Владимир Иванов-Ардашев.
Владимир Иванов-Ардашев.
Скандальная история с улицей Императорской, названной в честь последнего императора Китая Айсингеро Пуи, похоже, набирает силу. И суть проблемы не в том, что хабаровские краеведы протестуют против музея на пригородной «Заимке», куда некогда интернировали последнего правителя династии Цин, а в том, что организаторы музейного проекта убедили чиновников назвать и улицу в честь Пуи.

(см. «Пу И - он не знал, где ему придется умереть»)

Казалось бы, какая разница, ведь улочка так себе, на несколько домишек, но в картографии и геополитике даже крохотный масштаб может иметь нешуточные последствия. Прокомментировать это мы попросили хабаровского историка и публициста, специалиста по «русской Маньчжурии» Владимира Иванова-Ардашева:
 
- Да, картография частенько используется в геополитической борьбе. Но тут ситуация абсурдная, когда не наши южные соседи, а сами россияне выступили инициаторами этого сомнительного проекта, поставив в неловкое положение китайцев. Я с уважением отношусь к Китаю и его древней культуре и, конечно, рад укреплению добрососедских отношений, но как историк вижу проблему шире. И коль речь зашла о переименованиях, скажу прямо - считаю неумной затею с изменением исторических названий.
 
Помните, как в семидесятые в нашем регионе разом переименовали множество населенных пунктов, рек и долин, посчитав это «китайщиной», хотя некоторые названия были вовсе не китайскими. А хоть бы и китайскими? Ведь никто не собирается переименовывать Москву на славянский лад, ведь и это название, и многие другие в центральной России угрофинского происхождения.
 
Или древние айнские названия на Сахалине, которые даже японцы не стали переименовывать, но в советские времена это сделали, обезличив Южный Сахалин.
 
Конечно, тяга к переименованию стара как мир, но все же нужно беречь или хотя бы помнить прежние названия. И не придумывать новые в погоне за сиюминутной выгодой, чтобы не попасть впросак.
 
А затею с улицей Императорской можно назвать именно так - неумная затея. Но тут возникает вопрос, коль уж некоторым нашим бизнесменам так хочется понравиться китайцам и привлекать все больше туристов из соседней страны, то почему бы не вспомнить и других восточных знаменитостей, например, купца Тифонтая, так много сделавшего для Хабаровска?
 
Напомню, что этот человек был не только крупным предпринимателем и благотворителем, но и держал в руках дореволюционные «китайские слободки», а в годы русско-японской войны помогал российским спецслужбам в борьбе с японской агентурой.
 
Был и другой незаурядный лидер в соседнем Владивостоке, где работал якобы грузчиком, но был сотрудником российской контрразведки, это знаменитый Чжан Зучан, ставший позднее мятежным маршалом, в армии которого сражались тысячи русских белогвардейцев, ушедших на чужбину. Но такие колоритные фигуры нынче не в чести, и китайским туристам о них вряд ли расскажут.
 
Зато экскурсионный балаган и затеи, вроде улицы Императорской в честь «марионетки» Пуи, если их не ограничивать, могут очень скоро превратиться в развеселый «шанхай», который захлестнет хабаровскую туриндустрию.
 
И тогда экскурсионный маршрут типа «пройдем по Мандаринской, свернем на Императорскую и на Хунхузской улице устроим выпивон» станет вполне реальным.
 
И хотя кому-то это покажется шуткой, я не шучу, и при всем своем добром отношении к китайским гостям считаю, что так «дружить» не надо.
 
А вот показать соседям действительно интересное, памятное и доброе в истории Хабаровска нужно обязательно и встречать их гостеприимно, чтобы вспоминали наш город с уважением и благодарностью.
 
А. Петров.