Многие читатели, наверное, помнят одно из т. н. громких дел, возбужденных в Находке три с половиной года тому назад, где фигурировали сразу двадцать (!) «силовиков»: двое сотрудников наркоконтроля и 18 сотрудников УВД по городу Находке, главным образом инспекторов ДПС ГИБДД. Дело получило огромный резонанс, его освещали федеральные телеканалы и комментировали значительные должностные лица, обсуждали журналисты, чиновники и депутаты. Это уголовное дело «на ура» было встречено и обществом — еще бы, речь шла о «липовых» протоколах изъятия наркотиков (в объемах недостаточных для уголовного дела), каковые наркотики подозреваемые сами же задержанным и выдавали, а целью этих махинаций считалось «улучшение показателей». Фактически это уголовное дело явилось тогда откровенным разоблачением «палочной» системы показателей в МВД, но в этом аспекте его никто не рассматривал. Никто также и не заметил, что само дело явилось в некотором роде очередной «палкой» в показателях работы Следственного отдела СУ СКП по городу Находке.
Это уголовное дело в феврале 2008 года возбудил тогда еще старший следователь СУ СО СКП по городу Находке Геннадий Пикульский. (На данный момент сей государственный муж уже возглавляет отдел СУ СКР по Партизанску.) Начатое «с помпой» громкое дело расследовали дружно и слаженно целый год: 45 томов материалов, а 10 томов составило одно только обвинительное заключение! 20 обвиняемых, более сотни эпизодов вменяемых им преступных деяний, в основном предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и ч. 1 ст. 228 УК РФ («Приобретение, хранение, перевозка наркотиков без цели их сбыта»), а некоторым — так и ч. 3 ст. 228 УК РФ («Сбыт в составе группы и с использованием должностного положения»). Четверо из двадцати обвиняемых были взяты под стражу и провели в СИЗО более полугода, с февраля по декабрь 2008 года.
И вот в феврале 2009 года это уголовное дело «торжественно» передается в суд Находки для рассмотрения по существу. Опять же «под фанфары» прессы: «…Уникальное уголовное дело передано в Находкинский городской суд. Речь идет о преступной группе из 20 человек. Обвинение предъявлено почти целому взводу ДПС города Находки — 18 сотрудникам, а также двум сотрудникам Находкинского межрайонного отдела Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Приморского края… Схема находкинских милиционеров работала по принципу «и овцы целы, и волки сыты». Инспекторы ДПС составляли фиктивные протоколы об изъятии наркотиков следующим образом: наркотики брали у сотрудников госнаркоконтроля. Потом договаривались с местными наркозависимыми. Давали им дозу, по весу недостаточную для возбуждения уголовного дела. Затем этого гражданина якобы задерживал патруль ДПС. Приглашались понятые. Факт преступления регистрировался… В самое ближайшее время Находкинский городской суд назначит время проведения первого судебного заседания. Специалисты права уверены, что это будет уникальный процесс. Такого случая пока не было в российской судебной практике…» — это цитата сюжета Первого канала телевидения от 17 февраля 2009-го. Но что же, как говорится, на выходе?
На выходе — тихий пшик. Почти полтора года судебных слушаний, и 22 сентября 2010 года судом вынесен приговор, о котором сообщалось куда более скромно, чем о самом уголовном деле. Итак, подсудимым сотрудникам ДПС Александру Емельянову, Андрею Дзюбе, Владимиру Журавлеву, Сергею Чернявщуку, Виктору Лутовинину, Алексею Матюшкину, Анатолию Антониевскому, Ивану Глуху, Александру Халимоненко, Андрею Голинко, Евгению Стельмаху, Максиму Вижику и Артему Шевцову назначено наказание в виде запрета занимать должности на государственной и муниципальной службе сроком от 1,5 до 2,5 года (в зависимости от числа эпизодов у каждого), равно как и сотруднику ФСКН Андрею Андрийчуку. А подсудимым Роману Курякину, Олегу Тарану, Владимиру Шакурову, Евгению Выставному, Александру Слепову, Олегу Мамонову — назначено наказание от года до полутора лет лишения свободы условно. И ВСЕ ДО ЕДИНОГО они ОПРАВДАНЫ по обвинениям в преступлениях по «наркотической» статье 228 УК РФ. С правом на частичную реабилитацию…
Возможно, и не стоило бы ворошить старое, тихое дело, «сдувшееся», как воздушный шар после корпоратива, если бы не одно обстоятельство. А именно: один осужденный по данному делу, бывший стажер ДПС ГИБДД УВД по городу Находке Александр Емельянов, что был приговорен за 13 эпизодов по ч. 1 ст. 285 к полутора годам лишения права занимать должности на госслужбе и в органах внутренних дел, но был оправдан по 22 эпизодам по ст. 228 УК РФ, обратился в суд за взысканием компенсации морального вреда. Обосновал он свой иск тем, что содержался под стражей 250 суток, будучи обвинен в совершении ряда преступлений из разряда тяжких. Затем был освобожден под денежный залог в 600 тысяч рублей — кстати сказать, самый большой денежный залог из всех обвиняемых по данному делу, — а в итоге по тяжким обвинениям оправдан. И 28 октября суд города Находки частично удовлетворил иск Александра Емельянова, постановив взыскать в его пользу с казны Российской Федерации 200 тысяч рублей компенсации морального вреда плюс судебные издержки. И хотя Емельянов просил гораздо больше, а получил менее тысячи рублей за каждый день, проведенный в СИЗО с легкой руки следователя Геннадия Пикульского и его коллег из прокуратуры Находки, но, как говорится, лиха беда начало, ведь кроме Емельянова по данному делу содержались под стражей еще три человека, и все они были впоследствии оправданы по части предъявленных им обвинений с правом на частичную реабилитацию. И если каждый из них, пойдя по стопам Емельянова, обратится в суд и взыщет с казны тысяч по двести с хвостиком, то аккурат миллион и набежит!
Наш с вами миллион, между прочим, граждане читатели, налогоплательщики-избиратели.
Мы с вами уже оплатили из нашего коллективного бюджетного кармана кропотливую работу следствия по данному делу. Оплатили прокурорский надзор за расследованием, включая труд, например, помощника прокурора Находки Анны Филичкиной, заявлявшей дословно следующее: «…Прокуратура города осуществляла постоянный надзор по ходу предварительного следствия по данному уголовному делу. Нами было изучено постановление о возбуждении уголовного дела еще изначально. Основания для отмены данного постановления были не установлены. В дальнейшем было изучено и проверено постановление о привлечении к ответственности в качестве обвиняемых. Оснований для отмены данного постановления также не установлено. После того как все тома данного уголовного дела, а их всего 45, поступили в прокуратуру города Находка, была создана специальная группа. После изучения группа пришла к выводу, что по делу собрано достаточно доказательств и есть все основания для утверждения обвинительного заключения и передачи уголовно дела в суд…»
Затем мы оплатили и судебные издержки: в среднем один день судебных слушаний по уголовному делу обходится казне в 25–28 тысяч рублей, а сколько дней дело слушалось? И теперь вот за наш с вами счет Александру Емельянову казна выплатит 211 тысяч рублей — опять из нашего с вами кармана!
Так и выходит, что товарищи следователи, и их «старшие товарищи» прокуроры, нам с вами очень дороги в прямом смысле слова — дорого их деятельность нам обходится! И что характерно — вне зависимости от результата. Невольно задумаешься: не пора ли уже ставить обществу вопрос о ПЕРСОНАЛЬНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ответственности таких должностных лиц за их деятельность? Ведь тот же Геннадий Пикульский, на счету коего не одно сомнительное дело, успешно делает карьеру. Опять же за наш, бюджетный счет.
Булавинцев Виктор,
«Новая газета» во Владивостоке», № 111, 17.11.11