Роман Копин. Фото: «Крайний Север» |
|
Бюджет трехлетний и консервативный
Работа над новым бюджетом Чукотского автономного округа шла непросто, поскольку он утверждался на три года. Но все прошло качественно и уверенно. С одной стороны, депутатский корпус новый, что дало возможность по-новому посмотреть на некие традиционные процессы. С другой, в комитете по бюджету работают люди, имеющие определенный опыт, который дает определенную преемственность и профессиональный подход.
Экспортоориентированность региона дает нам определенные преимущества по доходам. Их позволяет наращивать мировая конъюнктура цен на металлы. Благодаря этому мы значительно сократили долговую нагрузку региона, в этом году вернули порядка трех миллиардов рублей в бюджет Российской Федерации, что для окружного бюджета, безусловно, позитивно.
Новый трехлетний бюджет можно назвать консервативным в плане того, что мы крайне осторожно оцениваем его доходную часть и страхуемся от возможных колебаний. Экономика региона еще не является устойчивой, она очень зависит от двух причин - федеральных дотаций и цен на золото. Поэтому мы сейчас активно продвигаем тему угля и Баимского проекта, чтобы уйти от монозависимости. В этом наша цель и стратегия.
Полцарства за драгметалл
В целом регион покажет отрицательную динамику по добыче золота в этом году. Это минус почти десять процентов от того уровня, которого мы достигли в 2015 году. Нужны новые потребители и новые проекты. У нас подходит к завершению такой крупный проект, как «Купол», и заместить его - довольно серьезная задача. Нам нужно дать возможность расшириться «Майскому» и «Валунистому», нам нужна «Кекура» (ее мы ждем через два года) и Баимский ГОК, который даст золото и медь.
В этом году мы приступим к строительству линии электропередачи «Билибино - Кекура - Песчанка». Она проведет электроэнергию уже на следующий год на «Кекуру» и к 2019 году обеспечит ею строительную площадку Баимского ГОКа. Этот проект позволит загрузить Билибинскую АЭС, что будет положительно сказываться на тарифах, а также плавучую атомную теплоэлектростанцию, которая появится в 2019 году в Певеке. Она гораздо больше Билибинки и если ее не «грузить», то энерготариф будет просто космический.
Сейчас мы пытаемся пересмотреть потенциал мелких и средних проектов, которые могут работать на небольших месторождениях. Да, их объемы несопоставимы с такими крупными игроками, как «Купол», где добываются десятки тонн золота. Но если у нас будет набор из 15-25 артелей, в совокупности добывающих от пятидесяти до двухсот тонн золота, можно вести речь о стабильной работе с недрами. Я думаю, что сейчас для этого есть все возможности. Снижение энерготарифа до общероссийского способно произвести небольшую революцию в этой сфере.
Крупные компании смогут пересмотреть свои производственные планы - масштаб и размер фабрики, объемы производства, инвестиционные планы. Станет возможным подключение к действующим сетям. Малый и средний бизнес тоже сможет воспользоваться этими преференциями. Речь идет о производстве хлеба, молока, мяса, работе тепличного хозяйства. Мы сами еще не до конца можем оценить грядущие перемены.
Мобильные операторы могут взять интернет-трафик в больнице
В январе мы объявим конкурс для организации стабильного канала Интернета для больниц, школ, МФЦ и администраций. Считаю, это тоже улучшит доступность и качество услуг связи в селах. Мы просчитали всю программу, она достаточно дорогая. Обеспечение Чукотки качественным и относительно быстрым Интернетом, по оценке связистов, стоит от 600 до 800 миллионов рублей.
Мы выбрали Анадырский район, городской округ Эгвекинот и Анадырь. Если увидим, что программа будет работать, то станем распространять ее дальше. Параллельно работаем над тем, чтобы финансировать ее из бюджета федерации.
Пока мы можем сделать Интернет лучше для социального и административного сектора. Но в этой ситуации в каждом населенном пункте Интернета будет больше. Тогда и частники смогут его оттуда брать. Речь идет о мобильных операторах, потому что большая часть населения получает услугу именно через них. В каждом населенном пункте работает по два-три оператора. Инфраструктура у них есть, теперь нужно, чтобы появился стабильный канал. Программа выкупа трафика спутникового ресурса и его распределения уже есть. Мы ее сейчас согласовываем с Минкомсвязи.
ВЭФ II: Очки, голы, секунды
После форума начал работать ТОР «Беринговский», остается начать добычу угля и приступать к его реализации (интервью проходило до первого сообщения инвестора о добыче угля - прим. ИА «Чукотка»). Мы объявили на форуме о том, что будем создавать инфраструктуру для развития промышленности и продолжаем этим заниматься.
Все наши усилия, в основном, сконцентрированы на Чаун-Билибинском узле. По инвестопроектам - резидентов ТОРа было десять на момент форума, сейчас в работе находится пять заявок, а за ними еще 15. Я думаю, что в следующем году будем иметь около 30 резидентов. Они не такие большие, как компания, добывающая беринговский уголь, но тоже вполне живые. Часть из них будет работать в населенных пунктах, часть - в тундре.
Хочу привести в пример «золотой» проект, который пришел в ТОР одним из первых. Он добыл пока немного металла, но это хороший пример для малого и среднего бизнеса. Начала работать и ветрогенерация. С февраля начнем передавать объекты инфраструктуры недропользователей «Кекуры» и «Клена» билибинским предпринимателям.
Жилищное строительство в Анадыре будет малоэтажным
Мы будем строить полностью за бюджетные средства жилье в дальних селах. Там есть потребность в новых квадратных метрах, но покупательская способность невысокая. В Анадыре тоже нужно строить жилье, но мы не планируем это делать через бюджет, а попробуем вместе с муниципалитетом, местным предпринимательским сообществом и внешним капиталом разработать девелоперскую программу.
Мы бы не хотели строить пятиэтажные дома - в Анадыре вполне возможно развивать малоэтажное строительство. Площадки для этого есть - в городе, в Тавайвааме, в окрестностях. Я думаю, что ландшафт Анадыря может измениться очень сильно. Город только выиграет от этого, тем более он остается одним из самых привлекательных для жительства в округе. Начнем реализовывать уже в следующем году. Но хотелось бы более активного участия муниципалитета в этом вопросе. Надеюсь,справимся.
Сделать белого медведя брендом региона
Правительство региона, Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки и «Медвежий патруль» заняли более активную позицию на тему медведя. Мы участвуем в российских и международных форумах. Рассказываем о Чукотке, о нашем опыте взаимодействия с окружающей средой.
Вторым этапом, в следующем году, мы привезем несколько российских и международных групп в регион. Это, наверное, будут не такие масштабные конгрессы, где участвует полторы-две тысячи человек, но это и не цель. Должны приезжать ключевые специалисты. Мы постараемся помочь «Медвежьему патрулю» привезти на Чукотку ученых в апреле, когда медведь выходит из берлоги. Хотим показать все на месте, а не рассказывать в кабинетах. Это очень хорошая инициатива, и мы всячески ее приветствуем.
Планируем сделать центр притяжения белого медведя. Он у нас есть в окружном музее. Возможно такой же центр мы создадим в Эгвекиноте. Это логичное решение и довольно удобная точка. Недалеко от Эгвекинота располагаются прибрежные села, находящиеся напротив острова Врангеля. Это может дать дополнительный стимул для туризма. Коренные жители станут сопровождать туристов и обслуживать инфраструктуру.
В ЖКХ Чукотки придут частные инвестиции
В настоящее время есть три компании, которые хотят поучаствовать в концессионных соглашениях по развитию ЖКХ. Одна из них - «Чукотская торговая компания» и две внешних - «РемЖилСервис», с которой мы подписали соглашение на форуме, и еще одна появилась недавно. В следующем году мы готовы выйти на реализацию проектов в сфере ЖКХ.
Мы ожидаем стабильной, безаварийной работы. Высокие тарифы Чукотки делают эту сферу очень привлекательной, и мы видим это по тем обращениям, которые поступают в правительство. Я думаю, что это не единственные компании, которые к нам обратятся. Наша задача - поддерживать бизнес и помогать в продвижении проектов.
Основное направление, куда нужно привлекать инвестора - тепловая, электрическая генерация и инженерные сети. В обоих случаях можно добиваться большей эффективности работы за меньшие деньги. Возможности МУПов и КГУПа в этой плане довольно ограничены. Но у нас нет задачи убирать с рынка «Чукоткоммунхоз». Он справляется с возложенными на него задачами - все села обогреты, отоплены, нет проблем с завозом топлива. Будем работать, как с «Чукоткоммунхозом», так и с инвесторами.
Бизнесу несложно заменить дизель-генератор и объявить жителям, что теперь они будут платить за электроэнергию на других условиях. Да, это уже хорошо. Но остаются вопросы: если ты вытаскиваешь самое «сладкое», то кто будет содержать более проблемные сети? Мы намерены найти решение, чтобы это было привлекательно для бизнеса и несло для региона пользу.
Инвестпрограммы буду рассчитаны от пяти лет, в течение которых компании должны гарантировать тариф потребителю. Сейчас хотим предложить частникам поработать в селах Чукотского района, Провиденского городского округа, а также в Анадыре и Певеке.
Желающим найти работу - поможем переехать
Мы держим рабочие места в традиционных общинах. В этом решении нет экономического обоснования, но есть важный социальный фактор и возможность для населения вести традиционный образ жизни. Но чудес не бывает, если экономики в этом нет, то создавать искусственно рабочие места можно только с огромным кошельком. Мы готовы предлагать жителям переезжать в места, где есть работа и потенциал для личного роста. Я понимаю, что это непросто для жителей сел, но перед нами не стоит задача, чтобы завтра все собрались и поехали в другое место. Эта миграция происходит и без нашего участия. Если такой интерес со стороны жителей будет, мы их поддержим. Мы просто обязаны это сделать.
Существуют и резервы для малого бизнеса. Например, у руководителя ЧТК Игоря Иванова есть собственная модель работы в селах Чукотского района. Работая на котельных и на дизель-генераторах и обслуживая села, местные жители кормят себя. Но таких производств и предприятий нужно больше. Если кто-то себя не нашел, он может переехать в Певек, Провидения, Эгвекинот, Анадырь или в соседнее село. Нет готового рецепта решения проблемы, нужно все решать в комплексе и адресно.
Оленеводство способно сделать шаг вперед
Не получится так, что приедут финны и сразу купят у нас всю оленину (о возможности продажи чукотской оленины в страны Евросоюза). Есть иностранные компании, которые готовы проинвестировать в Чукотку и в конкретное крупное хозяйство - «Чаунское». А для нас - это способ посмотреть на традиционное оленеводство по-новому и сделать его более современным и устойчивым. Главная задача - обеспечить мясом себя и недропользователей, поскольку проект реализуется в Чаун-Билибинском узле. Остальное можно экспортировать за пределы России и в рамках страны. Порт Певек позволяет это делать в любом режиме.
Проект не заканчивается строительством определенного оленеубойного комплекса. Его поставить несложно. Нам важен весь процесс. До этого года на убойных комплексах нас интересовало только мясо, а все остальное хозяйства выбрасывали. Сейчас они начали собирать все, что остается после забоя и разделки оленя - диафрагму, рога, копыта, шкуры. Одни позиции у нас готовы купить, другие - нет. Но собирать будем теперь все. Если хозяйства будут зарабатывать не только на мясе, то для отрасли будет это хорошо.
Диалог с финнами показал - мы по-разному ведем оленеводство, но совместные решения есть. Необходимо получить развитие на постоянной основе. У «Чаунского» есть для этого все возможности. Например, положительные примеры у других хозяйств уже есть. В этом году «Амгуэма» работала не только со своим товарным стадом, но и с другими хозяйствами. Привели часть стада из Нешкана, часть - из Певека. А если сделать еще несколько нововведений, то можно обработать стада еще с пяти хозяйств. Появилось осознание того, что можно делать лучше.
Со своей стороны мы очень сильно поддержали оленеводческие хозяйства техникой и оборудованием. И если они делают забой как положено, у них появляются дополнительные доходы, которые можно тратить как на стимулирование сотрудников, так и на приобретение техники. Например, та же «Амгуэма» получила от забоя 27 миллионов рублей. Совхоз-миллионер, практически. Купили два вездехода. Мы решили в следующем году привезти на «Эракор» представителей других хозяйств, чтобы оленеводы могли поделиться друг с другом опытом.
А вообще, часть малого и среднего бизнеса стала оптимистично смотреть на экономические проекты, которые реализуются в округе. Это еще не похоже на бурный рост, но люди стали строить планы на будущее. Появляются внутренние инициативы по концессиям, строительству. Задача - чтобы они воплощались в жизнь.
АНО ИА «Чукотка», 26.12.16