В. Ишаев
В. Ишаев

В Хабаровске состоялась коллегия Минвостокразвития. Ее провел министр Виктор Ишаев с участием глав субъектов Дальнего Востока и руководителей территориальных органов федеральных ведомств.

 

В повестке дня - наиважнейший вопрос - обсуждение хода подготовки проекта государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», которая будет рассмотрена на заседании Правительства РФ 21 марта.

 

Виктор Ишаев заявил, что уже сегодня подготовлено на выбор пять вариантов программы, причем, наполнение ее деньгами - самая главная проблема. Предварительно даже известно, какой вариант ближе правительству.

 

Так, по словам министра, самый эффективный путь развития экономики региона требует из федерального бюджета  5,7 трлн рублей до 2025 года. Но он пока отодвинут в сторону. По второму варианту - за 3,9 трлн рублей - тоже сказано: «таких денег нет, это крайне сложно...»

 

- Есть еще один вариант - 2,2 трлн рублей, - говорит Ишаев. - Но мы посчитали, при этой сумме все параметры экономики пошатнутся, ни о каком опережении речи не идет.

 

По словам Ишаева, в 2008 году Дальний Восток в среднем по стране отставал в экономике на 36%. В период кризиса, в регионе экономика стала прирастать, и по итогам 2011 года имеет рост 121%, получается разрыв сократился на 15%. «Если эти тенденции сохранятся, то разрыв снова будет увеличиваться» - убежден Ишаев.

 

- Программу надо принимать как программу, - подводит черту Виктор Ишаев. - Ведь нельзя же запланировать себе жить хуже?! Это претит логике человека, а экономике - тем более.

 

Какие источники будут использованы для финансирования госпрограммы будет ясно исходя из того, как будет жить государство.

 

- Когда мы писали первую программу в 1992 году, когда не все еще знали, что такое Дальний Восток и Забайкалье, и не все выговаривали эти слова, а в 1996 году ее Борис Ельцин в Хабаровске утвердил, как единственную президентскую программу регионального значения, - мы тоже финансировались на 10-12% от заложенной суммы, - продолжает Ишаев. - Потом стали финансироваться на 70-80%, исходя из того, как жила страна. Но там была оценка ситуации, там были поставлены задачи, выработаны механизмы достижения этих целей и задач.

 

Как сказал Ишаев: «Теперь цели тоже известны - ускоренное развитие Дальнего Востока. Но нужны источники финансирования. Будем их искать, если не прямые - бюджетные, так дополнительные источники - привлеченные».

 

- Очень хотят китайцы поучаствовать в реализации нашей госпрограммы и в процессах приватизации, - сказал министр. - Об этом говорил председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго. Сейчас выбор стоит за нашим руководством страны. У нас просчитаны варианты: когда есть деньги, когда нет денег, когда есть нормальные, осязаемые деньги, когда есть желаемые деньги, и просчитаны индикаторы развития. Просчитано по формуле, если будет 1 государственный рубль - то на него приходится привлеченных - 5 рублей, и еще мультипликатор - коэффициент - 1,35. Но есть мультипликатор обратной связи, когда территория находится в условиях рецессии (отступление в экономике), и если изымается 1 государственный рубль - в итоге изымается 8,5 рублей. И если такое случится, тогда точно Дальний Восток будет закрепятся как сырьевой придаток наиболее развитых государств.

 

В завершении Виктор Ишаев сказал: «Уже сейчас мы ощущаем, что на Дальнем Востоке китайская экономика и китайские компании управляют на 40% нашими биоресурсами, чуть ли не наполовину - заготовкой древесины, занимаются добычей золота. Уже те ресурсы, которые мечтает добывать Еврейская автономная и Амурская области (железная и титановые руды), в Китае уже они есть в балансе по выпуску металлургической продукции».

 

Константин Пронякин

.