Г. И. Невельской |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Благодаря его деятельности на Амуре были созданы многие поселения, в том числе и краевой центр, который в предстоящем году отметит 155-летие. Именно с подачи Г. И. Невельского зарождался Хабаровск как форпост России на востоке.
Пост в устье Уссури
В письме от 25 февраля 1854 года генерал-губернатору Н. Н. Муравьеву Невельской писал:
«Ваше превосходительство, извольте видеть, что главная цель распоряжений моих, отправленных ныне в Императорскую Гавань (ныне Советская Гавань. - Прим. авт.) с Орловым состоит в том, чтобы, во-первых, отстранить водворение иностранцев на прибрежьях Приуссурийского края, а во-вторых, чтобы отыскать на этих прибрежьях такое пристанище для наших судов, в которое они могли бы входить как можно позднее, а выходить как можно ранее, то есть отыскать гавань почти всегда открытую для навигации и, отыскавши оную, водвориться в ней. Только подобная гавань, как непосредственно связанная внутренним сообщением с Амуром, может обусловить политическое значение для России Приамурского и Уссурийского бассейнов...
Ввиду этих соображений я прошу Ваше превосходительство приказать поставить в устье реки Уссури пост из 30 человек. Пункт этот, как ближайший к побережью Южного Уссурийского края и как пункт центральный относительно Нижнеамурского и Уссурийского бассейнов, представляет такую местность, в которой должна сосредоточиваться вся главная наша деятельность в этом крае и управлении им».
В 1858 году на указанном Невельским месте начали строить пост Хабаровку. Это к тому, что и поныне умаляют заслуги Геннадия Ивановича Невельского, если учесть, что по сей день этому человеку в краевом центре нет достойного памятника. Хотя его деяния перед Отечеством по значимости и масштабности превосходят дела многих.
...Мы открыли пролив
В 1847 году, когда приближалась Крымская война, российский император Николай II назначает Муравьева генерал-губернатором Восточной Сибири и ставит перед ним задачу: выяснить вопрос о разграничении по Нерчинскому договору (1689 г.) бассейна реки Амур между Китаем и Россией. Считалось, что путь по Амуру - единственно правильное решение быть сильнее, а также ближе к Камчатке. Китай к этим районам особого внимания не проявлял, и они могли стать добычей колонистов - Англии, Франции, Северной Америки.
В феврале 1847 года по рекомендации Н. Н. Муравьева начальник главного морского штаба А. С. Меньшиков подписывает приказ о назначении молодого офицера Невельского командиром транспорта «Байкал».
...Еще подростком Геннадий Невельской мечтал стать моряком. В роду Невельских предпочтение отдавалось морской профессии. В селе Дракино Костромской губернии, их родовом имении, была превосходная библиотека. В ней преобладали книги на морскую тематику, среди которых были работы об открытиях на Дальнем Востоке. Все эти книги были прочитаны юным Невельским.
В 15 лет он поступает в морской кадетский корпус, директором которого был адмирал И. Ф. Крузенштерн, путешественник и ученый. После окончания с отличием кадетского корпуса Невельской был зачислен в офицерский класс, где изучает амурскую и сахалинскую проблемы, интерес к которым прививал адмирал Ф. П. Литке. Позже Невельскому довелось служить с ним более десяти лет, описывать многие места Дальнего Востока.
Назначение Невельского командиром транспорта «Байкал» наложило на молодого офицера большую ответственность. Необходимо было доставить груз из Санкт-Петербурга в Петропавловск. Император опасался захвата Камчатки англо-французским флотом. Невельской с большой скрупулезностью подбирает команду, снаряжает транспорт. Через девять месяцев он доставляет груз в Петропавловск, а в июне 1848 года его команда находится у берегов Сахалина.
Невельской действует на свой страх и риск. Только в сентябре Н. Н. Муравьев вручает ему утвержденную инструкцию. До этого Невельской успевает дважды направить группу на обследование Сахалина, а также лимана Амура.
Вторую группу Невельской возглавил сам. О том, как было доказано островное положение Сахалина и доступность устья Амура для входа в него морских судов с севера и юга, позже он писал сам:
«...22 июня 1849 г. достигли того места, где этот матерый берег сближается с противоположным ему сахалинским, здесь мы открыли пролив шириной в 4 мили и наибольшей глубиной - 5 сажень. Продолжая свой путь далее к югу и достигнув широты 51,40, мы возвратились обратно и, проследовав открытым нами южным проливом (ныне пролив Невельского. - Прим. авт.), не теряя нити глубин, выведших нас из Татарского пролива в лиман, направились вдоль западного берега Сахалина. На транспорт отряд вернулся к вечеру 30 июля 1849 г.».
Островное положение Сахалина и судоходность лимана были доказаны. А ведь до этого здесь побывали известные ученые и путешественники Ж. Ф. Лаперуз, И. Ф. Крузенштерн, У. Р. Браутон и ничего, кроме низменного мыса, не увидели. В 1848 году правительство поручало подпоручику корпуса морских штурманов А. М. Гаврилову выявить истину в лимане Амура. Гаврилов докладывает по этому поводу, а император на основе докладной делает заключение: «Вопрос о р. Амур, как реке бесполезной, - оставить...».
Невельской и его сподвижники не раз говорили, какую роль может сыграть Амур как транспортная магистраль, которая образуется от слияния судоходных рек Шилки и Аргуни у самой границы Забайкальского края и преодолевает расстояние в три тысячи километров. Использование этой великой реки сулило России огромные выгоды.
Открытие судоходности лимана Амура имело и стратегическое значение. Однако вышестоящие чины намеревались не награждать Невельского, а наказывать. Был заготовлен правительственный приказ о его разжаловании.
За Невельского вступился начальник главного морского штаба Меньшиков. В феврале 1851 года капитан 1-го ранга Невельской назначается начальником Амурской экспедиции.
Петровское зимовье
Амурская экспедиция развернула широкую деятельность. Члены экспедиции обследуют и наносят на карту берега Амура, Амгуни, Сахалина, открывают ценнейшие угольные месторождения, собирают сведения о жизни местного населения, организуют посты. Вот что писал Н. Н. Муравьев об основании Петровского зимовья.
«...21 июля 1850 г. капитан Невельской на транспорте «Байкал» прибыл к устью Амура в залив Счастья, тамошние жители приняли его с радушием и ласкою.
Помолясь Богу, русские заложили первое на Амуре заселение, которое во имя святых апостолов Петра и Павла и в память Петра Великого названо Петровское зимовье, послужившее основным опорным пунктом для дальнейших действий».
Сам Невельской описывал свершившееся с эмоциональным подъемом:
«...взлетел флаг русский на берегах Амура. Да будет он развеваться на вечные времена, во славу матушки России».
Летом 1854 года на Нижний Амур прибыл первый сплав войска во главе с Муравьевым. Всех надо было разместить, обеспечить питанием, жильем. Этим занимался Невельской в организованных им и его помощниками постах - Александровском, Мариинском, Константиновском, Ильинском, Муравьевском. Посты были обустроены и укреплены.
В марте 1854 года Англия и Франция объявляют войну России. Чтобы сохранить боевые корабли, было решено русскую эскадру эвакуировать из Петропавловска в устье Амура. Именно там она нашла убежище. В ее поисках английские и французские корабли безуспешно рыскали по морским пространствам. А помедли в своих действиях Невельской, последуй правительственным инструкциям не входить в лиман Амура, история России на Дальнем Востоке была бы другой!.. В 1908 году исследователем А. К. Синденснером были написаны эти волнующие строки:
«Выдающаяся деятельность Невельского как начальника Амурской экспедиции представляет пример того, как великие дела могут совершать люди с самыми ничтожными средствами и при непреоборимых, казалось бы, препятствиях, если они одарены врожденным патриотизмом, сильной волей, благородным характером и безграничной энергией».
Силы есть, но...
Летом 1855 года на Нижний Амур прибыл второй сплав войск во главе с Муравьевым, который доставил распоряжение о расформировании Амурской экспедиции и назначении Невельского, получившего адмиральский чин, начальником штаба морских сил при генерал-губернаторе. Но Крымская война закончилась.
«...Невельского никаким делом не обременять, а иметь его в виду как частного человека», - писал Н. Н. Муравьев адмиралу В. С. Завойко, который прибыл в Николаевский пост из Петропавловска. Невельской сдает дела и в 1856 году вместе с семьей оставляет Дальний Восток, хотя ему только 43 года и он полон сил и идей.
Действия Амурской экспедиции создали предпосылки для возвращения России незаконно отторгнутых по Нерчинскому договору (1689 г.) приамурских земель, послужили основанием для заключения Айгунского (1858 г.) и Пекинского (1860 г.) договоров, которые окончательно определили границы между Китаем и Россией.
В апреле 1867 года Невельской скончался и был похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. После смерти была издана его книга «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России. 1849-1855.»
Городу и горожанам
В 1899 году А. П. Чехов, посетивший Сахалин, отзывался о Невельском с душевной теплотой:
«Это был человек с горячим темпераментом, образованный, самоотверженный, гуманный, фанатично, до мозга костей преданный идее, нравственно чистый и честный человек».
...Хабаровск растет и хорошеет. Появляются новые улицы и микрорайоны. И если на одной из вновь построенных площадей будет возвышаться величественный, достойный масштабов деятельности Невельского памятник, это придаст городу еще большую историческую значимость, а горожанам - еще большую гордость.
Тамара Бессолицына,
ответственный секретарь краевой организации
Всероссийского общества охраны памятников
истории и культуры (ВООПИиК).
«Приамурские ведомости», 08.11.12