5 июля на Магаданском областном телеканале «Карибу»  покритиковали областное же управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

 

Критика прозвучала в еженедельной передаче журналиста Светланы Сургутской «Крупным планом» (по моей просьбе её записали мне на электронный «кингстон»). Обиду там в адрес контрразведчиков за то, что, по его мнению,  незаслуженно парализовали  работу  его предприятия, высказал генеральный директор местного ООО «Декалог» Виктор Кузнецов. Важно так же то, что он – строитель. А теперь по порядку…

 

29 июня 2011 года на сайте МВД России была опубликована информация под заголовком «Мошенники вернут деньги в казну», перепечатанная затем с небольшими правками и измененными заголовками несколькими  СМИ. Некоторые взяли факты из самого магаданского первоисточника. Вот, например, также 29 июня  РИА  «Новости» со ссылкой на некоего безымянного собеседника из пресс-службы УВД области под громким заголовком «Фирма, помогавшая уходить от налогов, ликвидирована на Колыме» дает такой текст (привожу с небольшими несущественными сокращениями):

 

«В рамках совместной операции Управления по налоговым преступлениям УМВД России по Магаданской области и УФСБ  проведено изъятие финансово-хозяйственной документации, системных блоков с электронными носителями информации,  более 80 банковских чековых книжек, по которым производилось обналичивание денежных средств, в том числе с выполненными на них подписями номинальных руководителей. Помимо этого обнаружено  более 40 печатей и штампов предприятий, в том числе нотариусов, цветной принтер высокоточной печати, с помощью которого изготавливались нотариальные бланки и иная бланочная продукция…

 

Как выяснилось, в основном заказчиками данных услуг являлись недропользователи. Извлекая природные ресурсы и используя обналичивающие структуры, некоторые из них практически не платят налоги на добычу полезных ископаемых, а по результатам предоставления в налоговые органы бумажной фикции о произведенных затратах они получают возможность возмещать  из федерального бюджета суммы налога на добавленную стоимость и производить зачет по уплате федеральных налогов. Таким образом, для данной категории государство фактически становится донором.

 

Кроме того, налогоплательщики, применяющие описанные схемы, получают существенные конкурентные преимущества по сравнению с честно работающими предприятиями, что разоряет последних или заставляет их  становиться на путь налоговых правонарушений и преступлений…

 

На основании представленных оперативниками документов возбуждено уголовное дело по факту незаконной предпринимательской деятельности предприятия-обналичника (часть 2 ст. 171 УК РФ). Предварительно сумма незаконного дохода данной организации составила около 100 миллионов рублей. В ходе дальнейших оперативно-следственных мероприятий будут установлены   те недобросовестные налогоплательщики, которые пользовались услугами подозреваемых», - конец цитаты.

 

Уточню два момента для тех, кому неведомы тонкости золотодобычи и юридического языка. В соответствии с действующим российским законодательством, исходя из объема  затрат на  добычу драгоценных металлов, государство возмещает за это добытчику налог на добавленную стоимость.  Чем больше цифра в отчетности, предоставленной в налоговые органы, тем, естественно, больше этот возврат. Зачастую суммы  затрат раздуваются, а государство обманывают, в том числе за счет специально организуемых фирм-однодневок. Те на бумаге производят какие-то работы или услуги для  заказчика, получают за них перечисления денег, снимают средства со счетов, отдают хозяину  и  исчезают.

 

…Ни для кого не секрет, что золото на Колыме воруют тоннами. Точнее - до 10 процентов от количества, официально добытого. Эту цифру назвал несколько лет назад общепринятый авторитет в отрасли - председатель Российского союза золотодобытчиков Валерий Брайко. Нелегальный металл везут в южные районы страны в ручках детских колясок, автомобильных покрышках и даже контейнерах с техникой. Помню, несколько лет назад российские чекисты проследили из Магадана такой золотой след – целых двести килограммов концентрата - даже до  склада металла в черноморских районах России.

 

Иногда на магаданские предприятия добычи совершают налеты организованные международные банды. Не секрет также, что в Магаданской области уже несколько десятков лет действует целый организованный клан контрабандистов, базирующихся в центре региона. Эти господа нелегально скупают металл у местных жителей. Это, естественно, тоже нехорошо. Но вот на промыслах открылся новый путь воровства…

 

Итак, упомянутая выше операция ФСБ и МВД, именуемая официально «оперативно-розыскное мероприятие «обследование помещений, зданий, сооружений,  участков местности и транспортных средств», была, как прошел слух, запланирована чекистами еще в апреле и затем, как  видим, успешно проведена.  В  сети контрразведки  попалось сразу несколько предприятий при одном организаторе - хозяине, находящемся довольно далеко от Магадана: в Ягоднинском районе области, а  при них прослеживались и однодневки. Подчеркну особо: поскольку главный «виновник торжества» сейчас под следствием, мы его называть по фамилии не будем. Но это НЕ КУЗНЕЦОВ. И при чем, впрочем, тут строитель?

 

Каким образом «под раздачу» по санкционировавшему «мероприятие» чекистов постановлению Магаданского областного суда № 294 от 16.06.2011 года  каким-то образом попал  строительный «Декалог»? Сейчас в заявлениях во все инстанции его генеральный директор Виктор Кузнецов настаивает, что не имел никаких деловых и производственных отношений с упомянутым господином – обналичником, что легко установить документально.

 

В Магадане, где события недолго держатся в тайне,  тоже многие уже недоумевают. И действительно, «Декалог» на однодневку не похож. Фирма солидная, на областном рынке 11 лет. С «золотишниками» никогда  дел не имела. Занимается исключительно проектными, дизайнерскими и строительными работами в немалых по местным меркам масштабах. Кузнецов - отец четверых детей. Имеет  вместе со своим ООО устойчиво добрую репутацию. Фирме доверена работа в рамках государственного контракта - она капитально ремонтирует гараж «Скорой помощи» в Магадане. Ведется ей также два  инвестиционных проекта: строятся завод по изготовлению искусственного мрамора (для Колымы) в Белгороде и гипермаркет стройматериалов в Магадане. Десяток других объектов есть, да плюс дополнительные социальные гарантии персоналу, спонсорская целевая программа поддержки на сотни тысяч рублей: спортивной, художественной и музыкальной школам, лицею, детскому садику и т.д. «У них свой оборот достигает за год пары сотен миллионов. Вряд ли они будут лезть в незнакомую  сферу, да еще мараться там, причем ради «чужого дяди», - вот что говорят коллеги по строительной отрасли.

 

Впрочем, справедливости ради замечу: есть и такие скептики, кто теперь утверждает, что весь «Декалог» - исключительно машина по обналичке для его  соучредителей.

 

Прошу заметить, что в «Декалоге» ничего незаконного не изъято типа фальшивых бланков или печатей.  Судя по спискам, предоставленным во все инстанции, это всего лишь два ноутбука и семь системных электронных блоков, да несколько документов. Кстати, копии с электронных носителей Кузнецову – это главная и основная его претензия к ФСБ - не оставлены и копии с документов снять не дали. И он уже  усматривает в этом серьезное нарушение федерального российского закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Тем более, что электронные носители необходимы для ведения нормальной хозяйственной деятельности «Декалога», выплаты заработной платы его полутораста постоянным и сезонным работникам, выполнения договорных обязательств, наконец - предоставлении отчетов в налоговые органы и уплаты налогов.

 

И, чувствуя свою правоту, строитель Кузнецов начинает рассылать просьбы восстановить справедливость: в само областное управление ФСБ - отдать взятое, Магаданские городскую прокуратуру и городской суд - принудить к тому контрразведку.  Те пока молчат. Наконец, дошел черед до прессы…

 

…Вроде бы, что волноваться: сам в уголовное дело не попал, ни в чем не обвинен, фирма не ликвидирована. Но вот трудности все равно есть, и немалые. И, без бухгалтерской базы, но чтобы обеспечить все свои обязательства, «Декалог» уже частично перепродает свои стройки и объявляет к продаже часть транспортной базы…

 

Вызывает у него сильные сомнения и более всего возмущает и еще одно обстоятельство. В  эту «карусель» его затянули как раз накануне нового этапа, или если хотите - ступени подъема фирмы: она собралась участвовать в новых, электронных замечу, торгах  - это также государственный заказ, на возведение деревянного домостроения. Цена заказа - 160 миллионов рублей. Для Магадана это сумма весьма немалая. Без изъятой и невозвращенной электроники «Декалогу» участвовать в этих торгах - совершенно нереально. Зато конкурентам облегчение.

 

И спрашивает теперь у органов и общественности Кузнецов: а не могло ли как-то так совпасть, что кто-то из конкурентов ловко «подставил» под его под чужую проверку? Взял и подсунул в списочек золотодобытчиков. Ведь на первом этапе наверняка имеется в любой проверке масса нестыковок  и ложных сведений, в горняцкой стихии - тем более. А тем, кто непосредственно с изъятием приходит, порой  всё равно, какой у тебя промышленный профиль.

 

Молчат органы, недоумевает общественность…

 

Честно вам скажу, что Кузнецову, с которым побеседовал через несколько дней после журналиста Сургутской, полностью не верю (строительство в России, сами знаете, та еще сфера деятельности). Для меня же в этой истории другое не менее главное. Я вам так скажу. На протяжении всей моей долгой северной жизни  в первый раз вижу, чтобы открытой критике в магаданских СМИ подвергли всемогущие органы. Никогда этого прежде не было! Если и было - то осуждали лишь далекое прошлое в виде НКВД и Севвостлага, да и то весьма осторожно…

 

Демократия  что ли крепчает? Не знаю. И выводов никаких пока не делаю, кроме тех, что распространены официально. А за исходом всей этой истории мы тут приглядим…

 

Вместо послесловия. Пока готовилась эта статья, а именно - 11 июля 2011 года - Магаданский городской суд признал  действия областного управления ФСБ в отношении «Декалога» нарушающими закон. И обязал вернуть базы данных в электронном виде. И также заверенные копии изъятых документов.

 

Главный фигурант упомянутого ранее уголовного дела – под подпиской о невыезде. Вот пока и всё…

 

Михаил Горбунов,

«Золотое перо Руси»

г. Магадан

.