Формирование армии нового типа в новых экономических условиях потребовало небольшой корректировки.
Об особенностях проведения военной реформы на востоке России рассказывает командующий войсками ДВО Олег Салюков. На эту должность он был назначен менее месяца назад. Первое интервью на новом посту генерал-полковник дал «Российской газете».
О. Салюков |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Олег Салюков: Специфика округа заключается в его географическом положении и величине. Площадь ДВО - 6,2 миллиона квадратных километров. Он включает четыре часовых пояса и три климатических.
Округ имеет границы с четырьмя государствами - КНДР, Китаем, Японией и США. И главная наша задача - защищать рубежи Отечества.
Из армии сейчас уходят те, у кого подошел возраст, те, кому служить не позволяет состояние здоровья. В 2009 году сокращение пройдет в управлениях и штабах округа и армий, нижестоящих подразделений это коснется в меньшей степени.
РГ: Хватает ли на это средств?
Салюков: Деньги на программу есть. На период до 1 июня ее финансирование - стопроцентное. И, разумеется, никто не будет уволен или исключен из списков, пока его не обеспечат всеми социальными благами в соответствии с законом. Например, офицеру, прослужившему более десяти лет, положены жилье и денежная компенсация. До конца года всем без исключения будет выплачиваться денежное довольствие.
РГ: Есть ли у руководства военного округа взаимопонимание с гражданскими властями?
Салюков: Большую поддержку оказывают нам и полпред президента, и губернаторы.
Сейчас готовимся обсудить с главой Амурской области его предложение - дать офицерам возможность получить землю. Но ведь не каждый землю возьмет.
Вот если бы дать увольняющимся уже построенный дом... Было бы неплохо сделать это за счет государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Сдал ГЖС - получил дом. Но этот вариант надо хорошенько просчитать.
РГ: Вряд ли офицеры из штаба округа захотят переезжать в село. Какую работу удается подобрать для них?
Салюков: Только в Хабаровском крае более ста вакансий в силовых структурах - в МЧС, внутренних и пограничных войсках, управлении исполнения наказаний. Офицер может служить там, сохранив звание. 25 человек изъявили желание сделать это и уже прошли собеседование.
РГ: Самым проблемным вопросом при переходе к армии нового типа остается жилищный. Сколько военнослужащих нуждается в получении постоянного жилья?
Салюков: В ДВО жильем нужно обеспечить 13019 человек. За два месяца этого года мы получили 763 квартиры. Куплено девять квартир, в том числе за пределами Дальнего Востока - в Орле и Краснодаре. В этом году планируется снять статус служебных с 400 квартир в Волочаевском городке в Хабаровске и со 157 - в двух военных городках в Южно-Сахалинске. Мониторинг показал - большинство офицеров хотят остаться во Владивостоке и Хабаровском крае.
РГ: Где военнослужащие наиболее обеспечены жильем и где положение хуже всего?
Салюков: Самая сложная ситуация в Хабаровске. Поэтому и строим больше всего здесь. Запланировано строительство в Волочаевском городке и ввод двух домов - в переулке Госпитальном и на улице Льва Толстого. Решается вопрос по Красной Речке. Город дает место под застройку, но все упирается в деньги.
Во Владивостоке выделены средства на строительство 802 квартир. В регионах, где строительство не предусмотрено, министерство обороны выделяет деньги на покупку жилья. В Якутии в этом году куплено 14 квартир, планируется приобретение 50 в Южно-Сахалинске и 50 - в Петропавловске-Камчатском.
РГ: Какие стороны армейской жизни затронул кризис?
Салюков: Резких изменений мы не ощущаем, хотя в первые два месяца года пришлось корректировать перемещение техники, особенно в январе. Пока не пришли деньги, многие вопросы мы решали за счет хороших отношений с местными властями, с железной дорогой - работали по гарантийным письмам.
РГ: На чем экономят в округе?
Салюков: Экономное расходование средств - задача любого командира. У каждой службы есть статья «экономия». К примеру, по командировкам. Регион у нас огромный, основной вид транспорта - авиация. Мы давно поставили задачу - пользоваться попутным транспортом. С объединением ВВС и ПВО у нас сложились замечательные отношения - летчики берут на борт наших офицеров. По железной дороге «для галочки», впустую, никто не ездит. Покупаем билеты не на фирменный поезд, а на обычный пассажирский. И стараемся отправлять сразу нескольких офицеров - для группы поездка выгодней.
РГ: Вопрос читателя. Игорь Анатольевич Тржасковский, ветеран Великой Отечественной войны из Магадана, интересуется, как сейчас несут службу бойцы, призванные на один год, особенно в технических войсках?
Салюков: Хуже служить не стали. Но опыт показал - следует перестраивать программы и в учебном подразделении, и в войсках. Чтобы призывники именно служили, а не учились. Сейчас цикл обучения сокращен, больше времени на боевую подготовку. Разумеется, важную роль призваны сыграть сержанты.
Группа из 160 сержантов недавно отправилась в военные вузы центральной части страны - в Омск, Рязань, Санкт-Петербург. А с 1 августа мы начнем по два с половиной года учить сержантов-контрактников на базе Дальневосточного военного училища в Благовещенске. По предварительным подсчетам, примем на первый курс около 300 человек. Расходы несет минобороны.
РГ: Как изменилось финансирование боевой подготовки?
Салюков: В 2000 году на эти нужды выделялось всего 3,7 миллиона рублей на округ, в 2008-м - 52,5 миллиона. В нынешнем году на десять месяцев выделено пока 20,5 миллиона. Снижение идет за счет того, что ряд частей и соединений будет заниматься организационно-штатными мероприятиями, боевая подготовка у них сократится. Но потом эта цифра снова вырастет.
РГ: Есть ли недостаток в новой технике? Какое современное вооружение особенно ждут в войсках округа?
Салюков: К 2016 году соотношение новой и старой техники составит 50 на 50, а к 2020-му - 75 на 25. Нужны средства разведки, связи, ПВО. Требуются танки Т-80, боевые машины пехоты, зенитно-ракетные комплексы С300, ПЗРК, «Оса», «Бук». Они у нас есть, но в недостаточном количестве. Сейчас на Дальнем Востоке в основном танки Т-55 и Т-62. Это не новые, но хорошие машины, которые прошли модернизацию. И все-таки их надо менять на более современные. Надеемся, новая техника пойдет с этого года.
РГ: Не отказались ли предприятия-поставщики от своих обязательств из-за роста цен?
Салюков: Никто нам в поставках не отказал. Наоборот, увеличилось количество желающих участвовать в конкурсах, ведь в условиях кризиса армия - одна из структур, которая имеет деньги. Даже когда задерживается оплата, поставщики не ропщут, потому что знают: пусть даже с опозданием, но она обязательно поступит. Думаю, чем дальше, тем больше будет желающих участвовать в конкурсах.
К примеру, на закупки продовольствия в первом полугодии ДВО получил 1041,5 миллиона рублей. По ряду позиций деньги перечислены на квартал, по другим - на 10 месяцев, а на энергетику - на год.
РГ: Читательница из Бикина Ирина Кисиль пишет, что ее сын несет службу в Князе-Волконском. Она спрашивает, будет ли у бойцов 23 февраля праздничный обед и что обычно входит в его меню.
Салюков: Продовольственная служба расходует около 70 тысяч рублей на солдата в год. Для молодых холостых офицеров в некоторых подразделениях за счет денежной компенсации готовят завтраки, обеды и ужины - на 70-100 рублей в день. Никаких сокращений в питании нет. Ничего не покупаем сортом ниже. А в День защитника Отечества на столы во всех частях будут поданы свежие фрукты, шоколад, печенье. В ряде частей, где много военнослужащих из других регионов, бойцам дадут возможность приготовить блюда национальной кухни - плов, лагман, выпечку.
РГ: В редакцию поступило несколько звонков от студентов. Они спрашивают, правда ли, что лейтенанты скоро будут получать по 35 тысяч рублей в месяц?
Салюков: Сержант по контракту в должности заместителя командира взвода получает от 13 до 15 тысяч рублей, взводный, старший лейтенант - 19-21 тысячу, ротный - 22-23, комбат - 25-27, комполка - 30-33 тысячи рублей. Плюс дальневосточные надбавки - 30-40 процентов. Ассигнования на выплату денежного довольствия в округе на 2009 год составят 263,8 миллиарда рублей, на 2010-й - 287,3, на 2011-й - 313,8.
Тем, кто особо отличился, будет выплачиваться дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение. В военном округе в этот список попали 294 человека - от командира взвода до комбрига. Доплата в соответствии со званием составит от 35 до 87 тысяч рублей. Такая практика в армии нова. Когда составлялся список, командование старалось, чтобы все было прозрачно, чтобы в него попали наиболее трудолюбивые, те, кого называют «совестью части».
Мы заручились поддержкой офицерских собраний, учли мнение женсоветов, военной прокуратуры. На эти цели в текущем году в ДВО предусмотрено 14 миллионов рублей.
Подготовила Нина Доронина,
«Российская газета», 19.02.09.