Как-то в середине лихих 90-х, работая редактором на только что созданной нами независимой радиостанции, 5 мая - в день советской и партийной печати (так именовался официально этот праздник до 1991 года) - я пригласил в студию для разговора главного редактора старейшей газеты края.
 
Человек пожилой, умудренный опытом, знающий до мелочей проблемы хабаровской журналистики и «застойных» и перестроечных времен мог многое рассказать радиослушателям. Однако уважаемый и, пожалуй, самый возрастной в тот период газетный главред… отказался. Как он выразился: «Я не отмечаю 5 мая как день печати, это коммунистический праздник. А наш, демократический, - 13 января».
 
В студию для разговора тогда пришли газетчики помоложе и посмелее - в том смысле, что не побоялись в разгул дикого капитализма говорить о славном советском прошлом и об исчезающих со страшной скоростью традициях хабаровской репортерской школы.
 
Говорили мы и о белом пароходе, на котором в начале мая (вслед за днем печати 7-го числа отмечался еще и день радио-телевидения) вся краевая журналистская братия в советские годы собиралась вместе и открывала навигацию на Амуре. Коллеги общались, делились опытом, строили планы на будущее после долгой зимы. Организовывал этот вояж Хабаровский краевой союз журналистов, агитпроповский отдел крайкома КПСС совместно со всеми редакциями.
 
Старое снесли, а нового не построили
 
Уже четверть века тот «белый пароход» не собирает на своем борту наших репортеров. Его давно сдали на металлолом - в прямом и переносном смысле. Пятый день мая исчез из отраслевого календаря. Но и день печати 13 января так и не прижился, причем, не только в Хабаровске, а - по всей России.
 
Как говорится, старое снесли, а новое не построили. Не помогла и политико-историческая подоплека, когда день рождения в 1912 году газеты «Правда» сменили на день рождения в 1703-м петровских «Ведомостей».
 
«Холодный» январский журналистский праздник новой России, к примеру, в нашем городе именуют «днем опечатки», или «днем печали» - кому как веселее.
 
Но самое грустное здесь иное. За эти «демократические» годы из края уехали навсегда десятки талантливых и энергичных репортеров, немало оставшихся здесь вынужденно ушли из профессии, а многих наших коллег мы просто зарыли в землю - они сгинули в том числе и от безработицы, и от безысходности, и от жестокости своих же коллег.
 
Мартиролог довольно приличный. Вспомнить только одну замечательную и совестливую радиожурналистку, мою подругу Елену Тунникову, которая не найдя работы, покончила с собой в самом начале времен свободы слова и гласности.
 
Я специально не привожу других имен покойников, чтобы злые острословы не связали все это в одночасье с пристрастием отдельных журналистов к алкоголю.
 
Гоните их взашей
 
За эти годы в Хабаровске умер и не воскрес краевой союз журналистов, не создана основа для отраслевого информационного пространства, равно как и инфраструктура для независимой, а главное, рентабельной и востребованной прессы.
 
За четверть века исчезла в регионе и сама школа репортерства - практически во всех редакциях, которые нынче объединены в основном лишь тем, что ждут сезонных и регулярных подачек из рук властей. Убери эти подачки, и в крае останутся две-три, максимум пять газет. Но и это, на мой взгляд, еще не все.
 
Нынче в наших редакциях список запретных и нераскрываемых тем увеличился вдвое, если не втрое, даже по сравнению с авторитарным 18-летним периодом правления прежнего губернатора. Одна из причин - конечно, финансовая. Разве можно, как неблагодарный пес, кусать руку хозяина, который только-только дал тебе косточку, конуру и надел красивый ошейник? Но только - одна из…
 
Даже в своей родной редакции я не раз слышал, с какой полуистерической ненавистью разговаривают многие журналисты и даже редактора по телефону с читателями, которые в последней надежде бросаются за защитой в газеты. Не раз приходилось также и видеть, как мои коллеги гонят из редакции чуть ли не взашей полуистлевшую бабушку, или слишком энергичного ходатая с кипой несправедливых судебных решений. Гонят ходоков на повышенных тонах, как собак…
 
Мы-репортеры перестаем сопереживать людям, разучились воспринимать их беды, как свои, а в конечном итоге можем скоро полностью прекратить защищать свой народ от несправедливости, вранья чиновников и все той же безнадеги-безысходности.
 
А еще в крае исчезает думающая, расследовательская журналистика, требующая массы времени и сил, а также серьезных социально-важных знаний, порой отраслевых и юридических - для подготовки таких публикаций. В подобной ситуации говорить о так называемой «четвертой власти» даже не прилично.
 
Но, как мне представляется, самые тяжкие времена в том числе и для хабаровской прессы еще не грянули.
 
Со мной согласен первый и последний министр печати демократической России Михаил Полторанин, с которым доводилось встречаться в середине 90-х годов.
 
По его словам, «тяжкое», возможно, произойдет в этом году, когда экономическая ситуация будет ухудшаться, и от одной части прессы потребуют заняться пропагандой идеи о том, что все у нас идет по плану, и идет хорошо, а от второй попросят, чтобы она хотя бы не нагнетала страсти. И на все это, естественно, будут расходоваться огромные государственные средства.
 
В хабаровском же исполнении этот кризис будет выглядеть немного по-другому, поскольку первая часть прессы, о которой сказал экс-министр, давно уже сидит на бюджетной игле, а другой - практически не существует, за небольшим исключением. А значит, и надеяться простые читатели на нашу прессу будут все меньше и меньше…
 
Андрей Мирмович,
лауреат премии Международной Лиги журналистов, Фонда гражданских свобод и Фонда защиты гласности (апрель 2001 года)
 
Между тем
 
Знак «Золотое перо» Хабаровского края получили:
 
2002 г.
Раиса Целобанова, обозреватель газеты «Тихоокеанская звезда»
Борис Резник, собкорр. газеты «Известия»
 
2003 г.
Ирина Полникова (Чугуева), заместитель редактора газеты «Молодой дальневосточник»
Леонид Стройков, главный редактор радио телерадиокомпании «Дальневосточная»
 
2004 г.
- Ольга Новак, обозреватель газеты «Тихоокеанская звезда»
- Людмила Румянцева, директор радиостанции «Восток России»
 
2005 г.
- Леонид Гапич,  обозреватель газеты «Тихоокеанская звезда»
- Анатолий Рудак, собкорр ИТАР-ТАСС по ДФО
 
2006 г.
-  Александр Чернявский, обозреватель газеты «Тихоокеанская звезда»
 
2007 г.
- Анатолий Кикоть, главный редактор «Дальневосточного Комсомольска»
- Олег Крючек, генеральный директор ИТА «Губерния»
 
2008 г.
- Лев Звенигородский, директор  Хабаровского  филиала ООО «Восток-Медиа»
 
квартиры получили:
- Анна Леонова, корреспондент ГТРК «Дальневосточная»
- Анна Губина, корреспондент ИТА «Губерния»
 
2009 г.
Софья Епифанова, продюсер редакции утреннего канала телекомпании «Губерния»
 
2010 г.
Михаил Карпач, специальный корреспондент газеты «Приамурские ведомости»
 
2011 г.
Надежда Кравцова, обозреватель редакции газеты «Солнечный меридиан»
 
2012 г.
Ольга Кузовкина, главный редактор газеты «Сельская новь» Хабаровского района
 
2013 г.
Марина Дерило, обозреватель «Тихоокеанской звезды»
 
2014 г.
Лариса Томилина, шеф-редактор службы информационных программ ГТРК «Дальневосточная».