Вадим Воеводин читает стихи |
|
В широте затрагиваемых тем. В глубине поднимаемых исторических пластов. В совершенстве изысканной формы. В соразмерности образного строя. В лаконичной глубине сюжетных решений. В избираемых для поэтических воплощений сегментах реальности. В достоверности поэтического воображения. В органичности соединения эпического и лирического начала. В незыблемой твердости и определенности авторской позиции, служащей исключительно эстетическим идеалам. В разомкнутой слитности композиционных приёмов. В фееричности подачи поэтических строк.
Стихи Вадима Воеводина и очень похожи и совершенно не похожи друг на друга. В них живут разные персонажи. Они балансируют между элегическим, одическим и балладным началами. Здесь есть стихи-портреты, стихи-рассказы, стихи-размышления, стихи-выводы, стихи-сожаления, стихи-памятники, стихи-прозрения, стихи-отречения и стихи-обретения.
Поэт всегда напрямую говорит с читателем. Но разговор только им не ограничивается. В него всегда включается ещё кто-то или что-то. Это может быть время, Бог, пространство, Русь, гиперборейские снега, вселенная. Многоадресность обращения порождает любопытный эффект многоголосия.
Получается, что каждое стихотворение поэта существует одновременно в нескольких планах и может быть прочтено различными способами в зависимости от того, что мы возьмём отправной точкой для чтения. Один и тот же текст может быть воспринят и как утончённый лирический образец, и как прямое наставление, и как фиксация промежуточного состояния сознания, и как простая сюжетная зарисовка.
Мировосприятие поэта вобрало в себя удивительную смесь буддийской и христианской традиций. Но при этом оно целостно и органично. Оно обращается к истоку религий, пытается его найти и в лучших текстах обнаруживает то,что в силу своих возможностей стремилась воплотить теософская традиция.
Перед нами предстаёт чистое восприятие незамутненного источника, в котором различные религиозные представления дополняют друг друга, сливаясь в едином целом.
Поэт любит работать на контрасте. Но контрастность в его текстах не есть противопоставление. Это модель такого восприятия реальности, где обе противоположности оказываются истинными и одинаково ценными.
Такое возможно только в поэтическом тексте и у очень не многих поэтов. Потому что мера художественной достоверности должна быть очень высока. Без этого текст рассыплется на сегменты.
У Вадима Воеводина он всегда остаётся целостными, какие бы контрасты в себя ни включал. Это свидетельство такого уровня мастерства, когда поэтическое слово подчинено абсолютно.
В стихах Вадима Воеводина живёт сила искреннего признания мировой гармонии. Какие бы несоразмерные несообразности или контрасты ни попадали в поле его зрения, они, подчиняясь верному авторскому взгляду, разрешаются в соразмерных самим себе смыслах.
Современная критика не замечает художественный мир Вадима Воеводина потому, что внешне он традиционен. Но с содержательной точки зрения за поэтикой простоты кроются глубинные преобразования существующих смыслов, активное развитие традиций Иннокентия Анненского, Максимилиан Волошина и Георгия Иванова. Не ученическое, а самостоятельное развитие на принципиально новом уровне осмысления реальности.
Читайте поэзию Вадима Воеводина, и вы многое поймёте в себе и в окружающем вас мире, как бы далеко он ни простирался.
Александр Шунейко,
профессор, доктор филологических наук.
* * *
Всё человеческое надо
Убить в себе, чтоб Богом стать,
На человеческое стадо
С высокомерием взирать.
Кричать с трибуны, что свободы
Взошла прекрасная заря
И кровью ослепить народы,
Все беззакония творя.
Хлеб обещать, но сеять зёрна
Раздора, смуты, мятежей,
И гнев, и скорбь в тунике чёрной
Придут на камни площадей.
И в переулках, как в пустыне,
Гонимый всеми, всем чужой
Сын человеческий отныне:
И проклят, и забыт толпой.
Но если навсегда отвергнут
Духовным светом человек,
Зачем же звёзды не померкнут,
Не пересохнут русла рек?
А тот, другой, он крестит кровью,
Он собирает силы тьмы…
Но мир спасётся вновь любовью,
Одной любовью, верим мы.
Вадим Воеводин.
Всё человеческое надо
Убить в себе, чтоб Богом стать,
На человеческое стадо
С высокомерием взирать.
Кричать с трибуны, что свободы
Взошла прекрасная заря
И кровью ослепить народы,
Все беззакония творя.
Хлеб обещать, но сеять зёрна
Раздора, смуты, мятежей,
И гнев, и скорбь в тунике чёрной
Придут на камни площадей.
И в переулках, как в пустыне,
Гонимый всеми, всем чужой
Сын человеческий отныне:
И проклят, и забыт толпой.
Но если навсегда отвергнут
Духовным светом человек,
Зачем же звёзды не померкнут,
Не пересохнут русла рек?
А тот, другой, он крестит кровью,
Он собирает силы тьмы…
Но мир спасётся вновь любовью,
Одной любовью, верим мы.
Вадим Воеводин.