На этой неделе в газете «Известия» вышла статья о Якутии. После Масюк, снявшей скандально известный сюжет в 90-е годы, мы не раз становились мишенью в российских СМИ. После каждой такой публикации большинство якутян громко возмущается, кричит о «заказе», власть традиционно отмалчивается, в итоге опять утираемся, и так до следующего раза. Контрольный пакет акций газеты «Известия» в 2005 году перешел во владение «Газпрома». С тех пор политику издания заказывает Кремль. Этот факт придает статье угрожающий подтекст. Читаем.

 

«Чингисхан, открой личико»

«Известия» продолжают серию репортажей о последствиях «парада суверенитетов», прокатившегося по России в 90-е годы. Первый репортаж на эту тему назывался «Легко ли быть русским в Адыгее?» Теперь мы решили ответить на этот вопрос, побывав в «суверенном государстве» Саха (Якутия).

 

Якут с большой буквы «Я»

Табык — это боевой барабан монголов. Звук негромкий, но от него вибрирует весь организм. В табык бьет Андрей Борисов — министр культуры республики, а также директор Саха театра, режиссер фильма «По велению Чингисхана», лидер движения «Саха омук» и просто якут. «С большой буквы «Я», — шутят подчиненные.

— Россия — правопреемница империи монголов, — считает Андрей Саввич. — Именно об этом мой фильм «По велению Чингисхана». Уже отснято 108 часов. Потрачено почти 6 миллионов долларов. Что? Да, конечно, из бюджета. Съемки фильма мы решили вести во всех тюрко-монгольских государствах мира, в том числе и в нашем.

— В России?

— Нет, в Якутии.

 

«Вы будете полы мыть, а мы – с портфелями ходить»

До недавнего времени якутское «государство» имело в конституции эпитет — «суверенное». С приходом Путина это слово пришлось убрать, но в названии главного якутского праздника оно осталось до сих пор.  

Последние 15 лет истории Якутии — это яркий пример того, как легко можно возбудить национализм на голом месте.  

— В лице якутов русские казаки нашли себе стратегических союзников, — говорит директор республиканского фонда развития казачества Александр Гриценко. — Казаки силой оружия замиряли непокорные северные племена — эвенков, юкагиров, чукчей, а якутов оставляли в качестве своих наместников.

— Якуты и русские жили здесь душа в душу до начала 90-х годов, — рассказывает местный предприниматель и неформальный лидер русской общины Сергей Юрков. — Все изменилось с избранием на пост президента Михаила Николаева, который предоставил якутам моральное право сначала на высокомерие, а потом — на национализм.

— Каким образом?

— Мы помним его заявления о том, что именно якутский народ имеет навыки к управлению. Мы не забыли, как после заявления Николаева о том, что для процветания якутскому народу одних алмазов хватит за глаза, в республике одно за другим закрылись градообразующие предприятия. Результат этой политики налицо: с 1989 по 2002 год русское население в Якутии сократилось с 550 до 390 тысяч.

 

«Умный якут русского не обидит»

Слова Юркова в конфиденциальных разговорах подтверждает большинство представителей местной элиты. В том числе и многие якуты.

— В 90-е годы в республике был спровоцирован всплеск сельского национализма, — на условиях анонимности высказал свое мнение служащий среднего звена в администрации Якутии. — Водораздел поначалу проходил не между русскими и якутами, а между городскими жителями и приезжими из улусов.  

— Николаев был националистом-романтиком, — считает другой работник администрации. — Теперь на пост президента пришел Вячеслав Штыров. В экономике уже нет такого засилья нацкадров, но в сфере госуправления, а особенно в науке, культуре и образовании их по-прежнему большинство.  

— А вы почему одобряете это отступление? Вы же якут?

— Я — умный якут. А умные якуты понимают, что без русских нам не выжить. Когда Николаев покинул свой пост, одна только задолженность по зарплате составляла 1,6 миллиарда рублей. За 5 лет Штыров увеличил валовой региональный продукт более чем в 2 раза. А сейчас регион и вовсе на пороге очень серьезного прорыва. И все больше якутов начинают понимать, что если они и дальше будут отстаивать «плоды парада суверенитетов», то таким образом они просто променяют реальные экономические блага на дешевые националистические погремушки.

 

«Здесь жил и работал великий якутский начальник ЖЭКа»

Пока Якутск похож не на столицу мегапроектов, а на площадку для съемок триллеров. Кругом непролазная грязь. Старые бараки, построенные прямо на мерзлоте. Дороги вражеские: покупая автомобили, люди сразу снимают оба бампера, потому что все равно они в первую же неделю езды превратятся в труху. По центральному проспекту через каждые 5 метров — мемориальные доски. Здесь жил такой-то якутский поэт, а здесь — такой-то якутский певец, рядом — якутский общественный деятель... А вот... Театр имени Пушкина.

— Раньше он назывался «Русский театр имени Пушкина», — говорит участница творческого объединения «Северина» Зоя Щербакова. — Но после очередного ремонта фасада слово «русский» из названия исчезло. Зато в 200 метрах отсюда стоит новенькое здание, на котором огромными буквами написано: «Саха Театр».

Якутск еще 20 лет назад был по преимуществу русским городом. Сегодня якутов на улицах — процентов 70. В темное время суток выходить из дома опасно. Город оказывается во власти хулиганских группировок, состоящих из отчисленных студентов. Они не собираются возвращаться в свои улусы, живут случайными заработками, а по ночам сбиваются в стаи, напиваются и в этом состоянии способны на все.

В ЯГУ я провел около 3 часов и за это время не увидел ни одного русского студента.  

Министр культуры и духовного развития Андрей Борисов:

— Но ведь это национальная республика. Значит, представители титульной национальности должны иметь некоторый приоритет. Разве не так?

 

«Отдельные русские»

С отдельными людьми я встретился в тот же вечер. Они жаловались на то, что получить бесплатное образование их детям здесь невозможно. Что во многих школах преподавание ведется на языке саха. Что при Николаеве якутские банды прицельно охотились на улицах за русскими, а милиция все списывала на обычную «хулиганку». Я все это записал, а потом спросил, как кого зовут. Один отдельный русский назвал свое имя, второй, третий, а четвертый — попросил его в статье не указывать. И все остальные.  

 

Дмитрий Соколов-Митрич

-------------------

Что думают герои статьи

 

Александр Гриценко, директор Фонда развития казачества:

— Для начала я бы хотел сказать, что никакого личного интервью корреспонденту «Известий» я не давал. Да, к нам на казачье подворье приходил молодой человек, который просил организовать ему экскурсию. И теперь довольно обидно прочесть, что из всего вышесказанного он вынес только одно: будто бы «казаки силой оружия замиряли непокорные северные племена — эвенков, юкагиров, чукчей, а якутов оставляли в качестве своих наместников». Я могу допустить, что эту фразу он или где-то прочитал, или услышал от кого-то. А потом приписал мне как человеку, имеющему непосредственное отношение к казачеству. Вот и все.

 

Зоя Щербакова, участница творческого объединения «Северина»:

— Какие чувства у меня вызвала статья? Разочарование и не более того. Для встречи с этим корреспондентом мы пригласили нескольких представителей Русской общины. Много времени потратили на разговоры. А что написано? Ерунда какая-то. И половины не выражено всех наших мыслей. Все приглажено и причесано. Ведь сегодня русским здесь гораздо тяжелее, чем было в 90-е. И никто не хочет говорить об этом. А Штыров? Я была уверена, что когда к власти придет русский, все изменится коренным образом. Но ничего хорошего так и не произошло. А вы знаете, почему? Потому что он — еврей!

 

Сергей Юрков, неформальный лидер Русской общины:

— Ну, написал журналист с обычным для москвичей высокомерием, ну, исказил что-то, ну, похихикал над прошлым якутского народа, поиздевался над трусостью членов русской общины. На то он и журналист. Ему важен прежде всего рейтинг. Но те, кто видит в статье только это, – лукавят. В ней задеты и реально существующие проблемы русских в Якутии. Основных две: пропорции, которые худо-бедно соблюдались в советское время в национальном составе чиновников, депутатов, благодаря «отрыжке» николаевского правления все еще не вернулись к норме. Благодаря политике Кремля русские уже не имеют возможности отправлять своих детей в центр, а в ЯГУ поступить русским стало крайне сложно. По данным Госкомстата, число лиц с высшим образованием среди городского населения республики составило 26% — у якутов и лишь 14% — у русских. Нам надо научиться понимать и принимать проблемы народа-соседа и спокойно о них говорить.  

----------------------

 

Будет ли реакция от властей?

 

Дьулустан Иванов, руководитель пресс-службы президента и правительства Якутии:

— Насколько я помню, корреспондент газеты «Известия» интересовался только экономическими вопросами — строительством нефтепровода, существующим газопроводом через Лену. Во всяком случае, так он обрисовал мне цель своего визита в Якутск. Но ни одного вопроса по поводу национализма в республике задано не было. Да, Соколов-Митрич просил об интервью у руководства республики. Но мы объяснили, что в данный момент (а это было в конце апреля) Вячеслав Анатольевич находится в отпуске и дать интервью не может. Также мы пояснили, что о перспективах промышленного развития республики лучше всего расскажет министр промышленности. Но, к сожалению, почти вся статья основана на словах неких анонимов.  

— Мы слышали, что вы уже созванивались с Андреем Борисовым. Какова его реакция на появление этой статьи?

— Очень бурная. Так как, по его словам, все им сказанное было перевернуто с ног на голову.

— В Интернете уже появилась информация о том, что правительство республики готовит иск к газете «Известия».

— Я не знаю, откуда подобная информация появилась в Интернете.

— Но правительство как-то будет реагировать на эту статью?

— Несомненно. Но пока разговор идет лишь о консультации с юристами. Не более того.

 

Людмила Цой, член общественного совета по имиджевой политике Якутии:

— Адекватный ответ — публикацию другого мнения в тех же «Известиях» — дать сложно. Во-первых, совет по имиджевой политике создан в начале этого года и собирался на свое совещание один раз. Во-вторых, еще не принят основной стратегический план действий — концепция по имиджевой политике Якутии. Не создан исполнительный орган, который может выполнять работу по связям с общественностью, в том числе такую, как реакция на выступления в центральной прессе. Пока не будет создан исполнительный орган совета по имиджевой политике и не начнется целенаправленная практическая работа, адекватный ответ дать будет затруднительно. Хаотичные попытки что-либо противопоставить не будут иметь должного результата.

Мы с вами знаем, что русское население Якутии отнюдь не находится под «игом», как об этом пишет автор статьи в «Известиях». Тем более «обидно за державу», когда «известинец» пользуется анонимными источниками, непроверенными сведениями и допускает ошибки. Но инструмент борьбы с откровенной клеветой один — судебный.

 

Подготовила Елена Мироненко

«Якутск Вечерний», № 20

----------------------

 

Чтобы имидж был хорошим, его надо портить

Не так давно в Якутии прошло мероприятие, по итогам которого было вынесено веское суждение — нам де предстоит стать «брендинговым регионом». То бишь регионом, который сможет претендовать на звание «визитной карточки Дальнего Востока». Подобные мнения звучали на недавнем совещании, посвященном вопросам «имиджа территории», в котором приняли участие не только специалисты по рекламе и пиару, но и такие чиновники, как Айсен Николаев и Александр Пахомов. Российскую сторону представлял руководитель пиар-фирмы «Никколо М» Игорь Минтусов.

Стороны много говорили о формировании позитивного имиджа, обменивались словами «бренд», «концепция», «имиджевая политика» и т.д.

… Надо сказать, это далеко не первое мероприятие, посвященное имиджу республики. А реальный имидж – он виден из окна. Это наши дороги, от которых все приезжие приходят в ужас. Это очередной паводок, который «проспали». Это громкие коррупционные скандалы, которым нет переводу. Это националистический душок, оставшийся после игр высшего руководства республики с «Якутской газетой», до сих пор аукающийся республике. О позитивном имидже не надо разговаривать. Чтобы он был, нужно делать одну простую вещь. Не портить его самим.

-----------------------

 

Архив:

 

Чингисхан, открой личико

 

Русские жители "суверенной" Якутии уже 15 лет живут под игом местного национализма

 

"Известия" продолжают серию репортажей о последствиях "парада суверенитетов", прокатившегося по России в 90-е годы. Первый репортаж "Известий" на эту тему назывался "Легко ли быть русским в Адыгее?" (номер от 20 марта 2007 года). Теперь мы решили ответить на этот вопрос, побывав в "суверенном государстве" Саха (Якутия).

 

"Якут с большой буквы Я"

Табык - это боевой барабан монголов. Большой такой, обтянутый лошадиной кожей. Звук негромкий, но от него вибрирует весь организм и подкашиваются ноги. В табык бьет Андрей Савич Борисов - министр культуры и духовного развития республики, а также директор Театра Саха, режиссер фильма "По велению Чингисхана", лидер движения "Саха омук" ("Якутское национальное единство") и просто якут. "С большой буквы Я", - шутят подчиненные.

Первое, чем даже на расстоянии удивляет Якутия, - это имена ее жителей. Если слышишь на редкость русское ФИО - это первый признак, что имеешь дело с якутом. Подавляющее большинство представителей народа саха еще 2 века назад чистосердечно приняли православие. Например, еще одного активиста местного национального движения зовут Спиридон. А есть еще Федот и Афанасий.

- ...Там несутся по глади степей табуны низкорослых коней! Там, в степях, далеко-далеко кто-то первым пропел олонхо! - запевает под барабан министр Борисов. Олонхо - это героический якутский эпос. Именем олонхо в Якутии названо целое десятилетие - с 2006 по 2015 год. Андрей Савич уже заявил, что на возрождение этого эпоса республике потребуется не меньше миллиарда рублей.

За спиной у бьющего в барабан министра - портрет Чингисхана в полный рост и карта его империи, границы которой почти полностью совпадают с территорией Евразии, - повезло только Индии, Израилю и частичке Западной Европы.

- Россия - правопреемница империи монголов, - считает Андрей Савич. - Именно об этом мой фильм "По велению Чингисхана". Уже отснято 108 часов. Потрачено почти 6 миллионов долларов. Что? Да, конечно, из бюджета. В фильме снимаются все актеры мира, которые когда-либо играли этого великого человека. Даже из Голливуда одного пригласили.

- На роль главного героя?

- Нет, он будет играть телохранителя найманской царевны. А Чингисханом у нас стал актер из Тувы. Съемки фильма мы решили вести во всех тюрко-монгольских государствах мира, в том числе и в нашем.

- В России?

- Нет, в Якутии.

 

"Вы будете полы мыть, а мы - с портфелями ходить"

"Республика Саха (Якутия) является демократическим правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение" - это цитата из местной Конституции. До недавнего времени якутское "государство" имело в своем Основном Законе еще один эпитет - "суверенное". С приходом Путина это слово пришлось убрать, но в названии главного якутского праздника оно осталось до сих пор. 27 сентября республика официально празднует День принятия Декларации о государственном суверенитете.

Последние 15 лет истории Якутии - это яркий пример того, как легко можно возбудить национализм на абсолютно голом месте. В отличие от многих других народов России, в истории якутского этноса нет ни малейшего повода не любить русских. Даже поклонник Чингисхана Андрей Савич Борисов признает, что после прихода в XVII веке на Лену казаков территория проживания народа саха увеличилась в десятки раз.

- Знаете, как наши предки узнали о том, что к нам идут русские? - улыбается министр. - По Лене к ним приплыли щепки. И якуты поняли, что с верховья идут какие-то серьезные люди, у которых есть топоры. А значит, с ними надо дружить.

- В лице якутов русские казаки нашли себе стратегических союзников, - продолжает исторический экскурс директор республиканского фонда развития казачества Александр Гриценко. - Эти два народа вместе стали осваивать Северо-Восточную Сибирь. Казаки силой оружия замиряли непокорные северные племена - эвенков, юкагиров, чукчей, а якутов оставляли в качестве своих наместников.

Из окна "Казачьего подворья", расположенного в центре города, хорошо виден огромный плакат: "375 лет вхождения Якутии в состав России". Именно так теперь называет события XVII века местная пропаганда.

- Якуты и русские жили здесь душа в душу до начала 90-х годов, - рассказывает местный предприниматель и неформальный лидер русской общины Сергей Юрков. - По количеству смешанных браков этот регион был на одном из первых мест в СССР. Все изменилось с избранием на пост президента Михаила Николаева - человека с ветеринарным образованием. Он теперь работает представителем республики в Совете федерации. Именно Николаев, по мнению большинства местных русских, предоставил якутам моральное право сначала на высокомерие, а потом - на национализм.

- Каким образом?

- Поначалу риторикой, а затем и преференциями для представителей титульной национальности. Мы очень хорошо помним его заявления о том, что якуты должны иметь приоритет в медицинском обслуживании. Что именно якутский народ имеет навыки к управлению. Фраза "Вы нам подходите, но... нам нужно воспитывать национальные кадры" стала восприниматься как норма. А на бытовом уровне приходилось слышать и такое: "Да, теперь вы будете полы мыть, а мы - с портфелями ходить". Мы не забыли, как после заявления Николаева о том, что для процветания якутскому народу одних алмазов хватит за глаза, в республике одно за другим закрылись доходные градообразующие предприятия. В первую очередь это ударило по русским, занятым в горной промышленности. Результат этой политики налицо: с 1989 по 2002 год русское население в Якутии сократилось с 550 до 390 тысяч, то есть на треть.

 

"Умный якут русского не обидит"

Слова Юркова в конфиденциальных разговорах подтверждают большинство представителей местной элиты. В том числе и многие якуты.

- В 90-е годы в республике был спровоцирован всплеск сельского национализма, - на условиях анонимности высказал свое мнение служащий среднего звена в администрации Якутии. - Водораздел поначалу проходил не между русскими и якутами, а между городскими жителями и приезжими из улусов. Вот я, например, якут и мой сын - якут, а бывало у нас такое: приходит мой сын домой побитый, я его спрашиваю: "Где ты так?", - а он отвечает: "С якутами подрались". С деревенскими, значит.

- А потом?

- А потом и городские потянулись к привилегиям. Ведь трудно отказать себе в том, чтобы воспользоваться национальным преимуществом. Тем более в трудные времена.

- Николаев был националистом-романтиком, - считает другой работник администрации. - Он мыслил себя этаким Чингисханом якутского народа. Точнее - Тыгыном Дарханом.

- Кем?

- Ну, это наш национальный герой. Сейчас его именем лучшую гостиницу в городе назвали. Он был типа Владимира Красное Солнышко. Тоже пытался когда-то объединить разрозненные якутские племена в единую нацию. Только у него не получилось.

- А у Николаева?

- А у Николаева получилось, - считает городской якут. - До сих пор не знаем, как обратно разъединить. Теперь на пост президента пришел Вячеслав Штыров. Он русский, но, после того что тут творилось, гайки ему приходится закручивать медленно и аккуратно. Иначе - социальный взрыв. В экономике уже нет такого засилья нацкадров, но в сфере госуправления, а особенно в науке, культуре и образовании их по-прежнему большинство. Хорошо хоть федеральные ведомства вернули русским: МВД, ФСБ, прокуратуру.

- А вы почему одобряете это отступление? Вы же якут?

- Я - умный якут. А умные якуты понимают, что без русских нам не выжить. Что такое народ численностью 400 тысяч на огромной территории, не имеющей общих границ с другими государствами? Ничто. Когда Николаев добровольно-принудительно покинул свой пост, экономика региона была в плачевном состоянии. Одна только просроченная задолженность по зарплате составляла 1,6 миллиарда рублей. За 5 лет Штыров не только решил проблему долгов, но и увеличил валовой региональный продукт более чем в 2 раза. А сейчас регион и вовсе на пороге очень серьезного прорыва. И все больше якутов начинают понимать, что если они и дальше будут отстаивать "плоды парада суверенитетов", то таким образом они просто променяют реальные экономические блага на дешевые националистические погремушки.

Республика сегодня действительно на пороге крутых экономических перемен. Даже самый хреновый студент уже знает, что такое "мегапроект". Перспективы местной экономики не просто радужные, а фантастические.

- Правительство России уже утвердило первый проект "Комплексное развитие южной Якутии", - подтвердил министр промышленности республики Алексей Голубенко. - Речь идет об инвестициях, превышающих 2,5 триллиона рублей. Уже в 2008 году будет построена железная дорога до Якутска. Мощный толчок получит энергетика: появится целый каскад гидроэлектростанций. Это создаст условия для развития металлургии и угольной промышленности. На юге республики появятся новые города. И это только первый из четырех якутских мегапроектов. Разумеется, осуществление этих планов невозможно без привлечения из-за пределов республики огромного количества специалистов самых разных профилей и национальностей. А значит - потребуется кардинальная ломка местной психологии.

 

"Здесь жил и работал великий якутский начальник ЖЭКа"

Пока город Якутск похож не на столицу мегапроектов, а на площадку для съемок триллеров. Кругом непролазная грязь. Старые бараки, построенные прямо на мерзлоте, выглядят так, как будто их долго бил ногами какой-то гигантский Валуев. Дороги даже не фронтовые, а вражеские: покупая автомобили, люди сразу снимают оба бампера, потому что все равно они в первую же неделю езды превратятся в труху. Экономические последствия 90-х годов обильно приправлены политическими. По центральному проспекту идешь, как вдоль захоронений кремлевской стены: через каждые 5 метров - мемориальные доски. Здесь жил такой-то якутский поэт, а здесь - такой-то якутский певец, рядом - якутский общественный деятель, глава такого-то управления, такого-то отдела, руководитель такого-то ЖЭКа, начальник транспортного цеха такого-то предприятия... А вот... Театр имени Пушкина.

- Раньше он назывался "Русский театр имени Пушкина", - говорит участница творческого объединения "Северина" Зоя Щербакова. - Но после очередного ремонта фасада слово "русский" из названия исчезло. Зато в 200 метрах отсюда стоит новенькое здание, на котором огромными буквами написано: "Театр Саха".

Якутск еще 20 лет назад был по преимуществу русским городом. Сегодня якутов на улицах - процентов 70. В темное время суток выходить из дома опасно. Город оказывается во власти хулиганских группировок, состоящих из отчисленных студентов. Они не собираются возвращаться в свои улусы, живут случайными заработками, а по ночам сбиваются в стаи, напиваются и в этом состоянии способны на все: как и у большинства северных народов, у якутов организм очень плохо справляется с алкоголем.

В Якутском государственном университете (ЯГУ) я провел около 3 часов и за это время не увидел ни одного русского студента. Зато встретил одного русского преподавателя - Ларису Писареву, доцента кафедры экономика труда и социальных отношений. Мои впечатления она объяснила так:

- У русских есть стереотип, что учиться надо в Москве.

- А почему же тогда их достаточно много в местных платных вузах?

Доцент говорит еще что-то и почему-то отводит глаза в сторону.

Министр культуры и духовного развития Андрей Савич Борисов, в чью компетенцию входит и ЯГУ, оказался более откровенным:

- Разумеется, есть фактор личных отношений. В республике живет чуть меньше миллиона человек, все друг друга знают и преподаватель-якут так или иначе оказывается пристрастным. Это приводит к тому, что подавляющее большинство студентов тоже оказываются якутами.

- А переломить эту ситуацию - никак?

Андрей Савич немного помолчал и ответил совсем честно:

- Но ведь это национальная республика. Значит, представители титульной национальности должны иметь некоторый приоритет. Разве не так?

 

"Отдельные русские"

Иеродьякон Ефрем, заведующий канцелярией местного епархиального управления, должен был сегодня присутствовать на презентации книги об истории якутского шаманизма. В канцелярию пришло приглашение из администрации, но представители православного духовенства решили на мероприятие не идти. Тем не менее со мной отец Ефрем ведет разговор предельно осторожно:

- В наших церквях и русские, и якуты вместе молятся и даже служат. Я более того скажу - если русский принимает крещение, это еще не значит, что он будет регулярно ходить в церковь. У якутов же более цельная натура. За крещением, как правило, следует полное воцерковление. Апостол Павел сказал, что во Христе нет ни эллина, ни иудея. То же самое он мог бы сказать и про якутов с русскими.

- Но это во Христе. А в Якутии многие русские жалуются на притеснения со стороны "титульной национальности". Обоснованны ли, на ваш взгляд, их претензии?

Отец Ефрем глубоко вздохнул:

- Церковь не должна разделять. Церковь должна объединять.

- Понятно.

В конфиденциальных беседах представители духовенства говорят несколько по-другому:

- Да, безусловно, притеснения есть, - рассказал другой человек из местной епархии. - Но в большинстве случаях их испытывают лишь "отдельные граждане". Те, которые сами по себе. Одиночки. Их много, но они каждый за себя - понимаете? Вот церковь, например, - это много людей, которые объединены одной верой. Поэтому нас притеснить не так-то просто.

С отдельными людьми я встретился в тот же вечер. 15 отдельных местных русских жаловались на то, что получить бесплатное образование их детям здесь невозможно. Что даже во многих школах преподавание ведется на языке саха. Что знание титульного языка часто требуют при поступлении на работу. Что на съезд отцов республики пригласили всего 8 русских делегатов. Что только в последнее время в городе появились ночные клубы, где русским реально пройти фейс-контроль. Что при Николаеве, когда местные правоохранительные органы возглавляли нацкадры, якутские банды прицельно охотились на улицах за русскими, а милиция все списывала на обычную "хулиганку". Что часто приходится читать в местных газетах публицистические статьи на тему "нам, якутам, надо еще крепче сплотиться, чтобы, в случае если Россия снова ослабеет, обрести полную независимость".

Я все это выслушал, записал, а потом спросил, как кого зовут, чтобы было на кого сослаться. Один отдельный русский назвал свое имя, второй, третий, а четвертый - попросил его в статье не указывать. "И я тоже не хочу себя афишировать", - сказал пятый отдельный русский. "И я тоже", - подумав, ответил шестой. И седьмой, и восьмой. И все остальные. А потом и первые трое отдельных русских как-то съежились и попросили вычеркнуть их фамилии тоже.

 

Дмитрий Соколов-Митрич (Республика Саха (Якутия),

«Известия», 18.05.07

 

-----------

Форум:

 

Статья меня потрясла! Оказывается не только в Эстонии дискриминируют РУССКИХ, а в самой России.

Может быть, прав Жириновский-и нужно ликвидировать все эти национальные образования?

А то как-то странно получается- "В отличие от многих других народов России, (что тоже интересно само по себе) в истории якутского этноса нет ни малейшего повода не любить русских."Более того, якуты были наместниками

русских на подавленных силой русского(казачьего)оружия территориях других народов!

И вот через 375 лет один (1) человек -якут

( а может он не якут, а страшно даже подумать

кто)развалил всё это красивое здание !

Не иначе как без Березовского здесь не обошлось.

А наиболее вероятно, по-моему мнению, просто эпизод

неизбежного распада колониальной империи.

Как говорится, не вы первые, не вы последние

-Pikeinyi zhilet -5

Mikhail Mayants

------------

Не вижу смысла потрясаться.  Очередная провокация.  Эстонии мало некоторым показалось.

Я якутка.  Живу с некоторых пор в Америке.  Дома бываю регулярно.  Так вот - все это бред сивой кобылы.  Во-первых, у президента Николаева русская мама.  Во вторых, у режиссера Андрея Саввича Борисова родители тоже из русских...  Но он, воспитывался, правда, в якутской семье.  В третьих, я, к примеру, на родном языке говорю с очень сильным акцентом.  Причина в том, что якутские школы до недавнего времени если даже и не были запрещены, то весьма и весьма не приветствовались.  

Да, быдла хватает. Особенно во властных структурах, да и по жизни.  Но это ровно так же как и везде в России.  Так что пошел бы автор (из брезгливости даже имя это не хочу употреБЛЯть) кое-куда... с этим его профанированным национализмом!  Нда...  От Известий такого кульбита никак не ожидала.  Одно дело КП или МК (последний, кстати, стал много приличнее в последнее время).  Иными словами, стыд, оно конечно, понятие виртуальное в наше, прости господи, время.  

Зовут меня, как вы поняли, Зоя Алексеева.  Гы, фамилиё и имечко, естественно, "оченно спесфиские".  И это не наводит вас на мысль, что моих предков вопреки их воле загоняли в то самое христианство, давая им при совершенно огульном крещение фамилии от попа (целые улусы у нас Ивановы или Николаевы, а то и Романовы), а имена ...- так себе, какие придется?  

Должна сказать, я тоже не совсем правильная якутка, как и президент Николаев с режиссером Борисовым - мой дед был из казаков.  Он строил церкви и писал иконы.  Но практически все его потомки были якутами.  Если не по крови, то по жизни.  А жизнь ставила их по ТУ сторону барьера - она не признавала их славянскость...  И происходило это, увы, во вполне благополучные (ой!) времена - 50-90е годы.  Впрочем, та самая славянскость никак не подразумевалась в проблеме самоидентификации - спасибо старшему брату и его извечному со времен царя гороха фейс контролю.

ЗЫ:  Да, чтобы чего не подумали - типа я, Зоя Алексеева, из блатных якутских националистических кругов, попавшая в Америку на крутой волне ...  Начинала я здесь если не с мытья унитазов, то очень трудно, витиевато, но вполне интересно, лет десять назад.  Хе-хе, какие там круги - разве что под глазами.  

И должна сказать - вам бы за такие откровенно подлые дела, Известия, пришлось бы здесь в Америке выплатить кругленький штраф.  Я знаю о чем говорю - как никак работаю в адвокатской конторе.

zoya alekseyeva

----------------------

Оживить химеру национализма проще чем убедить людей что причина их комплексов вовсе не в национальности.

Как то пообщался с одним якутом, московским парнем с высшим образованием, работающим и прилично зарабатывающим на хлеб с маслом. Так через 10 минут разговора я узнал что "70% территории России это исторически якутские земли". Комплексы господа, комплексы.. (

А тут((( местечковость и жлобство отдельных людей подогретое "романтиками" от алмазов. Так ведь забота государства вовремя узревать таких "романтиков" и давать вовремя им по шапке.

А Русь из союза племен родилась и русскими стали и Рюрик и Ольга и Игорь и многие роды русских служилых людей корнями во многие земли и народы уходят.

Topro

---------------

Извините, Зоя, не ко мне, но, думаю. подробнее не надо: подробнее было в конце 80-х и начале 90-х в Чечне.

Я вполне понимаю желание и право любого народа на самоидентификацию и самоопределение, но когда это стремление реализуется криминальными средствами и с криминальными целями - оправдания нет.

Кстати, статья (в который раз) ставит один из главных для России вопросов: почему все составные части и народы России стараются свалить и забыть (в отличие от, например, бывших колоний Великобритании, которые всеми правдами и неправдами держатся за бывшую метрополию, хотя та  же Индия, напр., уже её переросла)?  

Cabernet-Sauvignon

------------------

Твоя правда.  Но отчего СМИ занимаются совершенно гнусными, из пальца высосанными инсинуациями (insuniation)?  Косплексы не могут быть сугубыми, они ржавеют в каждом отдельном индивидуе, который подвержен массовому оболваниванию, вроде того, которое выставляет сегодня газета Известия.  Разве не так?

zoya alekseyeva

----------------

В том то и дело, что вы верите пошлым СМИ.  На самом деле вопрос о "свалить из состава России" в Якутии не стоял и НИКОГДА стоять не будет.  Это по меньшей мере смешно.  

Приезжай, брат, и убедись.  Не надо судит о ФАКТЕ по глупой публикации.  Приезжай, и ты увидишь там, в Якутии, все те же гнусности, что и во всей России - в этом я не могу тебе отказать.  Но ты и убедишься, что, ??? (ой), более советских по натуре людей чем в Якутии, возможно, не сыскать по всей России.

zoya alekseyeva

---------------

Автор статьи собрал некачественную информацию, а потому аналитика получилась очень слабой. Прежде всего, читателю следует знать, что отмеченные автором явления берут начало в коммунистической эпохе. Преференции "титульным" нациям начались при  Хрущёве, при Брежневе всё это продолжилось. Беда нынешней России в том, что эти преференции приняты обществом, даже правозащитники не занимаются этой проблемой.

 

Бурное развитие якутского национализма началось в 70-е годы, его центром стал Якутский государственный университет. В 80-е годы пребывание в его стенах стало опасным для русских: никто не был застрахован от возможной физической расправы даже при лояльном поведении. Подобно многим лидерам нынешней Якутии, Николаев сам мимикрировал, потому что внутри республики сейчас нет политической силы, которая могла бы справиться с национализмом. У Кремля же реакция на это всегда одна - поза жирафа.


Алексей Смирнов

------------------

Wow!  Вы поняли что к чему?  Как ни странно именно в 70-е мне не раз в транспорте ( в Якутске!) приходилось слышать очень недвусмысленные отклики по поводу моей национальной принадлежности.  Откуда Алексей Смирнов "вырвал контекст" нам конечно не разобраться.  Но он явно там, в Якутии, не был и пиво по-якутски по его виртуальным усам не текло.

А что имелось в виду про позу жирафа?  Вероятно Смирнов хотел сказать, что еще в ту пору, типа, власти так высоко вознеслись над обыденностью, что им по фиг было знать как "притесняют" русских в Якутии.  

Хы, как говорят в форумах, не смешите мои тапочки...

Иными словами, Алексей, не надо говорить о том, о чем вы имеете весьма смутное представление.

zoya alekseyeva

-------------

Правильно.

Якуты  же - это не этнос, а дикое племя тюркских кочевников. Которых коммунисты только 50 лет назад отмыли о грязи, научили по человечески разговаривать, и которыми, в противовес русским, стали заполнять ВУЗы и властные кабинеты "автономного образования" ЯАССР.

Отчего у дикарей развилась непомерная мания величия, которая и вылилась в так-называемый "якутский национализм".

Иванович Иван

-------------------

Сплош вранье.  Зачем спрашивается? Да затем чтобы показать не одни де мы уроды, другие вон тоже грешники. Из наблюдений на различных форумах (и на этом в т.ч.) для меня очевидно - единственная процветающая форма национализма в стране - это русский шовинизм.

Салам Алейкум.

 

P.s. Я не якут, я казах, но согласен с логикой Зои т.к. сам не наблюдал подобное в Казахстане 80-х. Закрытие нац. школ, выдавливание и размытие языка, перевирание истории ну и дерьмо в ушах русских жителей (вы лучше всех потому что вы русские, типа первые среди равных). Вот уж у кого развились комплексы после развала совка - оказалось быть представителем продвинутого народа мало, надо еще и быть продвинутым и сплоченным ))), а за нац принадлежность кормить и защищать не будут.

Всем Мир!

-V_Shardi

---------------

Неужели вам не понятно, что эта статья, впрочем как и многие другие критические материалы, опубликованные в последнее время о Якутии - заказной материал! Это просто стыдно! :(

Николаев никогда не был националистом, таким как его представили в статье! Он очень много сделал для развития республики, многие якутяне ему благодарны.

Дикого национализма в Якутии никогда не было, я якутка, у меня половина семьи - русская. Я никогда не встречалась с ярко выраженным национализмом за свои 20 лет. На Севере люди выше всего этого.

А вот у некого Ивана Ивановича очевидно есть проблемы с нац-м. Вы определитесь - либо Россия свободная демократическая страна, либо все же в ней есть "дикари". После того как вы так называете народ, который во никогда не знали и даже не были в Якутии, "дикарями" - кто вы сами??

-Мария Артюшкина

------------

Ясно дело- статья заказная. Видно, что автор никогда не был в Якутске.  Да, были выступления студентов в восьмидесятые, но это в прошлом.

Причина отъезда русскоязычного населения одна- в то время наблюдался развал всей промышленности в Якутии, а на западе России рабочий люд стал получать намного больше чем в нашей республике, а сюда раньше приезжали только за "длинным" рублем.

Какие притеснения русских в республике? Может некоторым не нравиться, что Саха стали свободно разговаривать на своем родном языке в общественных местах?

Возьмите, например, школы в Якутске, где кроме двух сахаязычных школ все русскоязычные, хотя процентов восемьдесят населения города составляют Саха.

Численность народа Саха восстановилось только в восьмидесятые годы к довоенному уровню. В той войне Саха потеряли почти 2/5-х населения, хотя война находилась от нас очень далеко, в том числе погибли очень многие, защищая вашу Москву.

Иван Иванович, наверное, сам только недавно отмылся от грязи, но, видно, что еще неполностью.

Видимо, кому-то очень хочется дестабилизировать здесь обстановку. Зачем это им? Может хватит искать везде ВРАГОВ?

Михаил Местников….