|
Ранее эта сфера была в ведении Александра Костенко, покинувшего правительство по состоянию здоровья в феврале этого года спустя почти 20 лет работы.
Напомним, имя экс-руководителя порта прозвучало буквально на всю страну осенью прошлого года. В конце октября гендиректора ВМТП, вице-президента по портовому дивизиону FESCO Заирбека Юсупова отправили в отставку по решению наблюдательного совета. Однако рядовые, казалось бы, перестановки в руководящем составе порта обернулись забастовками, взаимными обвинениями, информационными войнами и даже уголовным делом.
После сообщения об отставке профсоюз докеров вышел поддержать своего бывшего руководителя - работа стратегического предприятия была приостановлена. Примечательно, что когда в 2016 году сам Юсупов вступил в должность гендиректора ВМТП, порт собирался сократить несколько десятков докеров, которые из-за этого также выходили на митинги. Тогда в неформальной беседе с корреспондентами Юсупов пояснил, что в порту есть ряд простых работ, которые способны выполнять низкоквалифицированные рабочие за 50 тысяч рублей в месяц, в то время как докеры за этот же труд получают 128 тысяч. Попадающим под сокращение докерам было предложено трудоустроиться в стороннюю организацию на меньшую зарплату. Всего через четыре года, осенью 2020-го, когда с должности сняли самого Юсупова, бастующие докеры требовали вернуть руководителя, в том числе, опасаясь ухудшения условий труда при новом руководстве.
В FESCO проходящие митинги сочли самоуправством, а их организатором назвали самого бывшего гендиректора. В открытом обращении группы акционеров, контролирующей почти 34% акций, они называют Заирбека Юсупова родственником и ставленником Зиявудина Магомедова (контролирует 32,5% капитала ПАО «ДВМП»), который с 2018 года находится в СИЗО по обвинению в организации преступного сообщества.
Сам Юсупов первое время не принимал участия в забастовках в свою поддержку - перед портовыми работниками он появился только на шестой день, после того, как докеры закидали касками приехавших к ним на переговоры президента FESCO и нового директора ВМТП. Собрание прошло на закрытой территории порта. Там бывший директор рассказал сотрудникам, что с 2016 года грузооборот порта вырос более чем в два раза - с 5,6 млн тонн до 11,9 млн. Выросли инвестиции в реконструкцию и модернизацию порта - от 248 млн в 2016 году до 1158 млн в 2020-м. В 2016 году в порту работало 2000 человек, сейчас – уже 2400. Средняя зарплата докера в 2016 году была 83 тысячи рублей, а по итогам этого года составит 144 тысячи рублей. Также он объявил, что будет добиваться восстановления в должности через суд. И он действительно подал заявление, но Арбитражный суд не стал его рассматривать. А вот за метание касок в топ-менеджеров завели уголовное дело по статье «Побои».
За время акционерного конфликта взаимных исков и заявлений накопилось немало. 29 октября на официальном сайте ПАО «ВМТП» было опубликовано сообщение, что в рамках аудита обнаружен факт растраты: 24 августа тогда ещё гендиректору порта Заирбеку Юсупову выплатили аванс зарплаты в размере 15 млн рублей. Но по уставу ВМТП размер денежного вознаграждения или компенсаций определяет набсовет предприятия, однако по документам он решения о выплате Юсупову 15 млн рублей не принимал. В итоге ВМТП уже при новом директоре Романе Кухаруке подал заявление в полицию.
Далее 30 октября стало известно о подаче заявления уже по иному случаю растраты. Речь шла о том, что Заирбек Юсупов без решения набсовета назначил на пост директора ЗАО «ФЕМСТА» (дочерней компании порта) своего брата Саида. В сообщении FESCO утверждалось, что родственник также успел получить 22 млн рублей. Менеджмент порта обратился в Арбитражный суд Приморского края и выразил намерение подавать заявления в полицию о возбуждении уголовного дела.
3 ноября у проходной ВМТП произошла стычка между докерами и сотрудниками ЧОП. Тогда пресс-служба ВМТП сообщала, что инцидент спровоцировало руководство FESCO, которое распорядилось не пускать в порт отдельных сотрудников. В свою очередь группа FESCO заявила, что зачинщиком инцидента был «Заирбек Юсупов с подельниками», который силой пытался прорвать оцепление охраны. Транспортная группа собралась подать заявления в правоохранительные органы, в том числе для рассмотрения вопроса о существовании ОПГ.
Когда корпоративный конфликт начал влиять на работу порта, как стратегического предприятия края, в ситуацию вмешалось региональное правительство - к этому времени прошло почти полтора месяца с начала забастовок. 10 ноября между ВМТП, FESCO, губернатором Приморья и профсоюзом портовиков было подписано соглашение, по которому должны быть отозваны исковые заявления всех сторон конфликта, а порт обязуется сохранить трудовой коллектив и социальные гарантии работников. Параллельно было также принято решение о финансировании портом ХК «Адмирал». Иски и заявления действительно были отозваны, прекратили даже уголовное дело об избиении касками. Митинги в порту на этом закончились, и предприятие вернулось к обычной работе уже с новым директором.
Некоторое время после окончания активной фазы портового конфликта экс-директору ВМТП даже пророчили политическую карьеру, а точнее, депутатское кресло в Заксобрании края. Но после урегулирования ситуации, в том числе, с обвинениями Юсупова в растрате нескольких десятков миллионов рублей, опальный руководитель пропал из информационного поля.
«Вести:Приморье» [