числе, и в комментариях Хлебникова к фрагментам из дневника Грачева, опубликованных в литературном сборнике «Песня моя Комсомольск» в 1982 году.
 
Интересный факт: противоречие материала дневника и комментария к нему. Из дневника следует, что Грачев прибыл в Пермское не первым пароходом, а последним - 22 октября 1932 года, получив в Хабаровске назначение учителем в школу первой ступени. Он «не корчевал, не прорубал, не строил» - потому что приехал как специалист на конкретную работу.
 
В октябре 1932 года Грачев находился в Хабаровске. Поступил в медицинский вуз. Но, как он записал в дневнике, «в столовой медвуза без посторонней помощи удержаться нельзя. Кроме того, директор заявил, что вновь поступившим стипендия до января выдаваться не будет. А будет пособие в месяц в размере от 10 до 20 рублей… И я решил искать выход последний и решительный. Пошел в крайОНО, отрекомендовал себя и заявил, что желаю работать учителем в школе первой ступени где-нибудь в районе. Ну меня и решили послать в село Пермское».
 
Школа в селе Пермское была и до приезда строителей будущего города. Учителями в ней работали Рябченко Григорий Львович и Клеопатра Ефграфовна. Но они покинули село вместе с крестьянами.
 
В 1949 году Михаил Ильин, первый литсотрудник газеты «Амурский ударник», вспоминал, что «семнадцать лет назад в Комсомольске была открыта первая начальная школа в небольшом домике барачного типа». Домик барачного типа это не крестьянская изба. Но смущало слово «начальная».
 
А.М. Грачев у бывшей начальной школы №1. 1960-е годы. (нажмите, чтобы увеличить)
А.М. Грачев у бывшей начальной школы №1. 1960-е годы.

 
Лидия Ильинична Гальченко, одна из первых учителей города, оставила воспоминания о том, как в 1933 году она начала работать в «только что построенной школе №1 учителем математики». И уточнила: «Школа была барачного типа». Это была фабрично-заводская семилетка. Дальпромстроя. То, что Гальченко поступила в нее в 1933 году, не значило, что школу не могли построить раньше (см. Ильина). То есть, первая школа будущего города могла быть и не в избе.
 
Познакомившись с выдержками из дневника Грачева (в 1982 году), я интуитивно почувствовала, что разгадка первых школ содержится в нем. И даже обращалась к Анне Александровне Пономаревой, дочери Александра Матвеевича, сотруднице краеведческого музея им. Гродекова, с просьбой: дать мне возможность прочитать дневник. Но Анна Александровна дневник сама еще не читала. Почему тогда выдержки из него попали в печать? Жена Грачева давала дневник Хлебникову, он собирался писать книгу о Грачеве. Мне только оставалось терпеливо ждать.
 
Пока я ждала, узнала о том, что Грачев в 1932 году работал в Пиванской школе.
 
(Пивань - населенный пункт на правом берегу Амура, напротив Комсомольска). Узнала от Болгова Анатолия Ивановича, родители которого завербовались на Дальний Восток на два года, но остались здесь навсегда. И были в числе первых семей, обосновавшихся на Пивани. Отец Анатолия развозил на лошадях грузы на территории от Хабаровска до Николаевска.
 
«Школы в Пивани, не было, и меня отправляли учиться в с. Пермское-на-Амуре. Потому что не было учителей. Это было в 1931 году», - вспоминал Анатолий Иванович.
 
Но в 1932 году положение изменилось. На Пивани появилась школа. Создавал эту школу Александр Грачев. «…Пришли мы с ним на Пивань в конце ноября 1932 года, а закончились занятия в школе в начале мая 1933 года… Он один преподавал во всех четырех классах: 1-2 классы в первую смену. 3-4 классы - во вторую…», - рассказывал Болгов.
 
Оригинал письменных воспоминаний А.И. Болгова хранится в городском архиве, а копия и материал о работе Грачева в пиванской школе были опубликованы в моей книге «Нас к морю вывела дорога…» в 2005 году.
 
…В этом, то есть, 2015 году музей школы №31, в экспозиции которого есть раздел, посвященный поэту Н.А. Заболоцкому, решил расширить литературную составляющую экспозиции за счет создания раздела о первостроителе, писателе, учителе Грачеве Александре Матвеевиче. Обратился к А.А. Пономаревой. И только тогда мы узнали, что в 2012 году, в связи со 100-летием со дня рождения писателя, вышла в свет книга «Его судьба была завидна…», сборник материалов о Грачеве.
 
И сын Грачева - Леонид Александрович, обращался за финансовой поддержкой для выпуска книги к главе города В.П. Михалеву. В чем ему было отказано. До нашего города книга не дошла. Анна Александровна сбросила мне электронную версию. В книге этой и был опубликован «Дневник писателя. О времени и о себе», который писатель вел сорок лет, начиная с 1931 года. Дневник хранится в семейном архиве.
* * *
 
В данной статье я использую только самые-самые, имеющие отношения к «школьным годам» Александра Грачева, фрагменты. Прилагаю скрины двух страниц из дневника, предоставленных А.А. Пономаревой.
 
18 октября 1932 г.
Вот уже восьмые сутки сижу в ожидании парохода в конторе Дальпромстроя, организатора строительства, которое происходит в Пермском. Встретил Тихонова, он командирован из Москвы на должность зав. Учебным комбинатом в Пермском.
 
В Пермском он рассчитывает использовать меня на курсах по подготовке к техникуму и рабфаку.
 
22 октября 1932 г.
…Простояли под разгрузкой 8 часов у села Малмыж и двинулись дальше. В 2 часа дня из-за поворота показалось долгожданное Пермское. Сбросили сходни, пошел в поселковый совет (3 июня 1932 года Президиум Далькрайисполкома переименовал с. Пермское в рабочий поселок. - Авт.), как раз наткнулся на зав. районо и зав. школой 1 ступени. Определились с моей работой. Ребята оба хорошие, зав. районо Панюшкин совсем молодой, с жиденькой рыжей растительностью на лице, прямым носом и сидящими глубоко серыми глазами. Зав. школой Иван Петрович Радишевский пожилой, с густыми усами, слегка курносый, с добрыми, кажется, смеющимися синими глазами. Имеет двадцатитрехлетний стаж.
 
То, что я и ожидал и о чем мне говорили, не подтвердилось. Школа есть, образование почти организовано, занятия уже начались, но пока отложены до 25 октября из-за ремонта школы, да и учителей больше, чем нужно.
 
24 октября 1932 г.
Сегодня в 10 часов началась учительская конференция. Занятия отложены до 1-го ноября.
 
4 ноября 1932 г.
Работаю преподавателем Пермской ФЗС (фабрично-заводская семилетка. - Авт.). Дела идут лучше не надо. Занятия начались 1 ноября, занимаюсь в две смены. С утра до обеда с первой группой, а с обеда до вечера - с четвертой. Тяжеловато физически, но никак не думал, что легко справлюсь с работой. Заведующим ФЗС теперь Тихонов. Его здесь надули - ехал заведовать учебным комбинатом на 600 руб. в месяц, а оказался в ФЗС.
 
(Почему Пермская ФЗС? Потому этот населенный пункт пока еще называется рабочим поселком Пермское. - Авт.)
 
12 ноября 1932 г.
Устроился так, как никогда и не жил, лучших условий мне и не нужно
(Грачева поселили в той избе, где раньше была школа села Пермское. - Авт.)
 
17 ноября 1932 г.
Сегодня сдал первую группу Александре Ивановне Дружининой. Веду математику в 5 и 6 группе. Кроме того, преподаю математику в вечернем Ком.ВУЗе.
 
26 ноября 1932 г.
По причине эпидемии кори школьников распустили до 10 декабря, а потом закрыли школу до 25-го, в связи с эпидемией сыпного тифа. Много свободного времени, пишу рассказ «На изломе дней». Удивляюсь - откуда у меня берутся силы. Жизнь - лучше не надо. Живем дружным коллективом - Николай Алексеевич (Панюшкин) и Александра Ивановна.
 
(В газете «Амурский ударник» в сентябре-октябре 1932 года Михаил Ильин постоянно поднимал вопрос о школах. На ноябрь 1932 года - «на стройке триста детей без школы». Через месяц - «зимой 1932 года должно учиться 500 детей» (но не учатся. - Авт.) Очевидно, увеличение количества детей, оставшихся без школы, произошло из-за временного закрытия фабрично-заводской семилетки.
 
19 декабря 1932 г.
На заседании пос. совета меня перевели в Пиванскую школу 1 ступени, заведующим.
(Отсутствует несколько страниц дневника. - Анна Пономарева)
 
Наша школа будет заниматься до двадцатого мая, а отпуск я получу, по всей вероятности, с числа 25.
 
18 мая 1933 г.
…Вчера уехал Тихонов, не сдал отчета за 4 группу и чуть не улизнул от выплаты задолженности. Послезавтра кончается учебный год. Гороно предлагает 21 мая устроить вечер, по окончанию учебного года. Я никак не пойму, в честь чего нужно торжествовать, когда учебный год скомкан!
 
23 мая 1933 г.
Суета, связанная с окончанием учебного года, совсем оторвала от дневника… Сдаю последние отчеты в ГорФО и ГорОНО.
(Если ГорФО, значит, финансово ответственный, то есть, руководитель. - Авт.)
* * *
 
26 мая 1933 года на пароходе «Колумб» Грачев уехал в Хабаровск. Но вернулся в Комсомольск к началу учебного 1933/34 гг. За девять учебных месяцев до самого 20 июля 1934 года он не сделал ни одной записи в дневнике. Поэтому его работу в качестве учителя в начальной школе №1 придется восстанавливать по другим источникам, но об этом периоде - в будущей книге «Комсомольск-на-Амуре: школьная мозаика».
 
И последняя запись, посвященная школе, сделана 27 августа 1934 года «Работаю в редакции. Со школой разделался совсем. Сейчас форсирую работу над повестью «В тайге».
 
Страница дневника А.М. Грачева, 4 ноября 1932 г.
Страница дневника А.М. Грачева, 4 ноября 1932 г.
Страница дневника А.М. Грачева, 13, 19 декабря 1932 г.
Страница дневника А.М. Грачева, 13, 19 декабря 1932 г.

* * *
 
Подведем некоторые итоги.
 
«Первая городская школа» (та, которая в обычной деревенской избе) в 1932 году не работала из-за ремонта. А, скорее всего, и в первой половине 1933 года. Но ее заведующий назван - и это не Грачев, а Радишевский. А в следующем 1933/1934 учебном году заведующими будут Молодечная и Болотейн.
 
Первой школой города является фабрично-заводская семилетка (ФЗС) Дальпромстроя (расположенная в бараке), занятия в которой начались в 1932 году. Ее первым заведующим был Тихонов. Грачев тоже был заведующим в 1932-1933 гг., но в Пиванской школе.
 
В Государственном краевом архиве Хабаровского края в личном деле Грачева А.М. в листках, заполненных рукой писателя (в 1939 и 1949 гг.) написано, что 1932-1933 гг. он работал в фабрично-заводской семилетке, а период 1933-1934 гг. - в школе первой ступени.
 
Еще раз вернусь к Хлебникову. Если бы Геннадий Николаевич, в руки которого был передан дневник Грачева, опубликовал, пусть не в сборнике «Песня моя - Комсомольск», то хотя бы в своей книге «Хождение за горизонт», 1988) о работе Грачева в школе, мы бы уже определились и с первой школой и с первым ее директором. Кстати, Юлия Шестакова, известная дальневосточная писательница, рецензируя книгу «Хождение за горизонт», отметила недостаточное внимание автора к «школьному» периоду жизни Грачева.
* * *
 
Ну и по поводу «блуждающего» юбилея первой средней школы (сейчас - гимназия №1) города.
 
В 1935-1936 гг. в Комсомольске-на-Амуре была построена первая средняя школа города, она же - первая кирпичная школа, которая первоначально называлась фабрично-заводской десятилеткой (ФЗД) Дальпромстроя.
 
В этом же 1936 году она получила им. Серго Орджоникидзе (это то здание, в котором сейчас находится Амурский государственный педагогический университет - главный корпус). Одновременно со школой им. Орджоникидзе в городе работала начальная школа №1, бывшая школа первой ступени села Пермское (та, которая в крестьянской избе).
 
Одно время я не возражала против того, чтобы считать ФЗД (десятилетку) преемницей ФЗС (семилетки), если бы она (ФЗС) со «всеми потрохами» перешла во вновь построенную школу. Но из семилетки ушли только 5-7 классы с частью педколлектива, а сама ФЗС была реорганизована в начальную школу №2.
 
Все три школы существовали одновременно и самостоятельно.
 
И только, когда закрыли начальную школу №1, средней школе им. Серго Орджоникидзе передали ее номер. Ну, передали и передали. Это же не повод объявлять себя преемницей. У нас в городе нумерация школ пошла уже по второму, а то и по третьему кругу. Но ни одна из ныне действующих школ не покусилась на исторический отрезок времени, пройденный предшественниками.
 
В газете «Сталинский Комсомольск» от 24 июня 1941 года в статье про выпускной вечер в средней школе №1 четко сказано, что школа в этом году отмечает свой пятилетний юбилей и пятый выпуск своих учеников.
 
Кто лучше первого учительского коллектива может знать о времени рождения своей школы? А коллектив этот считал годом рождения средней школы №1 - год 1936.
 
Но, в 1959 году средняя школа №1 отмечала свой 25-летний юбилей. Причем, в газетной статье, посвященной этому факту, не было обоснования юбилейной даты.
 
В 1974 году средняя школа №1 отметила свое 40-летие.
 
И, наконец, гимназия №1 в 2012 году отпраздновала свое 80-летие.
 
…По этому поводу в «Дальневосточном Комсомольске» было опубликовано поздравление главы города В.П. Михалева, в котором, в частности, было сказано: «2 ноября 1932 года в обычной деревенской избе тогда еще совсем юного Комсомольска-на-Амуре открылась первая городская школе». Вообще-то «совсем юный Комсомольск-на-Амуре» появился только после 10 декабря 1932 года.
 
Естественно, все местные СМИ продублировали поздравление, а кое- кто еще и добавил «первого директора первой школы». Кстати, фотография А.М. Грачева до сих пор висит первой в фотогалерее директоров средней школы (гимназии) №1 в школьном коридоре.
 
По поводу очередной фальсификации исторического факта я обратилась к зам. главы города, курирующей образование, Т.Г. Овсейко.
 
Тамара Геннадьевна ответила, что «к сожалению, в настоящее время невозможно абсолютно достоверно установить, в какой степени начальная школа №1 располагавшаяся на территории с. Пермское, являлась предшественницей средней школы №1 г. Комсомольска-на-Амуре. По мнению некоторых участников событий 30-х годов (Г.Н. Хлебников, А.Ф. Краснов и другие), данный факт имел место в истории города…»
 
Ни Хлебников, ни Краснов не являются участниками событий. Хлебников приехал в Комсомольск осенью 1934 года, когда Грачев вообще ушел из школы, а Краснов приехал в 1939 году. Так может быть сначала надо «абсолютно достоверно установить», а потом уже праздновать? И вообще, о каком факте в истории города идет речь?
 
Думается, будет правильно, если распоряжением или приказом главы города средней школе №1 (она же гимназия №1) вернут историческую дату ее рождения - 1936 год. А в 2017 году народное образование Комсомольска-на-Амуре может отпраздновать свое 85-летие.
 
Марина Кузьмина,
Комсомольск-на-Амуре.