Максим Шерейкин |
|
На этой неделе были приняты решения по итогам заседания в Комсомольске-на-Амуре Правительственной комиссии (премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел заседание комиссии 24 октября), разработавшей вопросы социально-экономического развития Дальнего Востока. В 23 пунктах - пока лишь схематичные предложения. Подробности о путях развития Дальнего Востока, а также о целях и задачах Минвостокразвития, мы узнали от помощника министра Максима Шерейкина.
О команде
Скажу о новой структуре министерства. Теперь оно состоит из двух частей. Сейчас сотрудники во главе с министром Александром Галушка и еще двумя заместителями, которые пришли из бизнеса, и, как никто другие понимают те проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, уже активно работают. Второй блок министерства - это опытные федеральные чиновники, отчасти - региональные чиновники, к коим отношусь и я.
Практически 15 лет я проработал в чиновниках, начинал с главного специалиста в правительстве Калужской области, в экономических ее структурах (возглавлял управление инвестиций, был министром экономического развития области и замом мэра в Обнинске - первом наукограде России), так что проблемы в экономике мне тоже знакомы. Последнее мое место работы - заместитель губернатора Калужской области, где я отвечал, в том числе, и за поддержку предпринимательства.
Проблемы бизнеса в министерстве знают, и стараются разговаривать с представителями бизнес-структур на том языке, который они понимают, и хотели бы, чтобы бизнес-сообщество понимало и чиновников.
Об экономической политике на ДВ
Мы не сторонники, честно признаюсь, абстрактных теорий, заклинаний и лозунгов. Любая проблема имеет технологическое решение, достаточно узкое, специфичное. Поэтому путем реализации этих технологических решений, мы собственно и собираемый реализовывать нашу политику на Дальнем Востоке.
Ее смысл примерно в следующем. В этом нет ничего нового - просто есть данность, от которой нам не уйти: если мы хотим жить существенно лучше на Дальнем Востоке, у нас, наверное, нет другого пути это сделать, кроме как ориентироваться на экспортную модель работы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Почему?
Очевидно, 6 млн жителей на Дальнем Востоке заселяют треть территории Российской Федерации. Мало того, что рынок здесь очень небольшой, условно говоря, один автомобильный завод, и то здесь поставить нельзя (его конечно построили, это автомобильный завод во Владивостоке), но и покупательского проса практически нет. И завод с трудом будет себя окупать, если, конечно, не будет протекционистских мер. То есть, вариант может быть такой: вас всех будут заставлять покупать автомобили компании «Sollers»! Вы хотите, чтобы заставляли покупать эти автомобили?
Но вас будут заставлять, и нас будут заставлять, иначе этот завод здесь не выживет... Есть другой вариант - машины везти в центральную часть Россию и там продавать. Там крупнейший рынок, масса иностранных инвесторов. Но в центральной России много иностранных и российских инвесторов уже построили свои заводы. Сейчас на что не посмотри - автомобили, строительные материалы, бытовая техника, одежда, все что угодно - производится либо российскими, либо иностранными инвесторами. Иностранцы захватили многие сферы именно производственного сектора. В первую очередь по производству потребительских товаров.
На Дальнем Востоке даже получая субсидии из федерального бюджета, компенсирующие высокие затраты на перевозку товара (большие расстояния, отсутствие транспортной доступности), - это все равно не та модель, которая, на самом деле, может быть самовоспроизводящейся и самоокупаемой.
Методом исключения, и тут нет другого варианта, нам нужно идти на большой рынок, который рядом. Вопрос: что туда везти? Сейчас-то вести нечего, кроме ресурсов!
И я в принципе, сомневаюсь, что чиновники могут ответить на этот вопрос: Что туда везти? Потому что, если бы я мог ответить на этот вопрос, грамотно и квалифицированно, то я бы не был чиновником, а пошел бы и организовал бизнес, и вывозил бы свою продукцию - эскортировал в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. А эти страны нуждаются в продукции.
Китай, Корея и Япония являются партнерами, из 6,8 трлн долларов, которые составляют объем импорта стран АТР, 4,9 трлн долларов - это не только сырье, это высокотехнологичная продукция, это колоссальные материальные покупки, которые передвигаются по этому большому макрорегиону. И единственный способ нам выжить на Дальнем Востоке (слово «выжить», наверное, здесь правильное), это пытаться перехватывать эти покупки.
Что значит перехватывать? Это то, что мы делали в Калужской области. Перехватывать складами, перехватывать транспортными путями, перехватывать производствами по доработке, сборке, перехватывать сервисами.
О тактике и первых решениях
Наше министерство определило 4400 крупнейших компаний - экспортеров и импортеров стран АТР. На первом этапе из них выбрано сто компаний, которые занимаются рыбопереработкой, лесозаготовкой, изготовлением металлоконструкций, автокомпонентами (рассчитано под завод «Sollers») и еще из несколько ключевых сегментов в экономике.
Тактика заключается в том, что нужно посмотреть, какие решения должны принять эти компании, чтобы открыть свои производства на Дальнем Востоке.
Точно также мы обращаемся и к местному предпринимательству, к российским инвесторам, и это будет сформулировано в протоколе комиссии, которая в ближайшие две недели соберется на совещание с представителями бизнеса под руководством премьер-министра России. И там будет задан вопрос: А что надо изменить на Дальнем Востоке, но только конкретно и технологично, чтобы предприниматели приняли решение инвестировать проекты в этом регионе?
Нужны площадки? Давайте делать площадки. Нужна инфраструктура для этих площадок? Давайте ее создавать. Нужны специальные налоговые льготы, если планируется отправлять товар на экспорт? Давайте делать особую экономическую зону, с нулевыми таможенными пошлинами и нулевым НДС.
Что еще нужно? Нужны квалифицированные кадры? Давайте создавать обучающие центры, специализированные и под заказ предприятий.
К примеру, мы создали «Корпорацию регионального развития Калужской области» и нам удалось достичь определенных успехов. За последние 6-7 лет, в области было построено новых 50 (!) заводов. К сожалению, большинство из них - это иностранные заводы, а часть - и российские. Меньше всего было построено заводов местными предпринимателями.
О 500 днях
Нам понятно, где находится Калуга, и где находится Владивосток, и та команда, которая пришла в министерство, она осознает, что опыт Ульяновска, Казани и Калуги нельзя применить на Дальнем Востоке. Но подходы можно применить!
Говорим, в 500 дней предоставляется земельный участок. Что мешает развитию? И за эти 500 дней (с использованием административного ресурса это будет еще быстрее) не ждать, а ходить и активно привлекать инвесторов. Что мешает на этом земельном участке, предлагая его, сделать на первом этапе, на этапе технико-экономического обоснования, к примеру, инженерные, экологические изыскания. Чтобы, когда инвестор пришел - дать ему уже эти изыскания, чтобы он посмотрел и увидел: предприятие здесь можно размещать.
А что мешает заранее договариваться с сетевыми организациями на получение технических условий? В Калужской области, Корпорация развития заключала договор технологического присоединения, за инвестора. И потом, переуступала эти права инвестору.
Можно еще привести десятки примеров таких механизмов, которые работают в условиях действующего законодательства, и не оглядываясь на полномочия, на длительность процедур, они приводят к практическому результату, если люди хотят делать дело.
Завод «Samsung Electronics», примерно 150 млн долларов инвестиций, на территории индустриального парка «Ворсино» в Боровском районе Калужской области был построен в 2008 г., меньше чем за год. И таких заводов, повторюсь, в области построено пятьдесят! Строительство - год-полтора, редко больше.
Когда инвестор приходит на неподготовленный участок, он реально строить годами, годами, годами... Поэтому формирование индустриальных парков в будущих экономических зонах для тех инвесторов, которые приходят, наше министерство видит приоритетной задачей.
О 100 дверях
Инвесторы сами на Дальний Восток не придут. Их надо активно привлекать. Принцип очень простой: стучаться в сто дверей, желательно адресно, я примерно сказал об этом выше (см. о 4400 крупнейших компаниях - экспортеров и импортеров стран АТР). Из 100 - 10 дверей нам откроют, в оной двери, условно, нам удастся начать разговор и договорится о первом предложении. В итоге - вы получаете интерес инвесторов к предлагаемой площадке.
Именно такую статистику «дверей», а она наработана по Калужской области (мы в нее не верили, когда нам о ней 15 лет назад рассказывали), и должна использовать в работе местная власть. Это, конечно, странно в понимании наших чиновников - самим стучаться в двери. Но так теперь надо работать! Из контакта с инвесторами власть должна исходить, что этим инвесторам нужно. Везде нужен специфичный подход.
Это подход, когда нужно активно контактировать с предпринимательским сообществом, и получать от них отзыв, формулировать на понятном для друг друга языке - условий. И уже по этому контакту формулировать технологичные, конкретные бизнес-решения.
О шагах в будущее
«Предпринимательский подход» со стороны власти в развитии экономики территории, вот собственно в чем видит наше министерство дальнейшие свои шаги по развитию экономики региона.
Нам очень интересно общаться с местным предпринимательским сообществом, с местным бизнесом. Я в свое время определенную эволюцию в этом понимании прошел. Хотя ранее никогда с бизнесом не работал.
И вот, когда я работал в экономическом департаменте, в отделе экономического прогнозирования, я тоже знал теорию, что бизнес надо любить, всё ему делать, и всё у вас получится. Потом, когда я стал отвечать за инвесторов, за предпринимателей, появилась другая теория: давайте делать брак (следку) по расчету. И в этом браке по расчету мы будем договариваться.
Что нужно вам, чтобы развивался ваш бизнес? Большинство предпринимателей отвечают: конкуренция мешает. Ребята, но это уже не наши проблемы. Выигрывайте конкуренцию!
Константин Пронякин, Андрей Мирмович.
* * *
Справка
Максим Шерейкин,
с 30 сентября - помощник министра РФ по развитию Дальнего Востока.
Дата рождения - 20 мая 1974 года.
Образование:
1997 г. - окончил Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Калужский филиал), инженер-системотехник.
2008 г. - окончил Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, мастер делового администрирования (MBA).
Профессиональный опыт:
1992 г. - системный программист в Калужском коммерческом коммунальном банке.
1998 г. - главный специалист, затем начальник отдела макроэкономического прогнозирования и размещения производительных сил департамента экономики и промышленности Калужской области.
2002-2003 гг. - заместитель генерального директора «Калужской ипотечной корпорации».
2004-2008 гг. - заместитель министра - начальник управления инвестиций министерства экономического развития Калужской области.
2008 г. - министр экономического развития Калужской области.
2009-2010 гг. - заместитель главы администрации г. Обнинска по экономическому развитию.
2010-2013 гг. - заместитель губернатора Калужской области, до конца сентября был куратором по IT и инновациям при губернаторе Калужской области.