Хабаровский предприниматель Владимир Олейников улетает в Страсбург на суд. После процесса, который может занять несколько месяцев, он, возможно, станет одним из самых богатых людей на свете — миллиардером. Его иск к России — 13 миллиардов долларов США принят к рассмотрению.

 

Владимир Олейников показывает схему пересылки денег для компенсации ему затрат в Страсбурге: за счет суда будет оплачен билет на самолет, номер в гостинице, переводчик и адвокат. О своем деле и судебных тяжбах, которые идут уже двенадцать(!) лет, он согласился рассказать корреспонденту «Хабаровского Экспресса».

 

Долг платежом красен

Его дело № 36703/04 (досье № РР 28863) «Олейников против России» известно многим. («ХабЭкс» неоднократно уже рассказывал об огромном долге хабаровчанину целого государство — КНДР. Вот только несколько из этих статей: «На счетчик» ставит Северную Корею хабаровский бизнесмен», «Хабаровский Экспресс» от 27 июня - 4 июля 2001 года; «Бешеные деньги для хабаровского «Лорда», «Хабаровский Экспресс», от 12 - 19 декабря 2001 года; «Напишите скорей об этом еще раз, или завтра меня убьют», «Хабаровский Экспресс» от 26 июня - 3 июля 2002 года). Но до сих порт не многие знают всех подробностей досудебной подготовки и той цены, которую пришлось заплатить Владимиру Олейникову, лишившись в Хабаровске фактически бизнеса и став изгоем.

 

Напомним, в 1997 году он — президент частной компании «Лорд В.Б. Олейников» занял торгпредству КНДР, которое располагалось на ул. Павловича, 13, в Хабаровске — 1,5 тысячи долларов США (по тогдашнему курсу — почти 10 тысяч рублей). Северокорейской дипмиссии срочно требовалось погасить долг перед энергетиками. Стороны ударили по рукам. Олейников на десять дней предоставил искомую сумму. Сделку оформили, как положено: расписку выдал советник при посольстве КНДР в России Чхэ Гым Чер.

 

В расписке Олейникову, на гербовом бланке, заверенную печатью государства, выданной от имени Корейской Народной Демократической Республикой (КНДР) написали (на двух языках — русском и английском): «В случае не возврата в срок до 29 мая 1997 года указанной суммы, обязуемся выплатить 1 процент за каждый просроченный день».

 

Прошел не только май, но июнь… Бизнесмен немного подождав, решил действовать по букве закона. Сначала пошел сам в торгпредство, но его выпроводили и сказали, что ни о каком долге там не знают. Обратиться за помощью к российским чиновникам — написал письмо министру иностранных дел Игорю Иванову, с просьбой помочь вернуть долг. От представителя МИДа в Хабаровском крае Чупина ему пришел ответ только через год. В документе говорилось, что министерство получило объяснения от корейского торгпредства: «власти КНДР требований Олейникова не признают…» Чхэ Гым Чер из Хабаровска исчез.

 

Арифметическая прогрессия

Тем временем «один процент» с 1,5 тысячи долларов долга Олейникову Северной Кореи стал расти с арифметической прогрессией. Скажем, еще вчера это было 15 долларов к одолженной сумме. Следующий процент долга начисляется уже на 1515 долларов, и так за несколько лет сначала дошло до миллиарда, потом другого, третьего.

 

Олейников подал иск к КНДР в Верховный Суд РФ. Там заявление завернули, указав, что все претензии следует подавать в районный суд. В Индустриальном районном суде Хабаровска заявление от 9 февраля 2004 года также вернули, на основании того, что «иск к иностранному государству, подаваемый на территории России, принимается только с согласия Северной Кореи». Оказалось, что торговое представительство КНДР, которое брало в долг, пользуется дипломатическим иммунитетом.

 

То есть суд готов был принять иск, но только с письменного согласия Северной Кореи. На запрос Ким Чен Иру: «Можно ли на вас подать в суд и истребовать долг» (это не шутка! такой документ отправлялся), ответ не пришел. И процесс в России так и не смог начаться…

 

Олейникову потом предлагали даже 500 тысяч долларов в обмен на расписку северокорейского торгпредства. Деньги были продемонстрированы наличными в чемодане. Неизвестным он сказал: «Я не умираю с голода, чтобы взять эти полмиллиона».

 

Подлинник уникальной расписки бизнесмен положил на хранение в зарубежный банк в бронированную ячейку с кодовым замком.

 

Возражения государства

С момента подписания долговой расписки прошло семь лет. Олейников отправил жалобу в Международный суд по правам человека в Страсбург. Его просьба была одна: провести справедливое судебное разбирательство в разумные сроки, согласно статьи 6-й Европейской конвенции по правам человека. Страсбургский суд документы принял.

 

Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека Милинчук в 2008 году прислал Олейникову возражения (меморандум — на языке дипломатов).

 

Милинчук в Страсбургском суде утверждает: встретились два неюридических лица — гражданин РФ и КНДР, и заключили между собой соглашение. Предприниматель Олейников дал деньги Чхэ Гым Черу, который оставил, как выяснилось, в залог машину «Тойота-Камри», и в расписке дописал: «оставляю документы и машину».

 

У Олейникова свой довод: мало ли что там, в расписке написано, где акт, что я принял авто? Его нет. Также согласно п. 1. ст. 2 Приложения к действующему Договору о торговле и мореплавании между СССР и КНДР от 22 июня 1960 года, торговые представительства являются составной частью посольства и представляют орган государства, действующий от его имени. Торговое представительство действует от имени своего правительства. И человек, который представляет интересы государства, не может быть не юридическим лицом.

 

Представитель России Милинчук тогда продолжает: Олейников может подать в суд на Чхэ Гым Чера в КНДР.

 

Олейников парирует: а почему я должен подавать в суд Северной Кореи, если все действия совершились в России? Страна, разрешив КНДР вести дипломатическую деятельность на территории нашей территории и наделив ее статусом дипломатической неприкосновенности, автоматически взяла на себя часть ответственности за все действия дипломатов.

 

Олейников также упирает на действующий договор от 16 декабря 1957 года между СССР и КНДР об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

 

А в МИДе РФ утверждают, что «Олейников заключая договор займа на очень выгодных для себя условиях с повышенными процентами, сознательно пошел на риск… и должен был готов к тому, что в случае рассмотрения спора об ответственности заемщика, ему необходимо будет обращаться в досудебном порядке в КНДР для получения согласия на рассмотрение этого спора в РФ».

 

МИД также указал, что расписка, выданная Хабаровским отделением отдела торгового советника при посольстве КНДР в РФ не содержит пункта о целевом назначении взятых в долг денежных средств, поэтому не понятно, взяты ли деньги на нужды торгового представительства или на личные нужды представителя торгового советника. Дипломаты Олейникову пишут, что «установить подлинность вашего бланка и печати крайне сложно, так как достаточно редко встречаются в практике случаи, когда государство занимает денежные средства у физического лица».

 

В МИДе считают, что у Олейникова еще есть возможность подать иск в суд КНДР, где гораздо проще проверить подлинность бланка и урегулировать свой вопрос.

 

Но адвокаты Олейникова убеждены, что долговое обязательство подлежит исполнению согласно подписанной договоренности и никто не имеет право принять решение не возвращать долги или изменить текст долгового обязательства.

 

Константин Пронякин,

«Хабаровский экспресс»

 

P.S. «Когда получу по суду долг за КНДР, — сказал в конце нашего разговора Владимир Олейников, — найму и привезу лучших адвокатов мира в Хабаровск и устрою показательный процесс над чиновниками, которые сломали мне жизнь и отняли бизнес».

-----------------

 

Судебные дела Олейникова множатся…

 

Между тем, Владимир Олейников готовит второй иск в Страсбургский суд.

 

Предприниматель считает, что с началом судебных тяжб с Северной Кореей и жалобами в Страсбург, ему стали вставлять палки в колеса и не давать работать. Местные чиновники попросту стали «кошмарить бизнес», а точнее бизнесмена.

 

В 2002 году Олейников направил исковое заявление в Московский городской суд, где ответчиком обозначил Путина (тогда еще президента страны) как гаранта Конституции РФ, который обязан защищать интересы граждан России.

 

Истец не единожды обращался в приемную президента с письмами и жалобами, вмешаться в спор между ним и местной властью.

 

Владимир Олейников — один из первых предпринимателей Хабаровска. Как сам он теперь вспоминает, начинал с научно-инженерной деятельности.

 

— В 1988 году у меня была фирма «Архимед», — говорит Олейников. — Я занимался научными разработками, и придумал оригинальное и новое использование подшипников по принципу скольжения. Эту  разработку мне продать не разрешили …

 

В 1992 году администрация города ему передала бесхозную, пятиэтажную башню-здание, около моста через Амур. Туда он вложил 235 тысяч долларов США (смета и чеки у Олейникова на руках). Эти деньги ушли на подведение дорог, укрепления стен здания, установку лестничных маршей и т.п. Здесь Олейников планировал сделать деловой центр. Но вдруг это здание понадобилось другим людям. Так как у бизнесмена  в бессрочном пользовании была только земля, а башню, тогдашний мэр Хабаровска Филиппов передал лишь для восстановления, ее легко забрали.

 

Затем начались проблемы в бизнесе. Неизвестные бандиты стреляли в его сына, устраивали покушения на самого Олейникова, просили забрать иск по долгу к КНДР.

 

В 90-е годы истек срок аренды земельного участка в Северном микрорайоне, где Олейников построил авторынок. За пять лет, которые понадобились для строительства, предприниматель потратил около 5 миллионов рублей на благоустройство территории. Продлить договор город отказался и забрал землю.

 

— У меня отняли рынок, а имущество бульдозерами скинули в овраг. Сейчас на этой земле стоит магазин «Самбери», а в суде лежит мой иск к мэрии на сумму более чем в 9 миллионов рублей, — комментирует Олейников.

 

В 2004 году Олейников отправил исковое заявление в Хамовнический районный суд Москвы, с просьбой признать право на защиту нарушенных конституционных прав, и обязать президента РФ создать независимую экспертную комиссию из квалифицированных специалистов в области гражданского права, гражданского и арбитражного процесса, чтобы изучить решения мэрии Хабаровска, а также решений арбитражного суда о фактической конфискации у него башни и авторынка.

 

Из суда пришла бумага: в принятии заявления отказать по причине отсутствия ответчика.

 

Новый иск Олейников написал в Тверской районный суд Москвы (территориально он ближе к Кремлю), где в качестве ответчика опять назвал президента страны. Однако Тверской суд также отказал в рассмотрении требований Олейникова к президенту РФ. После всех мытарств, Олейников подготовил иск, уже второй по счету, в Страсбург. Пусть они найдут Путина!

 

— В Страсбурге я намерен отказаться от российского гражданства, — с горечью заявляет Владимир Олейников. — Скажу публично, что в это государство нельзя вкладывать ни одного рубля, потому что нет гарантий, что когда дела пойдут в гору, их у тебя не отберут, причем не бандиты, а чиновники…