Город Артём один из наиболее трудных для проведения концертов. Сообщаясь своим пригородом с Владивостоком, Артём по-сути является его удалённым районом. Расположен на ж/д ветке и пересечении нескольких автодорог, примыкая вплотную к аэропорту. Директор артёмовского ночного клуба дал такую характеристику этому месту: "Транзитный город - транзитное мышление". Быть может, в этот раз я бы не заезжал вовсе в Артём, но загадочным образом за последние годы с этим местом завязалась моя судьба, появилось много друзей и знакомых, и некоторые ключевые события жизни случились здесь. Концерты проводил здесь не один раз и два раза хорошо провалился. Готов провалиться снова? Ну что поделать, если зовут. Будем вместе пробовать достучаться головой стену. Играть трудным людям - опыт нужный.
В нынешний визит в Артём состоялось два концерта. Первый прошёл в НК "Маяк" на следующий день после концерта в Спасске-Дальнем. Директор клуба изначально был хорошо расположен, но понимал сложность продвижения подобной музыки для местного населения. Он старается у себя устраивать оригинальные вечера с элементами креатива, приглашать интересных музыкантов, но здешний народ в основной массе не проявляет интереса и требует попсу.
В прошлый визит в приморье я познакомился с талантливой певицей Марией Шамониной, которая свела меня с этим клубом. Она сама родилась в этом городе, поёт в своей группе "Цвет жизни", но тоже не в положительном ключе отзывается о вкусах местной аудитории: "Мне кажется, в Артеме «зайдет» только блатняк и русская попса. Аудитория там не айс, как мне рассказывала знакомая-вокалистка: «Приходят мужики, чтобы выпить, может и подраться, пошлые». У нас много «отсидевших» в городе и еще больше тех, кто любит быть на них похожими. Вот такое население." И подобных оценок много. Люди старшего возраста не воспринимают излишне заумные тексты, к каким относят мои, и требуют чего повеселей.
По правде сказать, Артём своим менталитетом во многом похож на Владивосток, но более "отшиблен" и грубоват, как полагается окраине большого города. Во Владивостоке мне приходится сталкиваться с теми же проблемами, хотя Владик в целом более цивилизован.
Где бы ни проходил концерт, определённые надежды всегда есть. Ценители есть везде. Но активность населения везде разная. Если взять кол-во приглашённых и кол-во побывавших на мероприятии, то средний коэффициент - 1/3 или 1/4. В Артёме этот коэффициент составляет примерно 1/10, т. е. примерно десятая часть приглашённых придёт на ваш концерт. В январе 2014 однажды удалось собрать много людей, обзвонив знакомых местного ботаника, у которого я останавливаюсь, но это был провальный концерт, так как почти все зрители ушли ближе к середине выступления. Они ожидали что-то другого, но пришли, потому что их всех позвал хороший знакомый. На какой прогноз рассчитывать при таких условиях? Поэтому, когда мне позвонила директор местного антикафе с предложением провести выступление, я ей обрисовал всю ситуацию и задал вопрос: "Есть ли у вас опыт проведения подобных концертов?" Поскольку это был новый директор антикафе, то опыта у неё не было. Но мы решили попробовать, задействовав её старые связи со школой искусств. Придётся всем нам, организаторам и музыканту, осваивать искусство проведения массовых мероприятий. Нужно дать понять людям, что на концерте они получат нечто такое, что не смогут скачать из интернета. Время нынче такое.
Первый концерт проходил в ночном клубе "Маяк". Звук мы отстраивали из соображений максимальной громкости, поскольку людей придётся перекрикивать, если их соберётся много. Пел в динамический концертный микрофон, гитару подключал через провод. Собрались местные музыканты в небольшом кол-ве, которые слушали с большим интересом на протяжении почти двух часов. Ближе ко второй половине выступления стали подходить обычные посетители ночного клуба, накатывать алкоголь и были явно недовольны, просили сыграть что-то армейское, и вообще, когда у него песни закончатся? Когда концерт подошёл к концу, грянула попса, и надо было сматывать удочки. Ехать ночевать к ботанику было уже поздно, и меня приютил у себя дома директор НК. Фактически как таковой концерт прошёл для узкого круга при посторонних, но этот концерт нас всех очень сблизил.
Отзывы были в основном благодарные. Говорили, что ощущение, как от просмотра фильма. Кто-то жаловался на затянутое время: 2 часа - явный перебор! А вообще, приятно, когда тебя оценивают музыканты-профессионалы.
Второй концерт состоялся в антикафе "Клевер", спустя 6 дней после первого. Чтобы не терять почти неделю, мы с Марией Шамониной занимались записью голоса к песне "Догнать закат", которая войдёт в новый альбом. Ушло на это три дня: первый день разучивали, второй - пробная запись, третий - чистовая запись. Мария очень неплохо может петь, но в самой манере исполнения сказывается вся ментальность южного приморья. Середину песни, которая оканчивается словами "в истерике кричать, что я - урод", она исполнила блестяще с необходимой яркой подачей, но в остальных куплетах, где надо петь спокойно, оказалось, что для неё трудно успокоиться и спеть обычным голосом. В манере слышно много наносного и противоестественного, сильно отдаёт эстрадой, и это уже вошло в кровь, стало естеством. Мы сделали много дублей, из которых я потом делал лоскутное одеяло, убирая всякие чрезмерности - только так получилось добиться приемлемого результата. Потом навестил друзей во Владивостоке, хотя Владивосток к этому времени уже исключён из концертных планов. Подошёл назначенный день концерта, приехал в антикафе, мы всё настроили, но странная апатия не давала покоя. Кажется, мы всё сделали, позвали всех людей, кого можно. Приехали на концерт директор клуба Маяк со звукорежиссёром и ещё три человека. Мне это напомнило выступления во Владивостоке в 2013 году, когда состоялось два концерта с интервалом в неделю, и на оба концерта приходил пианист-виртуоз приморской филармонии слушать одно и то же. Потом он приходил ещё, когда я приезжал с другой программой. Мне стыдно немного, что я не ходил на его выступления слушать Рахманинова. Концерт в антикафе в итоге вышел сокращённый, так как к половине выступления остался всего один человек. Навалилась усталость и хотелось поскорее уехать домой, вычеркнув из дальнейших планов всё южное приморье, но скоро получил сообщение от звукорежиссёра с благодарностями и благими пожеланиями. Место не хочет отпускать.
Приморье начинается с простуды, сопровождается приключениями, заканчивается загорелым лицом или разочарованием. Это место контрастов, где можно ожидать чего угодно, кроме спокойствия и душевного равновесия. Место перемен и всевозможных уроков.
Ещё несколько слов о вкусах приморцев. Два года назад осенью случилось побывать в артёмовском антикафе с ещё тогда старым названием "Улитка" на концерте заезжей московской группы. Ощущение - что я тут делаю? Вроде нет ничего пошлого, но с такой программой я бы постеснялся выходить на сцену. Играют слаженно. Но что это и зачем всё воспроизводится? Что хотели сказать? Кроме эпатажа и вычурности нет ровным счётом ничего, что бы запомнилось. Группа - типичные представители, когда неважно что, а важно как себя показать. Но даже с вопросом "как" тут явные проблемы, потому что голос не отстроен в принципе, и слова абсолютно не различимы. Голос и слова - самое главное, и полное пренебрежение к этому вызывает лично у меня чувство близкое к оскорблению, когда я должен специально напрягаться, вслушиваясь туда, где нет ничего. Тексты все на английском и на ещё каких-то языках. Для кого они поются? Если для нас, русскоговорящих, то о чём они? Я глянул по сторонам и был удивлён, что публике нравится. Люди нашли в этом остроумное шоу. А мне хотелось уйти, но до конца досидел, пытаясь понять "мессадж", и понял только то, что в этом, типа, вся фишка и есть, что нет никакого сообщения, а есть только яркий перфоманс. Впрочем, довольно слабый и безыдейный.
Другой характерный пример. Одно время приезжал в Хабаровск один народный матерный музыкант, и меня упросили отстроить ему звук. Я сразу сказал, что звук я сделаю, но на концерт не останусь - поберегу свои уши. Во время отстройки музыкант поведал, что в приморье у него был большой успех - триста человек. Понаехали даже из соседних городов. А тут в Хабаровске, похоже, вообще никто не придёт. "Ну и слава Богу!" - решил я и укатил домой.