Встреча министров иностранных дел и обороны Россия и Японии в формате «два плюс два». Фото сайта МИД РФ (www.mid.ru). |
|
Во вступительных речах и на заключительных пресс-конференциях не было сказано ничего более-менее конкретного. «Развитие отношений», «продолжение диалога», «следующая встреча в Москве», «более плотные контакты в сфере обороны». Разве что озвученная Сергеем Шойгу озабоченность о размещении на территории Японии американской ПРО поднимала проблему, но она встречных комментариев не получила. Обычный в таких случаях дипломатический язык «сказать много, не сказав ничего» в данном случае использовался на все 100 процентов. Возможно, причина в еще одной формальной фразе из уст японского министра иностранных дел: «переговоры 2+2 не направлены против третей страны».
Что за третья страна? Разобраться в тонкостях восточной политики не просто, но корреспонденту «МК» японский коллега в приватной беседе пояснил в общих чертах ситуацию. Для Страны восходящего солнца «Вопрос Северных Территорий» (Южных Курил) всегда был больше внутренним, нежели внешнеполитическим. Настрой подписать, наконец, мирный договор на взаимовыгодных условиях существует уже много лет. Но при этом внутри страны тему регулярно подогревают деятели правого крыла в целях политической борьбы. Их же оппоненты не могут себе позволить открыто искать компромисса с Россией, боясь потерять электорат. В последнее время, правда, ситуация стремительно меняется.
«Помог» выйти из пата Китай. Экономическое и внешнеполитическое влияние гиганта теперь подкреплено усиливающимся воинственным поведением. Так, буквально не этой неделе японскую прессу лихорадила новость: представитель Минобороны КНР, отвечая на вопрос о возможных ответных действиях, в случае если Япония собьет беспилотник вооруженных сил Китая над спорными островами Сэнкаку, пригрозил войной. Оспариваемые Китаем безлюдные острова - главная болевая точка во взаимоотношениях двух стран, да и в целом главный источник напряженности в Азиатско-Тихоокеанском Регионе. И летают китайские беспилотники над ними с большой регулярностью.
Поэтому не только начавшееся активное экономическое сотрудничество России и Японии подталкивает скорее решить уже с Курилами. Демонстрировать шаткость своих тылов перед Китаем в Токио тоже не хотели бы.
Речь идет, вероятно, о какой-то форме совместного освоения островов. Его-то формулу и искали, очень аккуратно, по всей видимости, министры за закрытыми дверями. С точки зрения экономики Курилы - это рыбные ресурсы и некоторые запасы углеводородов. Но архипелаг имеет и очень важное военно-стратегическое значение. Это естественный заградительный барьер, перекрывающий морские подходы к Российскому Дальнему Востоку. Береговые ракетные комплексы размещенные там, значительно ограничат возможности для какой-нибудь авианосной группы из Тихого океана прорваться к населенным районам. Кроме того, на островах добывают редкоземный элемент, сплавы из которого используют в двигателях современных военных истребителей. Терять его «оборонке» просто нельзя.
Все эти факторы Шойгу и его советникам наверняка приходилось учитывать в переговорах. И хотя до достижения компромисса ещё далеко, определенные прогресс ощущался. Это было видно хотя бы из отличной атмосферы, в улыбках и рукопожатиях, не шедших ни в какое сравнение, например, с первой заграничной поездкой министра обороны в Пекин год назад.
Игнат Калинин,
«МК», 02.11.13