Бывший Дальневосточный литературный музей в Хабаровске
Бывший Дальневосточный литературный музей в Хабаровске
см. «Разгром» Фадеева после разгрома хабаровского музея литературы
 
Из архива 20 лет назад:
 
99 лет позора
 
Мальчишка стоял на краю ямы и кидал камушки в зеленовато-бурую лужу, которая осталась на дне от последних дождей. По тому, как часто попадал он в банку из-под кока-колы, чувствовалась регулярная тренировка. Тот факт, что яма эта выложена бетонными блоками, позволяет строителям именовать ее фундаментом.
 
Мальчишке, конечно, плевать на все эти тонкости. Сегодня его голова забита одним - пальнуть классно. Но пройдут годы, и он, повзрослев, узнает во что обошлась обществу эта самая яма. И тогда нам придется краснеть перед своими детьми, потому что вырыли ее на деньги, полученные за то, что памятник истории и культуры на столетие превратился в офис заурядной американской фирмы.
 
Сделку эту, разумеется, никто не афишировал. Но и особого секрета из нее тоже не делали. На опыте последних лет, ознаменованных всяческими скандальными разоблачениями, власть имущие, должно быть, убедились, что в принципе рано или поздно, но тайное непременно становится явным и может получить нежелательную огласку в прессе. Они додумались как избежать этого - надо лишь щедро украсить сомнительную сделку букетом липовых обещаний и придать ей видимость законности.
 
Именно по такой схеме действовали должностные лица, что лишили Хабаровск литературного музея, который до недавнего времени размещался в красивом старинном особняке возле гостиницы «Интурист». Причем сделали они это дважды.
 
В первом договоре, по которому здание музея и одновременно памятник нашей истории и культуры становилось иностранной вотчиной, американская финансовая группа «Н-Стар ЛТД» с подачи отечественных умников брала на себя обязательство финансировать проектирование и строительство пристройки к краеведческому музею. Планировалось, что в той пристройке затем и будет размещен выгнанный из своего дома литературный музей. Само собой разумелось, что новое здание много просторнее прежнего.
 
Все это было бы приемлемо, если бы стороны, подписавшие договор, и впрямь намеревались осуществить сию затею. Но договор этот был сродни советско-партийным циркулярам, которые провозглашали какую-нибудь стройку, либо не имели намерения ее окончить. Не обошлось тут и без излюбленной номенклатурой «красной» даты - 100-летия краеведческого музея. Не прямо, но косвенно фигурировали в том договоре и ударные сроки - непременный атрибут наших строек.
 
«Приамурские ведомости» №147, 29.07.1994 г. (нажмите, чтобы увеличить)
«Приамурские ведомости» №147, 29.07.1994 г.

 
Невыполнимость этих обязательств была очевидна. Договор подписали 15 января 1993 года, а вековой юбилей приходился на май нынешнего [1994 года. - Ред.]. Прикиньте-ка в уме, сколько времени отводилось на проектирование и строительство нового здания. Это было довольно затруднительно и в прежние годы, а в нынешние, когда строительный комплекс находится в плачевном положении, и вовсе невозможно.
 
Теперь вам, надеюсь, понятно, почему никто из подписавших договор не поспешил обрадовать общественность столь замечательной, казалось бы, перспективой.
 
Жизнь доказала, что сделку с группой «Н-Стар ЛТД» афишировать и в самом деле нельзя было ни в коем случае. Потому что предприимчивые американцы не только не заплатили за наш памятник истории и культуры даже ломаного цента, но и к тому же умудрились «повесить» все расходы по содержанию своего офиса на бюджет. За 11 месяцев их пребывания в стенах, бывшего музея мы выложили из собственного кармана свыше трех миллионов рублей. Не нашлось у нас в структурах власти человека, который бы уже через месяц-другой попросил бы неплательщиков вон.
 
По закону эти три миллиона подлежали возвращению в бюджет. Их вернули. Но только после вмешательства Контрольно-ревизионного управления (КРУ) Министерства финансов Российской Федерации по Хабаровскому краю. И вернули не американцы, а научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры. В моем понимании это все равно что переложить деньги из одного кармана в другой - дырявый.
 
Ну, а как же наши зарубежные друзья? Надо полагать, они остались довольна знаменитым российским гостеприимством: договор с ними был расторгнут без применения штрафных санкций. Какое же нынче специфическое время: что ни халявщик - то партнер, что ни партнер - то халявщик...
 
Странным, конечно, выглядит тот факт, что наши чиновники во что бы то ни стало решили облагодетельствовать американцев. Не получилось с одними, тут же нашли других. День в день, а именно 26 ноября 1993 года, был расторгнут договор с «Н-Стар ЛТД» и заключен новый - с фирмой «Глобал - Виллиндж Трейдинг»[*]. И все на тех же условиях: за 99 лет аренды - 300 тысяч долларов, предназначенных на проектирование и строительство пристройки к краеведческому музею.
 
На сей раз деньги были выплачены почти что сразу. Но сегодня их нет. Они в той самой яме, где в зеленовато-бурой луже валяется пустая банка из-под кока-колы.
 
То, что делалось, не укладывается в голове. Анализируя различные документы, я не раз ловила себя на мысли: возможно ли подобное? Оказывается, возможно... Еще раз обращу ваше внимание, уважаемые читатели, на дату расторжения договора с фирмой «Н-Стар ЛТД» по причине их неплатежеспособности. Это произошло 26 ноября 1993 года. А яму под фундамент начали рыть еще в сентябре!
 
В том месяце были выполнены работы на сумму 20 779 307 рублей. В октябре она составила 17 262 650 рублей, в ноябре - 51 385 935 рублей. Спрашивается, откуда взялись эти деньги?
 
Контрольно-ревизионное управление установило, что инвестором стал научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры. В марте 1993 года между НПЦ в лице директора Н. Рубана (он же заместитель председателя комитета по культуре и искусству администрации края) и управлением капитального строительства администрации края в лице его начальника А. Тернового был заключен договор на проектирование и строительство пристройки. УКС выступал в роли, заказчика.
 
Тогда же в марте был заключен и контракт УКСа с ТОО «Робоком», руководимым В. Маженштейном. Но рыли яму возле музея, конечно же, другие: некие строительные организации «Крот» и «Гиприд», работающие на субподряде у «Робокома». К концу года они увеличили объемы работ и выполнили их на сумму в 84 583 766 рублей. В январе темпы сбавили, и первый месяц нынешнего года обошелся в 50 163 858 рублей.
 
Как следует из акта проверки, проведенной контролером-ревизором КРУ Минфина РФ по Хабаровскому краю А. Елизаровым, было «получено от инвестора на оплату за выполненные работы 293 047 225 рублей».
 
Лично у меня в голове не укладывается, что на столь внушительную сумму можно соорудить только фундамент. Но я не специалист в данной отрасли, а потому мне ничего не оставалось делать, как поверить на слово начальнику инвестиционно-договорного отдела УКСа администрации края В. Влогаку, что деньги потрачены по назначению. Другое дело, по словам Владимира Измаиловича, что уже изначально было ясно и об этом говорилось вслух - на 300 тысяч долларов новое здание под литературный музей не построить. И инфляция каждый день усугубляет критическое положение. Сегодня для осуществления задуманного, как сказали мне работники УКСа, необходимо уже около трех миллиардов рублей или полтора миллиона долларов.
 
«Не продумали», «не просчитали...» Как же дорого обходятся краю, России эти слова. Ну почему «лопухами» все время оказываемся мы?
 
У американцев - почти на столетие красивый особняк (к тому же памятник истории и культуры!) площадью 376,5 квадратных метра, в центре города. Он сегодня им обходятся в 240 долларов ежемесячно, и чем дальше, тем меньше будет эта сумма!
 
У нас же - один фундамент, в котором, смотря по сезону, то снег лежит, то лужи натекают. Поистине, разбитое корыто!..
 
По чьей же вине мы оказались подле него?
 
И первый договор с инофирмой, оказавшийся самой что ни на есть филькиной грамотой, и второй подписывал бывший заместитель главы администрации края, председатель комитета по управлению государственным имуществом, а ныне многоуважаемый мэр Хабаровска П. Филиппов.
 
Павел Филиппов - с 1991-1994 гг. - председатель комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края- заместитель губернатора, с 1994-2000 гг. - мэр Хабаровска, ныне глава муниципального округа (председатель Совета депутатов) Лефортово в Москве. Фото Сергея Алексеева.
Павел Филиппов - с 1991-1994 гг. - председатель комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края- заместитель губернатора, с 1994-2000 гг. - мэр Хабаровска, ныне глава муниципального округа (председатель Совета депутатов) Лефортово в Москве. Фото Сергея Алексеева.

 
Мне известен случай, когда один предприниматель (наш, отечественный) чуть ли не слезно умолял Павла Дмитриевича отдать в аренду его фирме магазин не на год, а хотя бы на три года, а еще бы лучше - на пять... Был резон в доводах того предпринимателя: магазин находился в весьма непрезентабельном виде и требовал основательного ремонта, а вкладывать значительные деньги при годовой аренде мог только самый отчаянный и рисковый человек. Однако у бывшего председателя комитета по управлению госимуществом существовал своеобразный принцип работы: он предпочитал держать некоторых предпринимателей «на коротком поводке», существенно ограничивая для них сроки аренды.
 
Стоит ли удивляться, что этот самый «короткий поводок» в виде жутких налогов и всяческих чиновничьих препон так и не дают нашим собственным деловым людям по-настоящему развернуться. Зато перед иностранцами многие должностные лица так часто приседают в реверансе, что кажется, будто они так ходят все время на полусогнутых. Ведь не с потолка взялась эта цифра - 99 лет аренды. Такова практика американцев. Возможно, она и нам могла бы пойти во благо, научись наши чиновники хорошенько думать, прежде чем поставить где-либо свою подпись. А так мы только сели в лужу. Забетонированную...
 
Не думаю, однако, что наш мэр был самым заинтересованным в той сомнительной сделке лицом. Ведь не Павел Дмитриевич, а Валерий Николаевич Тихонов, тоже бывший заместитель главы администрации края, председатель комитета по экономике, вскорости обустроил в том самом особняке уютный кабинет для себя в качестве главного исполнительного директора российско-американского совместного предприятия под названием «Дальневосточный цент содействия экономическому развитию».
 
Подыскивал ли заранее В. Тихонов для себя «запасной аэродром» - или хозяева особняка предоставили ему кабинет в знак признательности за его подпись на согласовательных документах - речь даже не об этом. А о том, что никакие монологи о необходимости иностранных инвестиций (мы сегодня знаем, в каких размерах они оказались), никакие служебные или дружеские отношения не должны были повлиять на председателя комитета по управлению госимуществом.
 
Ведь что такое столетие? Оставим для другого случая разговоры об эпохальных событиях, о революциях и войнах, о тиранах и демагогах, сменяющих друг друга на вершине власти. Давайте просто представим себе Хабаровск без высотных домов и шумных машин, без заводов и микрорайонов. Век назад не пролетали над городом самолеты. Тогда не было даже железной дороги - ее 100-летний юбилей мы отпразднуем лишь в будущем году. И за весь этот огромный отрезок времени ни барон Корф, ни коммунист Черный не позволили себе таким вот образом покуситься на общественную собственность.
 
После этой невероятной истории с литературным музеем не удивлюсь, если вдруг под предлогом привлечения в край вожделенных иностранных инвестиций кто-нибудь вознамерится сдать в аренду на сто лет театр музкомедии или картинную галерею... И сделают это по дешевке.
 
В процессе журналистского расследования мне не раз пытались доказать, что, быть может, с ценой оплаты за аренду и продешевили, но все же договор был заключен в полном соответствии с законодательством. Дескать, ничего страшного не произошло: здание-памятник никуда не делось, осталось на своем месте, и желающие могут прийти и полюбоваться на бывший дом купца Любина, оплата в валюте, якобы столь необходимой, произведена.
 
Ответственные должностные лица прикидывались эдакими незнайками и разводили руками. Но так же, как и Николай Носов в его знаменитой повести «Незнайка на Луне», могу сказать: «Врал Незнайка!»
 
Арендные отношения сегодня регулируются целым комплексом нормативных актов как доставшихся нам в наследство от бывшего Союза, так и ныне принятых в Российской Федерации. Главными из них являются Основы гражданского законодательства, Основы законодательства об аренде и Указ Президента РФ от 14 октября 1992 года №1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду».
 
Согласно этим нормативным актам, аренда предполагает не разовый платеж за сданное в аренду имущество, а регулярные (помесячные, поквартальные и т.д.) платежи, которые и составляют арендную плату.
 
Сама арендная плата (тем более если арендуется государственное имущество) берется отнюдь не произвольно, а рассчитывается в соответствии с определенным порядком, исходя из амортизационных отчислений, то есть исходя из срока службы имущества, сдаваемого в аренду.
 
Тот факт, что вся плати за аренду была выплачена фирмой «Глобал - Виллиндж Трейдинг» почти что сразу - в течение нескольких месяцев, сам по себе свидетельствует о смехотворности цены. При этом было прямо нарушен пункт 3 статьи 8-й Основ законодательства об аренде, предусматривающей, что размеры арендной платы разв 5 лет могут изменяться по соглашению сторон или даже по требованию одной из них в случаях централизованного изменения цен и тарифов.
 
Сегодня невозможно даже представить, что произойдет с ценами на государственную недвижимость через 20-50, а уж тем более через 80-90 лет. Можно только догадываться, как сильно возрастут цены в стране, где практически замерло строительство капитальных сооружений, а спрос на них растет с каждым днем.
 
Но американские партнеры по договору, благодаря услужливым российским друзьям, уже наперед все выплатили. Им предстоящий рост цен на недвижимость не страшен!
 
Невольно задаешься вопросом: так что же здесь было - аренда или завуалированная купля-продажа ценного объекта Хабаровского края по демпинговой цене?
 
Применительно к договорам купли-продажи «демпинг» означает - бросовый экспорт, т.е. продажу товаров на внешнем рынке по ценам, более низким, чем на внутреннем. Делается это, как правило, в целях устранения конкурентов или для захвата внешних рынков. Можно предположить здесь и чисто российскую причину: по бросовой цене государственный товар у нас продается тогда, когда в качестве вознаграждения за такую сделку какому-нибудь влиятельному чиновнику предлагают солидную взятку.
 
Так почему мы сегодня имеем один лишь фундамент, лишившись при этом музея?
 
Юристы - интересный народ. Очень часто обычные и хорошо знакомые нам слова они используют в ином контексте для обозначения своих юридических терминов. Например, ст. 49 Гражданство кодекса России разъясняет такое понятие, как сделка заведомо противная интересам государства и общества.
 
Не знаю, как вам, но мне, в процессе своего расследования становились все противнее и противнее действия и поступки людей, которое наше с вами достояние взяли да и отдали на 99 лет, не забыв при этом прикрыться благородными целями. Неужели в краевой прокуратуре не увидят всю противность этой сделки? Неужели и в этом случае не будет заявлен иск в суд для признания незаконным того позора, на который обрекли нас почти на целое столетие?..
 
Т. Слепцова,
«Приамурские ведомости» №147, 29.07.1994.
 
[*Хабаровское представительство компании «Глобал-Виллиндж Трейдинг компани» по ул. Тургенева, 69, основным видом деятельности которой являлось финансовое посредничество - ликвидировано 31 августа 2011 года.]
* * *
 

Один музей уже продали


 
- Времена, когда начальников выбирали, кончились, - так сказал коллективу Хабаровского краевого краеведческого музея председатель комитета по культуре и искусству А. Бочарников, представляя сотрудникам музея их нового руководителя - Николая Ивановича Рубана.
 
Бывший Дальневосточный литературный музей, ныне там арендуют офисы штаб Уссурийского войскового казачьего общества, Союз работодателей Хабаровского края, ООО «Гермес». Фото Андрея Скорыны (нажмите, чтобы увеличить)
Бывший Дальневосточный литературный музей, ныне там арендуют офисы штаб Уссурийского войскового казачьего общества, Союз работодателей Хабаровского края, ООО «Гермес». Фото Андрея Скорыны

 
Как уже сообщалось в нашей газете, 12 ноября состоялось заседание коллегия при главе администрация края, на котором рассматривался вопрос «О непродуманных действиях ответственных работников администрация края по передаче в аренду здания литературного отдела Хабаровского краевого краеведческого музея».
 
Много было действующих лиц в той постыдной сделке с американской фирмой, ныне, кстати, весьма прибыльно сдающей наш памятник истории и культуры в субаренду. Одни (как, например, бывший заместитель главы администрации края, возглавлявший комитет по экономике, В. Тихонов) вообще ушли от какой-либо ответственности за содеянное.
 
Возможно, директор научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры, являющийся одновременно заместителем председателя комитета по культуре и искусству администрации края, Н. Рубан и не сыграл в той истории главную роль, но нельзя не согласиться с оценкой его поведения, которую дала коллегия: оно было названо беспринципным, и этого никто не может отрицать, поскольку подпись Николая Ивановича стоит на документах. Другое дело, что слова, сказанные в его адрес, следовало бы произнести и по отношению к остальным высокопоставленным чиновникам.
 
Впрочем, «Приамурские ведомости» никогда не брали на себя роль судьи. И к вопросу о том, как и кого наказали за продажу по дешевке нашего памятника и музея, мы вернулись лишь потому, что были удивлены свершившимся фактом: на коллегии при главе администрации края посчитали невозможным пребывание Н. Рубана в двух ответственных должностях, связанных культурой и памятниками, а через 12 дней председатель комитета по культуре и искусству назначает его на не менее ответственный пост - директора краеведческого музея!
 
Много было сказано упреков в адрес директора краеведческого музея Г. Куделина, и мне, знакомой с актами проводимой там весной сего года ревизии, хорошо известно, что большинство претензий вполне справедливо. На эту ревизию особенно упирал А. Бочарников. К сожалению, на этой встрече новоявленного руководителя со своими подчиненными не прозвучало даже намека на то, что в Контрольно-ревизионном управлении при Минфине Российской Федерации также имеются документы, судя по которым весьма существенные претензии можно предъявить и лично Николаю Ивановичу Рубану. Однако председатель комитета по культуре и искусству говорил о своем бывшем заме лишь самые замечательные слова...
 
Разговор на встрече высветил массу проблем, которые давно накопились в музейной среде, к ним и ко всем другим загадкам, парадоксам наша газета еще вернется.
 
Т. Слепцова,
«Приамурские ведомости», №231, 02.12.1994.
* * *
 
Из почты

«Мы были буквально обескуражены»


 
Такая табличка висит на здании по ул. Тургенева, 69.
Такая табличка висит на здании по ул. Тургенева, 69.
С 8 по 13 августа 1994 в станице Вешенской Ростовской области проходила XI проблемная творческая конференция совета директоров литературных музеев России. Его участники обсуждали различные аспекты музейной деятельности, акцентируя свое внимание на теме «Музей и регион».
 
Естественно, что, обсуждая эти проблемы, совет директоров литературных музеев был буквально обескуражен рассказом своей коллеги К. Зиловой о ликвидации Музея дальневосточной литературы, здание которого сдано в аренду зарубежным коммерческим организациям. Более подробно об этой уникальной истории участники конференции смогли узнать из статьи Татьяны Слепцовой, опубликованной в газете «Приамурские ведомости» за 29 июля 1994 года.
 
Автор статьи провела подробное исследование всех перипетий, связанных со сдачей в аренду старинного здания. Сфокусировав свое внимание на недопустимости фактов разрушения культурных центров во имя коммерции, Т. Слепцова попыталась раскрыть всю нецелесообразность этого акта для бывшего его владельца - краеведческого музея, в состав которого как отдел входит литературный музей. Но в своей статье у нее не была возможности подробно остановиться на характеристике музея, утраченного городом.
 
Открытый в январе 1981 года, Музей дальневосточной литературы был значительным центром культурной и научной жизни Хабаровска. Для его создания сотрудниками литературного отдела краеведческого музея была собрана значительная коллекция ценнейших материалов (40 тысяч единиц хранения), включающая в свой состав рукописи и письма писателей, книга с автографами, мемории, работы известных художников.
 
Создание экспозиции по истории дальневосточной литературы, которая строилась с учетом большого музейного опыта России в этой области, дало возможность развернуть широкую научно-просветительную деятельность. Кроме традиционных экскурсий для различного контингента посетителей, в музее проходят факультативные занятия, встречи с писателями, читательские конференции, литературные чтения.
 
Традиционными стали в музее Арсеньевские, Фадеевские и Комаровские чтения школьников. Прочно утвердились связи музея с институтом культуры и искусства (так, курс «История книги на Дальнем Востоке» включал в себя обязательное посещение музея); с Хабаровским педагогическим институтом, студенты которого в музее посещали факультатив «Писатели Дальнего Востока»; с центром детского туризма и экскурсий и т. д.
 
Какими мерами оценить потерю этих возможностей? Где теперь, скажем, проводить уроки литературного краеведения, при том, что предмет «Краеведение» введен в школьную программу?
 
Музей дальневосточной литературы был единственным историко-литературным музеем на огромной территории и стал для своего региона определенным методическим центром.
 
Совет директоров обсудил ситуацию, сложившуюся в Хабаровске, и считает, что негативные последствия ликвидации Музея дальневосточной литературы для состояния культуры края, особенно для дела воспитании и образования молодого поколения, даже трудно предвидеть.
 
На заключительном заседании конференции 12 августа 1994 года совет директоров принял решение обратиться в редакцию газеты «Приамурские ведомости», поднявшей эту тему, с надеждой, что наше письмо будет опубликовано и администрация Хабаровского края вернет народу уникальный музей.
 
Н. Шахалова, генеральный директор Государственного Литературного музея,
С. Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина,
Е. Богатырев, директор Государственного музея А. С. Пушкина,
Л. Любимова, директор Государственного музея Л. Н. Толстого,
В. Суковатов, генеральный директор Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова,
Л. Морозова, генеральный директор Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова,
Е. Коноплева, генеральный директор Объединенного историко-краеведческого и литературно-мемориального музея г. Таганрога и еще 50 подписей.
 
«Приамурские ведомости», №168, 30.08.1994.
 
«Приамурские ведомости», №168, 30.08.1994 г. (нажмите, чтобы увеличить)
«Приамурские ведомости», №168, 30.08.1994 г.

* * *
 

Народоволец Емельянов сентиментальным не был...


 
Клара Зилова, заведующая литературным отделом Хабаровского краевого краеведческого музея имени Н.И. Гродекова до 2010 г., ныне на пенсии.
Клара Зилова, заведующая литературным отделом Хабаровского краевого краеведческого музея имени Н.И. Гродекова до 2010 г., ныне на пенсии.
Здание Дальневосточного литературного музея сдали в аренду на 99 лет, сдали бездарно, не получив взамен ничего, фактически подарили американцам. И теперь, когда нет ни литературного музея, ни пристройки к краеведческому музею и не найдешь виновных в том, некоторые люди начинают размышлять: «А был ли мальчик?..» В ряде краевых средств массовой информации стали появляться статьи, авторы которых пытаются убедить нас, что музей этот был не нужен вовсе. Но ведь это - заведомая ложь.
 
Идея создания литературного музея в Хабаровске витала в воздухе давно. Предложение открыть литературный отдел было сделано краеведческому музею Министерством культуры РСФСР. Хабаровская писательская организация, В. Александровский в свою очередь выходили с этим предложением к А. Чёрному. Здание было передано краеведческому музею П. Морозовым, бывшим в то время председателем горисполкома, и писательской организации не пришлось ничего отвоевывать.
 
Дом был капитально отремонтирован. После ремонта музей работал 11 лет. За это время здание не стало ветхим, не было оно и в аварийном состоянии, как теперь некоторые говорят, пытаясь нас убедить в необходимости избавления от него. Есть документ, в котором износ здания определен в 26 процентов. Музей был чистый, светлый, сухой и теплый. На экскурсии в музее посетители всегда были без верхней одежды. Вся атмосфера литературного музея располагала людей к раздумью, и они уходили из музея с чувством благодарности к его создателям, о чем и писали в книге отзывов.
 
Музей наш - историко-литературный. Экспозиция, талантливо оформленная художником С. Прудниковым, рассказывала о литературе Дальнего Востока с XVII веха до наших дней. Таких музеев в стране - считанные единицы, и создать его было совсем непросто. Открытию музея предшествовали почти три года работы научных сотрудников Л. Сидоровой, Н. Мадзигон и меня. Последующие 10 лет были годами накопления материала, осмысления собранного.
 
Наши возможности были ограничены и штатным расписанием, и более чем скромной площадью. Это не краеведческий музей, где сотрудников 50 человек, а площадь лишь одного отдела природы больше площади всего литературного музея. Даже бывший Музей комсомольской славы (ныне музей игрушки) имел большее число сотрудников. Тогда их было 20, а теперь 18.
 
Мы же были и являемся отделом краеведческого музея. Такая вот существовала прежде мода - объединять не только колхозы, но и музеи. Журналист О. Новак в «Аргументах и фактах» называет нас филиалом. Это большая разница. И. Стрелкова, заместитель главы администрация края в письме в Министерство культуры России пишет, что мы были музеем, а теперь стали отделом краеведческого музея. Это написано по незнанию. Но суть даже не в этом. А в том, что краеведческий музей не стал для нас матерью, а всегда был мачехой. От нас они имели выгоду, наши сборы увеличивали их фонды, музей получил вторую категорию, а была третья. У нас отобрали ставку рабочего и 0,5 ставки уборщицы, которые нам дало министерство. И сдали в аренду они здание литературного музея опять же для своей выгоды, принесли нас в жертву, чтобы поправить свои дела.
 
Хочу внести и еще одно очень важное уточнение. Директором литературного музея я никогда не была, 11 лет в музее я занимала должность старшего научного сотрудника, а последние 4 года - заведующей литературным отделом. А заведующая отделом несет ответственность только за экспозицию. Она зданиями не торгует. Нет у нее таких полномочий. И подписала я договор под большим давлением.
 
Но вернемся вновь к попыткам некоторых должностных лиц и известных в крае журналистов представить музей развалюхой, общественным туалетом. Это не так. Через 11 лет, естественно, нужно было делать текущий ремонт здания и поменять экспозицию. Что и было сделал. После ремонта пришли оформители и начали готовить оборудование под новую экспозицию.
 
Никакого дела не останавливалось из-за безденежья, не гудели в музее сквозняки, а гудели станки, пилили, строгали; готовили новое оборудование, которое уже начали монтировать. Был разработан и утвержден художественный проект (художник А. Сучков), написаны научная концепция и тематический план экспозиции. Планировалось к концу января открыть новую экспозицию. Но в самый разгар работы оформителей был подписан договор о сдаче в аренду здания литературного музея.
 
В одной из известных краевых газет было написано, что Государственный литературный музей им. Горького оценивает нашу экспозицию как культурно-историческую, а не литературную. Но мне, как специалисту, доподлинно известно, что у стране нет такого музея. Есть Государственный литературный музей, есть музей А. Горького и музей-квартира Горького. Приходится доказывать опытному журналисту краевой газеты очевидное...
 
Дальний Восток, на освоение которого потратило свои силы ни одно поколение русских, своей богатой природой и историей привлекал внимание многих выдающихся людей, в том числе и писателей. О Дальнем Востоке, его проблемах писали Ломоносов, Белинский, Добролюбов, Герцен, создали свои произведения путешественники, исследователи Дальнего Востока Крашенинников, Венюков, Невельской, Головнин, писатели Гончаров, Чехов, Дорошевич, С. Максимов, Гарин-Михайловский, Федоров-Омулевский, Вересаев.
 
В середине XIX века появились своя литераторы. Н. Матвеев-Амурский - глава литературной семьи. Его старший сын - Зотик Николаевич Матвеев - стал первым библиографом Дальнего Востока. Другой сын - Венедикт Март - поэт-футурист. Внучка Матвеева-Амурского - известная поэтесса Новелла Матвеева. Другой внук (сын Венедикта Марта) Иван Елагин - известный американский поэт.
 
Первый поэт Приамурья Л. Волков, погибший в 30 лет, в своих стихах выражал беспокойство о судьбах Дальнего Востока. Путешественник, ученый, писатель В. Арсеньев оставил нам замечательные книги, которые должна знать наша молодежь.
 
Произведения А. Фадеева и А. Гайдара включены в школьные программы. «Амурские сказки» Д. Нагишкина любят и читают не только наши дети, по ним изучают русский язык иностранцы, обучающиеся  в Хабаровском государственном педагогическом университете. Многие приезжавшие на Дальний Восток писатели оставили о  нем  талантливые произведения: М. Пришвин, Р. Фраерман, Вл. Лидии, С. Диковский и другие.
 
В 30-40-е годы родилась литература коренных народов Дальнего Востока. Имена Дж. Кимонко, Г. Ходжера, А. Кымытваль, А. Пассара, В. Санги, Ю. Рытхэу знают у нас в стране и за рубежом. Литературу и язык народов Дальнего Востока и Крайнего Севера серьезно изучают во Франции, в Сорбонне. В Хабаровск приезжала профессор Сорбонны Анна Шаррэн с группой своих студентов. Они посетили наш музей. Все записывали. Японские ученые пересняли у нас в музее все книги коренных народов Дальнего Востока. А нам все это не нужно? Наша молодежь не должна знать этого?
 
Переписку с писателями, Клара Зилова передала в государственный архив Хабаровского края (нажмите, чтобы увеличить)
Переписку с писателями, Клара Зилова передала в государственный архив Хабаровского края

 
У нас были талантливые, замечательные поэты: П. Комаров, С. Смоляков, С. Тельканов, В. Еращенко. В 1993 старейшему писателю Дальнего Востока Bс. Иванову была посвящена всероссийская научно-практическая конференция «Все. Иванов и культура России». Н. Задорнов все свое творчество посвятил истории Дальнего Востока.
 
Есть у нас литература. И прекрасная! А собрание литературного отдела Хабаровского краеведческого музея - уникальное. В этом собрании - книги. Тысячи книг с автографами, редкие издания, письма, документы, рукописи, личные вещи писателей, подлинные фотографии.
 
Приведу несколько примеров. Книга Крашенинникова «Описание земли Камчатки», изданная в Париже в 1768 году и переданная в музей профессором истории из Гонолулу Дж. Стефаном. Книга «Сборник произведений Л. П. Волкова», изданная в Хабаровске в 1902 году, в типографии штаба Приамурского военного округа. Два подлинных письма В. Apсеньева Т. Борисову. Книга Арсеньева «В дебрям Уссурийского края» с дарственной надписью автора Т. Борисову. Фотография Т. Борисова в японском плену в 1905 году. Рукописи П. Комарова, Вс. Иванова, Н. Задорнова и многих других. Дневник, записные книжки, библиотека  Вс. Иванова. Много ручек, пишущие машинки, письменные приборы, мебель и другие вещи. Плакаты, альбомы, открытки, этюды, картины.
 
В собрании литературного отдела - ценнейшие архивы Н. Матвеева-Бодрого, Н Задорнова, Вс. Иванова, И. Чернева, В. Зоркина, Т. Борисова. Все это - наша история, наша культура, наша литература. Нам все это нужно сохранить и воспитывать молодое поколение на своей истории, своей культуре. Сколько могут узнать через литературу и своем крае, о Дальнем Востоке наши дети!
 
Все, кто берется судить литературный отдел, не знаю, что уже 30 лет в крае ведется работа со школьниками по литературному краеведению. Я более 12 лет работала на краевой детской туристической станции. 30 лет назад мы начинал поднимать литературное краеведение. В настоящее время наши сотрудники принимают участие в подготовке и проведении этих мероприятий. Литературные секции конференций прежде всего проводились в здании отдела. Здесь же проходили литературные вечера, встречи с писателями, литературные чтения, лекции-экскурсии с показом фондовых материалов, уроки литературы для школьников, занятия фольклорных и литературно-краеведческих кружков, факультатива по дальневосточной литературе.
 
В настоящее время, в школьные программы введены уроки краеведения. Отдел народного образования выпустил две учебные книги по литературному краеведению для 5-х и 6-х классов (автор Г. Гузенко). Городской отдел народного образования обращался с письмом в комитет по культуре и искусству с просьбой развернуть экспозицию    литературного музея, необходимую для учебного процесса в школах.
 
Литературный музей нужен нашему городу, краю, Дальнему Востоку. И музей этот должен быть самостоятельным, а не отделом краеведческого музея. У него своя специфика, он не вписывается в рамки краеведческого музея, тем более что он - Дальневосточный литературный музей, а краеведческий музей - краевой. Если бы наши власти, руководители заботились о развитии культуры в крае., то давно бы встал вопрос о создании в Хабаровске музеев П. Комарова и В. Арсеньева. Они же поступают совсем наоборот - во вред обществу и культуре края.
 
Все это очень печально. Но народоволец и сотрудник газеты «Приамурские ведомости» Емельянов, купивший дом по ул. Тургенева, 69, вряд ли уронил бы слезу. Дело в том, что он не был сентиментальным человеком, а обладал характером решительным и мужественным и здесь оказался потому, что его осудили и сослали по делу покушения на Александра II. А плакать нужно сегодня нам: над судьбой проданного иностранцам памятника истории и культуры, над тем, как дорого обходятся людям непродуманные действия чиновников, над тем, что у них всегда найдутся свои защитники, готовые умалить их вину.
 
К. Зилова,
заведующая литературным отделом краеведческого музея.
«Приамурские ведомости», №24, 11.02.1995.
* * *
 
Оцифровка «Дебри-ДВ», фонд ДВГНБ-периодика.