А на лопате?..


Стоит ли беспокоиться вкладчикам после внезапных обысков в хабаровском филиале «Банка Москвы»?

 

Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

Объявление появилось после того, как в офисы прибыли оперативники УВД края, поддерживаемые отрядами ОМОНа.

 

- Работать будем до позднего вечера, - рассказывал нам и.о. начальника ОРЧ по борьбе с коррупцией и подрыву экономических основ организованной преступной деятельности УВД края Максим Шевелев, - идет выемка документов, связанных с кредитованием населения.

 

Пятничные события продолжение предновогодней истории. О том, что в Хабаровске пострадали 47 «миллионеров», «МД» писал в № 51. В двух словах история такова: начальник попросил своих сотрудников «выбрать со счета» причитающиеся организации средства, привез в банк, люди поставили подписи в каких-то бумагах, получили по миллиону, отдали кто начальник, кто его заму. А спустя несколько месяцев получили исковые заявления от «Банка Москвы» с требованием погасить взятые миллионные кредиты, проценты и оплатить неустойку. Люди были ошеломлены. За помощью обратились в милицию. Но прошло полгода прежде, чем уголовное дело было возбуждено. Банк, между тем, выигрывал гражданские суды.

 

В середине декабря был арестован главный (на сегодняшний день) подозреваемый - Владимир Константинов, но даже не вооруженным глазом было видно - без участия самих банковских работников в миллионной афере вряд ли обошлось. Кто пробовал взять кредит, поймет, о чем речь. Поэтому признаемся честно, тех событий, что произошли в банке 5 февраля, мы ожидали гораздо раньше. Хотя заместитель директора хабаровского филиала банка Фесик и направил в адрес редакции письмо с требованием опровергнуть информацию, что сотрудники кредитного учреждения причастны к мошенничеству.

 

Что удивляло в первую очередь, так это поведение банка в гражданских процессах. Уже зная о ситуации с подставленными людьми, он, тем не менее, продолжал предъявлять иски.

 

- В Центральном районном суде Хабаровска нарушаются права человека, - считает адвокат признанных потерпевшими по уголовному делу Галина Слипченко. - Суд принимает к производству исковые заявления ОАО «Банк Москвы», которые не отвечают требованиям Гражданско-процессуального кодекса. Например, в приложении к исковому заявлению указан перечень документов, приложенных к иску — по ГПК копий таких документов должно быть столько, сколько в деле ответчиков и третьих лиц. Но ответчикам направлялось лишь исковое заявление и расчет взыскиваемой суммы. Ответчики, все без исключения, поясняют суду обстоятельства, при которых подписаны договоры, говорят о том, что по данному факту возбуждено уголовное дело, а самого кредитного договора по объективным причинам у них нет. Но суды без предоставления кредитного договора выносят решения, не давая возможности подать встречный иск о признании договоров недействительными. При рассмотрении дел судьи не истребуют у банка соответствующих доверенностей от президента банка, головной офис которого находится в Москве (а согласно уставу филиал не является юридическим лицом). Имеются лишь доверенности от директора хабаровского филиала, который не может действовать самостоятельно. В материалах этих гражданских дел нет документов, подтверждающих, что истец, обратившийся в суд - надлежащий. Судьи не истребуют у истца правоустанавливающие документы - устав, лицензии, положение о предоставлении кредитов на неотложные чужды физическим лицам, из некоторых протоколов судебных заседаний следует, что подлинники документов с предоставленными в суд копиями не сверяются. При таком подходе становится очевидным отношение судей к истцу-банку и ответчикам, которые в силу своей доверчивости итак уже пострадали.

 

К чести Центрального районного суда стоит сказать: 8 февраля по четырем банковским искам было отказано — банком не соблюден досудебный порядок.

 

- В отношении сотрудников банка возбуждено уголовное дело? - спросили мы в пятницу у Максима Шевелева, руководившего обыском в головном офисе Хабаровского филиала.

 

- Нет, идет проверка, в ходе которой будет определен круг лиц из числа сотрудников банка, причастных к совершению преступления.

 

- Руководство?

 

- В Швейцарии. При обыске присутствует заместитель директора.

 

Про руководство мы спросили не случайно. Известно, что после ареста Владимир Константинов дал показания, в которых подчеркнул свое знакомство и с директором, и с его заместителями. Со слов Константинова, еще в начале 2000-х, он, обратившись за кредитом, получил предложение от одного из замов взять большую сумму и часть денег (4 миллиона) оставить в банке. Банк, мол, потратит их на покупку ценных бумаг и валюты. Потом поступило предложение разместить собственные константиновские средства — под проценты, небольшие, но в денежном эквиваленте неплохо выходило. В конце 2005-го зам предложил кредитную схему: деньги должны были остаться в банке, тем, кто нашел людей - маленький беспроцентный кредит. За 30-40 минут оформлялись потребительские кредиты на миллион рублей, Константинов звонил заму, называл фамилию очередного заемщика, потом передавал оговоренную сумму замам, те в свою очередь — деньги на оплату ежемесячных взносов для ничего не подозревающих клиентов. В конце 2007-го директор и один из замов объявили: схема больше работать не будет, кризис. Константинов забрал свои вложения. В 2008-м в банк приехала московская проверка. Константинову предложили проплатить все кредиты и проценты. Платить было нечем, банкиры предложили оформить квартиру в ипотеку. Константинов согласился. С выдаваемой суммы банк затребовал сначала 8, потом 6,5 процентов. Пять миллионов требовалось потратить на оплату кредитов, оформленных на граждан. Руководство банка пообещало, весной 2009-го пообещало, что все кредиты спишутся. В это время по кредитной схеме работал еще один человек – заместитель Константинова… «Со слов одного из замов, - говорит Константинов, - я знаю, что подобным образом потребительских кредитов было оформлено около 200».

 

Такова версия подозреваемого. Что в ней правда, что ложь — покажет время. Пока же потерпевшие обеспокоены тем, что расследование затягивается, и обманувшие их люди получают фору: чтобы избавиться от недвижимости, имущества, сменить фамилию и исчезнуть. Ходатайств они написали немало, но пока не получили на них ни одного ответа.

 

- Не повлияет ли сегодняшняя ситуация на работу филиала Банка Москвы в целом? - спросили мы у Максима Шевелева в пятницу, стоя за дверями с табличкой «Банк закрыт». - Что делать гражданам, не участвовавшим в этой кредитной истории, но разместившим в банке свои сбережения? Опять же, многие солидные предприятия имеют здесь свои счета...

 

- Гражданам не стоит беспокоиться, банк будет работать в прежнем режиме, - успокоил Максим Анатольевич.

 

Ирина Северцева,

«Молодой дальневосточник», № 6.