Первому Заместителю Председателя

ЦК КПРФ В.А. Купцову

 

Уважаемый Валентин Александрович!

 

В.Кныш и А. Куваев (слева направо)
В.Кныш и А. Куваев (слева направо)

Тяжелое поражение, которое потерпела наша партия на парламентских выборах 2003 года, требует глубокого анализа и размышления. Было бы проще всего объяснить события 7 декабря только происками врагов, повсеместным использованием государственных СМИ, административного ресурса      и искажения воли избирателей при подсчете голосов в интересах правящего клана. Можно найти немало примеров и неудачной и не профессиональной работы наших людей  и в регионах, и на местах. Но общий обвал партии, одинаково  плохие результаты от Камчатки до Питера, провал почти всех бывших «красных» территорий, говорят о внутрипартийном неблагополучии, о глубоких просчетах в решении кардинальных вопросов, о давно назревших проблемах партии, о необходимости придания КПРФ второго дыхания.

 

Сегодня по прошествии целой череды событий, совершенных действий можно увидеть определенные  тенденции, приведшие партию к нынешним итогам.

 

Каковы основные результаты прошедших выборов?

 

1. Партия потеряла при голосовании половину своего электората, что стало самым неприятным и позорным открытием для многих функционеров партии. Пресловутый «бренд КПРФ», который был положен в основу партийной избирательной кампании, оказался мифом. Упования значительной части руководства партии на то, что «мы  свои 25 процентов получим» оказались несостоятельными.

 

2. КПРФ не приобрела ни одного союзника, она оказалась в фактической изоляции, более того даже наши потенциальные союзники и близкие нам по духу люди упражнялись в неприятии КПРФ.

 

3. Благодаря безответственным политическим и деловым контактам с Березовским, Ходорковским партия потеряла самое ценное, что имела - репутацию.

 

4. Организаторы идеологической части избирательной кампании КПРФ даже и не пытались противостоять идеологическому погрому, который проводился против коммунистов. Цельной избирательной кампании у партии не получилось. У многих членов и сторонников партии в последние две недели было ощущение, что их бросили на произвол судьбы.

 

Что же привело нас к такому плачевному результату?

 

Последние два года КПРФ переживала внутрипартийный кризис. Сначала он был подспудный, малозаметный, однако публикация о «кротах» в партии была началом охоты за ведьмами. Затем с использованием всех методов аппаратной войны повели наступление на исполком НПСР. Катализатором процессов обострения внутрипартийных отношений стало исключение трех известных авторитетов партии из КПРФ и стремительное изгнание их из фракции. В ходе отчетно-выборной кампании в партии фактически была дана команда: «огонь по штабам!», чтобы приструнить внутрипартийную оппозицию. В результате верхушечные до этого баталии стали перерастать в широкие боевые действия почти по всем региональным организациям, в которые были втянуты не только партийный актив, но и многие рядовые коммунисты. Уже тогда сеялись семена недоверия как ко многим секретарям парткомов, так и к руководству партии.

 

Если до 2000 года КПРФ вполне заслуженно имела репутацию в целом монолитной организации, то очень скоро внутрипартийные склоки стали достоянием общества. Анализ причин возникшей ситуации в партии показывает, что в основе противоречий лежали не политические, теоретические или идеологические разногласия, а боязнь отдельных лидеров потерять особое положение в партии. Причем на первых этапах борьбы эта боязнь была безосновательная, однако в разжигании этих страстей самую паскудную роль сыграла амбициозная и нахрапистая позиция некоторых «видных теоретиков» и не менее «видных партийных журналистов».

 

Их усилиями в партии создавалась   иллюзия  громадной  поддержки  коммунистов всеми слоями общества, что КПРФ способна  встать во главе протестного движения и победить в ближайшей перспективе. Как показали последние события, этот тезис общепартийной пропаганды не имел ничего общего с реальной жизнью. Самое досадное во всем этом деле было насаждение придуманных идеологических схем в практическую работу.

 

Наша партийная низовка быстро уловила расхождение теории и практики и скоро очень скептически стала оценивать возможности руководства КПРФ предвидеть ход развития событий.

 

Искусством настоящего политика является умение заставить работать все политические силы общества на реализацию тактических и стратегических целей своей партии. Однако, начало предвыборной избирательной кампании компартии, когда шло формирование будущих блоков и союзов, была удивительно твердолобым. Усиленно и много говорили о КПРФ, которая является блоком всех народно-патриотических сил, однако в реальной жизни наша партия  в ходе избирательной кампании могла рассчитывать только на самих себя. Видимо, московские политические тусовки застлали глаза руководству или оно сознательно блефовало, выдавая желаемое за действительное. Было немало сделано, чтобы пограничные и буферные политические силы превратились во врагов.

 

Большой ущерб облику партии нанесла непривычно жесткая позиция Президиума при формировании партийных списков, внесении в ее состав богатых спонсоров. К сожалению именно в партии получило хождение словосочетание «партийные олигархи». Складывается впечатление, что кто-то создавал фактологическую базу для буржуазной пропаганды. По завершению выборной кампании видно, что спонсорство не помогло нам в проведении широкой коммунистической пропаганды  на телевидении, что хоть как-то могло оправдать моральные потери партии в глазах общественного мнения.

 

В верхних эшелонах КПРФ в последний год  взамен десятилетней партийной практики, основанной на взаимном доверии, на товарищеских отношениях, на идеологической общности и единых целях возобладал  стиль партийного администрирования, окрика, начетничества за неудачи, небрежного отношения к людям, которые внизу реально организуют и проводят  политику партии. Резко выросла формализация партийной работы, кто-то стал путать методы правящей КПСС с методами КПРФ на общественных началах. Категоричность суждений руководства стала нормой его поведения. Новые нормы Устава КПРФ, принятые на последней регистрации партии, укрепили ее централизацию, одновременно с этим были использованы в целях укрепления личной власти. В ходе выборов центральный избирательный штаб КПРФ не выполнил своей роли. Взамен его лидер в узком кругу проводил бесконечные заседания. По результатам последнего съезда узкое руководство партии вело следствие, кто за кого голосовал, выясняя кто «наш», а кто «не наш». В самый разгар выборной кампании были предприняты попытки  снять с работы (с нарушением устава и партийной этики) реальных организаторов партийных выборов. В основу кадровой политики был положен принцип личной преданности к лидеру. Надо было заниматься выборами, однако занимались будущим съездом, где надо будет поставить всех «на место».

 

Секретари ЦК рассылали в регионы свои руководящие циркулярные письма, абсолютно бесполезные в практическом плане, за то создававших видимость нужности их авторов. Именно в это время у секретарей региональных комитетов появилось ощущение, что их  оставили один на один со всеми проблемами.

 

Выяснилось, что  в период подготовки к выборам никто реально не работал с «красными « губернаторами. В партии было известно, что многие из них очень критически относились к принятому плану проведения избирательной кампании. Катастрофа, которую КПРФ потерпела в «красных» территориях, говорит о многом. Были сорваны большинство выступлений представителей Центрального списка КПРФ в регионах. Под разными предлогами люди уклонялись от общения с народом.

 

В последние две недели партию втянули в непростые организационно-технические мероприятия по централизованному подсчету голосов, что серьезно отвлекало людей от завершающих избирательных акций. А сегодня оказывается, что партия согласна с  процентами ЦИКа в отношении КПРФ, но озабочена, что крайне правые были оставлены за пределами 5 процентов.

 

Руководство проявляет упорство в продолжении сбора протоколов участковых и территориальных  избирательных комиссий. Вместо того, чтобы принять  меры по укреплению партии, восстановления доверия к руководству, идет «давиловка» по сбору уже никому ненужных бумажек.  Кто-то хочет поставить дымовую завесу своей бездеятельности и промахам  создать очередную иллюзию  своего влияния на события. А между тем очевидно, что этим людям  просто нечего сказать партии, поэтому  создается «одесский шум» по поводу работы. Пока же ясно одно - то что хорошо было в одном округе Саратова, то трудно исполнить по громадной стране.

 

Идет возня по поводу сроков проведения пленума ЦК КПРФ и второго этапа IX съезда партии. Лидер партии явно хочет заморочить всем голову, оттянуть час своей встречи с представителями актива партии, идет персональная обработка  руководителей региональных отделений, членов ЦК, выявление недовольных и критиков, их нейтрализация. Без этих «штучек» руководитель партии уже не в состоянии руководить партией. Ни новых идей, ни добрых человеческих и товарищеских отношений, ни реальных перспектив он не в состоянии предложить. Самосохранение любой ценой - вот единственная цель, которая им движет.

 

Так что, когда исполнительная власть и ее марионетка «Единая Россия» начали кампанию по дискредитации КПРФ, отделению ее руководства от основной массы партии, мы сами преуспели в нанесении ущерба самим себе. Поэтому в ходе избирательной кампании многие активные коммунисты стали уклоняться от реальной работы, а многие первичные партийные организации стали крайне пассивными, резко ухудшилась возможность проведения встреч в трудовых коллективах.

 

Неудивительно, что в партии широко заговорили о необходимости оплаты за сбор подписей, за расклейку и раздачу агитационных материалов, за работу в качестве наблюдателей, за представление протоколов участковых комиссий и т.д. Коммунисты всегда работали за идею. Внедрение в партии рыночных отношений чревато ее перерождением. Но ведь и идея должна быть привлекательна.

 

Расстраивает и то, что в ходе избирательной кампании партия идеологически оказалась ограниченной в своих позициях. Разработанная предвыборная платформа КПРФ не стыковалась по объявленным стратегическим целям и их практическому исполнению. Заявили лозунги о борьбе за власть советов, государственную собственность, но вообще не сказали о механизме их реализации. Вроде бы неплохие тематические программные буклеты стали пособием для всех политических сил для привлечения симпатий избирателей, т.к. не носили открыто социалистический характер, от которого сегодня шарахаются все наши конкуренты. Поэтому в практическом плане не было принципиального различия КПРФ и всех остальных 22 участников выборов.

 

Недовольство анемичной позицией КПРФ привело к тому, что протестсное голосование населения нашло выход в резком увеличении поддержки ЛДПР и блока  «Родина». Удивительное дело: «Родина», не имея никаких реальных структур на местах, только немного уступила нам. Это надо было так руководить, чтоб многотысячная партия, имея развитую структуру, кадры, опыт политической борьбы встала в один ряд с партией одного человека (ЛДПР) и виртуальной «Родиной»!

 

Главным результатом неблагополучия в партии стало сокращение более чем в двое нашей электоральной базы. Последствием неудачи партии может стать сокращение ее численности или (что ничуть не лучше) усиление апатии и равнодушия коммунистов и значительное сокращение наших реальных позиций в обществе.

 

Практическим последствием результатов выборов, тотальной травли коммунистов, массированного применения административного ресурса может стать прекращение притока к нам свежих сил. Вполне может сложиться ситуация, что почти никто из молодых людей, имеющих образование, или людей среднего возраста с достаточно высоким общественным или служебным статусом не захочет портить свою жизнь связью с организацией, проводящей путанную политику и не обладающей высокой идеологией, которая бы побуждала людей к бескорыстной и самоотверженной борьбе.

 

У партии сегодня  есть опасность превратиться в московского головастика, что является реальностью для всех политических партий России.

 

Непропорциональное развитие  центральной партийной власти, что уже сегодня становится реальностью по результатам выборов, может разрушить в ближайшие четыре года структуры КПРФ.

 

Чтобы не допустить полного крушения КПРФ считаю необходимым предложить следующие практические шаги:

 

1. На ближайшем пленуме ЦК КПРФ отправить в отставку  председателя ЦК и его свиту - убежден, что сами они приложат все силы сохранить свое положение любой ценой, запугивая всех, что без нынешнего лидера партия просто пропадет. Повторяется история с Горбачевым, который морочил голову коммунистам до конца.

 

2. Избрать новое руководство партии, костяком которого может стать то меньшинство в руководстве, которое занимало трезвые позиции в последние полтора года. Думаю, что высшее звено партии должно быть минимальным, основной упор надо сделать на укрепление регионального уровня партии, однако возможности региональных комитетов должны быть перераспределены в пользу местных партийных комитетов и первичных отделений.

 

3. Круто повернуть партию на решение конкретных болевых вопросов территорий, защиту социальных и политических прав граждан, каждодневного оказания им практической помощи в решении жизненных вопросов. Создать и укрепить юридическую службу партии по решению насущных проблем бедного человека.

 

4. Нужно немедленно принять меры по изменению психологической ситуации в партии. Нужно подбодрить людей, сделать их дальнейшее пребывание в партии осмысленным.

 

5. Нельзя оттягивать сроки проведения пленума и съезда, т.к. уже сегодня необходимо решить практические вопросы укрепления структур партии, разработки вопросов стратегии, значительного изменения тактики поведения коммунистов в новых условиях. Нельзя больше терпеть, чтобы КПРФ и дальше жила по лекциям доктора философии, по заявлениям приватизированного им пресс-центра партии.

 

6. Нельзя уходить с поля политической борьбы, каким являются выборы президента РФ. Именно на этих выборах новое руководство партии должно поправить наше положение в обществе и вернуть коммунистам веру в свои способности влиять на развитие страны, вернуть доверие к КПРФ со стороны широких слоев общества, доверие трудового народа.

 

Не претендую на общий анализ нынешней ситуации в партии. Эти записки - результат наблюдений и размышлений последнего полугодия. Надоел безысход.

 

9-13 декабря 2003 года

 

С уважением,

член Центрального Комитета

Коммунистической партии

Российской  Федерации В.Ф. Кныш

-------------

 

Справка

В. Кныш
В. Кныш

Кныш Валентин Филиппович

Депутат Государственной Думы РФ второго (1995-1999) и третьего (1999-2003) созывов.

 

Родился 20 сентября 1937 г. в Комсомольск-на-Амуре; окончил Комсомольский государственный педагогический институт (Комсомольск-на-Амуре), Хабаровскую высшую партийную школу; работал учителем, заведующим учебной частью в средней школе №11, с 1965 г. - директором школы-интерната (Комсомольск-на-Амуре); 1973-1982 - заведующий идеологическим отделом Комсомольского горкома КПСС; с 1982 г. - заведующий Домом политпросвещения, затем - руководитель Центра гуманитарных и политических знаний Хабаровского краевого комитета КПСС; с октября 1991 г. возглавлял ТОО «Амур»; был помощником депутата Государственной Думы первого созыва;

 

17 декабря 1995 г. был избран депутатом Государственной Думы РФ второго созыва по федеральному списку избирательного объединения КПРФ, был членом фракции КПРФ, заместителем председателя Комитета ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока;

 

19 декабря 1999 г. был избран в Государственную Думу РФ третьего созыва также по федеральному списку избирательного объединения КПРФ, был членом фракции КПРФ, членом Комитета ГД по международным делам;

 

7 декабря 2003 г. баллотировался в Государственную Думу РФ четвертого созыва вновь по федеральному списку избирательного объединения КПРФ (региональная группа «Дальневосточная»), избран не был;

 

с января 1993 г. - второй секретарь, с декабря 1994 г. - первый секретарь Хабаровского крайкома КПРФ; член ЦК КПРФ с 1995 г.; избирался членом Координационного совета общероссийского общественного движения «Народно-патриотический союз России» (НПСР);

 

после X съезда КПРФ, 28 августа 2004 г. - исключен из КПРФ вместе с  1-м секретарем хабаровского горкома Алексеем Федоровым «за грубое нарушение партдисциплины, нанесение серьезного ущерба партии» (п. 2.11 устава КПРФ); после, намеревался создать региональное отделение Ленинской коммунистической партии РФ (ЛКП); с 11 сентября 2004 г. член ЦК ВКПБ (Всероссийской коммунистической партии будущего, 28 июля 2005 г. - распущена), первый секретарь Хабаровского крайкома ВКПБ;

 

первый секретарь Хабаровского крайкома межрегиональной общественной организации «Союз коммунистов Дальнего Востока», с 2009 г. - первый секретарь Хабаровского регионального отделения Общероссийской организации «Коммунисты России»;

живет в г. Хабаровске.

 

Президиум Дальбюро при ЦК ВКПБ в Хабаровске, 19.08.2006 г. (слева направо: В.Кныш - Хабаровск, А. Куваев - Москва, Г.Гамза- Амурская обл., Ю.Давыденко - Магадан, А.Еремкин - Сахалин)
Президиум Дальбюро при ЦК ВКПБ в Хабаровске, 19.08.2006 г. (слева направо: В.Кныш - Хабаровск, А. Куваев - Москва, Г.Гамза- Амурская обл., Ю.Давыденко - Магадан, А.Еремкин - Сахалин)

.