В последние девять дней Барак Обама совершил серию решительных поступков, которые легко складываются в единую систему. Речь идет о мощном развороте в стратегии самой мощной державы мира. Завершая начатые еще при Джордже Буше войны в Ираке и Афганистане, Вашингтон четко дает понять, что отныне свои главные усилия будет концентрировать на сохранении лидерства в наиболее динамичном и экономически успешном районе планеты — в бассейне Тихого океана. В обширных районах которого в последнее время без особого шума на реальную гегемонию все больше претендует Пекин, пытающийся потихоньку даже в военном отношении вытеснить американцев из региона.
Две островные линии
В середине прошлой недели интересный документ опубликовала комиссия Конгресса США по изучению отношений с Китаем в экономике и сфере безопасности. В своем ежегодном докладе она уведомила, что КНР получает сейчас потенциал, который позволяет «нанести поражение технологически более сильному противнику и не дать ему эффективно действовать на периферии Китая». Речь идет, как считают эксперты комиссии, о реальной подготовке Пекина к превентивным, хотя и ограниченным по масштабам ударам по американцам. Обладание таким потенциалом призвано фактически закрыть для вооруженных сил США и их союзников обширные морские районы вдоль побережья КНР — особенно в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. По ним проходят стратегически важные транспортные линии из Тихого в Индийский океан и далее на Ближний Восток.
Пекин, как считают в Вашингтоне, в качестве задачи-минимум добивается полного военного контроля над районом внутри так называемой «первой островной линии», прочерченной от японской Окинавы через Тайвань к островам Спратли в Южно-Китайском море. По мере наращивания военного потенциала эта зона будет расширена до «второй островной линии», проходящей через принадлежащий США остров Гуам, где расположены базы стратегических бомбардировщиков и атомных подводных лодок.
Пекин, как полагают в Вашингтоне, намерен приучить американцев к тому, что внутрь района, очерченного этими линиями, им соваться запрещено. Для этого, как отмечается в докладе комиссии конгресса, Китай, в частности, ведет активное развертывание «истребителей авианосцев» — противокорабельных баллистических ракет DF-21 большой дальности и точности, способных потопить крупный корабль на расстоянии 3,2 тыс. км — т.е. вплоть до Гуама.
Помимо этого, как полагают, Пекин усиливает потенциал ракетных ударов по американским военным объектам и уже сейчас способен молниеносно нанести существенный ущерб пяти из шести военных баз США в регионе, в первую очередь на японском острове Окинава, где дислоцирована главная мобильная сила Соединенных Штатов в этой зоне — примерно 18 тыс. морских пехотинцев со средствами доставки.
Бывший «Варяг» и таинственные хакеры
Пекин уже отправил в тренировочное плавание свой первый авианосец, модернизированный «Варяг». Он должен был стать козырной картой советских ВМФ, но в связи с распадом СССР не был достроен и ржавел на верфях Николаева до тех пор, пока Украина не продала его китайцам. Бывший «Варяг» будет использоваться в основном для того, чтобы отработать тактику боевого применения таких кораблей, научить китайских летчиков взлетать и садиться на палубу. К 2015 году Китай намерен построить два собственных авианосца с обычными силовыми установками. К 2020 году планируется отправить в первое плавание еще два авианосца — уже атомных. Их предполагается оснастить собственными боевыми самолетами пятого поколения с использованием технологий «стелс», которые вызывают немалое беспокойство в США. Авианосные группировки такого типа будут способны не только не допускать американцев в пределы «островных линий», но и совершать вылазки и в Индийский океан, и западную часть Тихого океана, где всегда безраздельно господствовали американцы.
Свою стратегию господства над прилегающими районами Китай дополняет активным укреплением космического потенциала — он уже продемонстрировал умение сбивать спутники. В случае конфликта это должно лишить американцев возможности с орбиты следить за противником и координировать боевые действия. Еще одно направление — кибернетическая война.
Закрытые компьютерные системы государственных ведомств и ведущих корпораций США и Японии в последнее время находятся под массированными ударами загадочных кибернетических взломщиков. В этом году, например, было установлено, что служебные серверы и персоналки в ряде исследовательских институтов и заводов крупнейшей японской корпорации тяжелого машиностроения «Мицубиси хэви индастриз» были успешно заражены сложными вирусами, которые на время взяли эти сети под контроль и позволяли скачивать оттуда материалы. Речь шла о заводах, производящих, в частности, двигатели и системы наведения ракет, подлодки и надводные боевые корабли, оборудование для АЭС.
Более того, неизвестные хакеры взломали служебные почтовые ящики всех депутатов парламента Японии и долгое время спокойно читали их переписку, в том числе секретную. Попытки проследить пути вывода украденных материалов приводили на серверы, где команды вводились упрощенными иероглифами, принятыми в КНР.
Как полагают эксперты, Пекин готовится к ограниченной и быстрой локальной войне, в ходе которой американцы не решатся применить ядерное оружие, чтобы не допустить катастрофического разрастания конфликта. Ставка делается и на то, что США не могут допустить больших человеческих потерь и, возможно, будут вынуждены отступить из зоны, которую Китай считает своей сферой контроля. А это — гигантский район от Владивостока до Сингапура.
Морпехи едут в Австралию
В военном отношении США, как сообщается, готовятся ответить на это подготовкой комплексной стратегии ведения войны в воздухе и на море. В 2015 и 2018 годах они намерены спустить на воду еще два авианосца в дополнение к одиннадцати уже имеющимся. Пентагон хочет также вывести хотя бы часть своего потенциала в регионе из-под китайского ракетного удара. Усиливаются возможности кибернетической войны, призванной парализовать системы управления вооруженных сил КНР. Разрабатываются новые беспилотные боевые самолеты-роботы и новые тактики их применения. «Речь идее о ведении войны с Китаем при минимальном использовании людей», — пояснил мне один из японских экспертов в сфере военных вопросов. Чисто военные меры, естественно, США уже дополняют и другими — экономическими и дипломатическими. Именно этим и занимался в последние девять дней президент США.
Во время визита в Австралию Обама договорился о постоянном размещении в районе города Дарвин на крайнем северо-западе страны контингента американской морской пехоты. По сути дела, это первое новое постоянное развертывание войск США где-либо в мире после вьетнамской войны. Район размещения войск выбран точно — он нацелен именно на ту зону, откуда Китай в первую очередь хотел бы навсегда вытеснить американцев. И при этом находится вне зоны досягаемости ракет КНР. Уже в будущем году под Дарвин прибудут 250 морских пехотинцев, а потом их число будет увеличено до 2,5 тысячи.
Сила США в том, что их усилия, хотя и в разной степени, поддерживает ряд стран Юго-Восточной Азии, встревоженных усилением КНР. Это Сингапур, Малайзия, Филиппины и даже Вьетнам: все они находятся в очень тесных экономических отношениях с Пекином, но ведут с ним затяжной спор о стратегически важных островах в Южно-Китайском море. Характерно, что Ханой, несмотря на раны от кровавой войны с США в прошлом веке, сейчас сближается с американцами, видя в них противовес расширению военно-политического влияния Пекина.
Словом, Обама развернул сейчас наступление на Пекин по всем направлениям. После неудач на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, на фоне тяжелых экономических проблем в Европейском союзе и у себя дома США могут добиться явных успехов только на просторах Тихого океана.
В результате Китай сейчас поставлен в позицию обороняющегося и, судя по всему, к резким шагам не готов. В КНР в 2012 году предстоит смена высшего руководства, и в преддверии этого деликатного момента Пекин вряд ли пойдет на обострение затяжной многосторонней битвы за контроль над самым энергично развивающимся регионом планеты, за которой наша страна наблюдает достаточно вяло. На состоявшийся 19 ноября Восточноазиатский саммит на индонезийском острове Бали президент Медведев вообще не поехал, отправив туда главу МИД Сергея Лаврова. Хотя на этот форум высшие руководители РФ и США были приглашены впервые, чтобы сбалансировать растущее влияние Китая.
Головнин Василий,
«Новая газета» во Владивостоке», №112, 24.11.11