Павел Минакир |
|
Как рассказал Александр Левинталь, первый такой документ был разработан почти десять лет назад, и за этот период многое изменилось в экономике, в социальной жизни области. Сейчас предстоит заново оценить потенциал ЕАО и перспективы ее развития.
- В соответствии с реалиями жизни ряд параметров будет пересмотрен, определены приоритеты, - сказал Александр Левинталь на встрече с Павлом Минакиром в Биробиджане. - Основными целями стратегии должны стать улучшение качества жизни населения путем обеспечения устойчивого экономического роста, создание благоприятной деловой среды.
Павел Минакир предложил сделать обсуждение основных направлений развития области широко открытым.
В рамках деятельности рабочей группы по подготовке проекта стратегии будут организованы «круглые столы» с целевыми группами населения: представителями научного мира, специалистами отраслевой направленности и общественностью региона.
По поручению врио губернатора весь необходимый рабочий материал будет предоставлен организации - разработчику стратегии, которая выиграет конкурс. Пока же в течение ближайших двух-трех месяцев будет вестись подготовительная работа.
Проект стратегии социально-экономического развития области до 2030 года должен быть представлен правительству области к 20 декабря 2015 года, затем состоится его обсуждение и утверждение уже в 2016 году.
Напомним, Павел Минакир, как директор Института экономических исследований ДВО РАН еще десять лет назад предлагал для Хабаровского края с помощью карты районирования определить дальнейшее направление развития экономики региона и не тратить впустую общественные ресурсы.
Павел Минакир (справа) на встрече с Александром Левинталем в Биробиджане |
|
- Пока мы смотрим в статистический справочник, - пояснил Павел Минакир, - экономика Дальнего Востока на подъеме, но реально - дело обстоит иначе. Кроме промышленности нам надо развивать другие отрасли и не забывать, что природные ресурсы исчерпаемы.
И в рамках экономической целесообразности, на примере Хабаровского края, были даже необычные предложения: разделить территорию на пять социально-экономических округов (это как нынешние ТОРы - территории опережающего развития), и развивать в этих районов характерные отрасли экономики, а остальные зарезервировать.
Так прерогативой Южного округа с центром в Хабаровске - должна была развитие транспортной инфраструктуры и телекоммуникаций, а в обозримом будущем - рост финансово-кредитной сферы, медицинских услуг, гостиничного и ресторанного бизнеса, розничной и оптовой торговли, услуг делового сервиса.
В Центральном округе с Комсомольском-на-Амуре - стратегические ориентиры направлены на машиностроение, черную и цветную металлургию.
Будущее Восточного округа, куда должны были войти два порта: Ванино и Советская Гавань - связано с превращением их в один из крупнейших на Дальнем Востоке транспортный центр, развитием обслуживающих производств в судостроении и судоремонте, сфере делового сервиса. В традиционной для этих районов - лесной отрасли - главная задача определена в повышении конкурентоспособности производимой продукции и расширении ее ассортимента.
Северный округ с центром в Николаевске-на-Амуре, как и Западный - с центром в Чегдомыне - должны были составить резервные территории, и будут осваиваться вахтовым методом.
Никто тогда к Павлу Минакиру не прислушался. Прошло десять лет, и вот вместо «минакирских» округов у нас появились «трутневские» ТОРы. Значит, мы пока отстаем на те самые десять лет!
Между тем
Нужен буфер…
Павел Минакир недавно в интервью журналистам предложил, что именно сейчас нужно вернуться назад, к его идеи, предложенной еще в 2005 году, к так называемой концепции «приграничных дуг новой индустриализации».
По мнению экономиста, чтобы дать импульс развитию экономики Дальнего Востока, не надо выдумывать новых форм и методов, надо посмотреть, как работает в этом направлении Китай, и перенять их модель развития.
Так, лесо- и нефтеперерабатывающие производства работают в Китае вдоль российской границы, тем самым, китайцы создали на своей территории некую «контактную зону», которая является буфером в экспорте и импорте товаров и услуг.
Эксперты обращают внимание, что подобную экономическую контактную зону с сопредельными экономиками стран Северо-Восточной Азии (СВА) можно сформировать вдоль границы на нашей территории. Эта контактная зона сможет опираться на крупные промышленные предприятия: в Благовещенске, в Хабаровске, в Комсомольске-на-Амуре, в Уссурийске, во Владивостоке и в Находке. Именно здесь должен быть создан своеобразный фильтр, который будет поставлен на пути сырьевых, транспортных и энергетических потоков, обеспечивая производство добавленной стоимости, повышение доходности региона.
Другое дело, что в контактную зону с сопредельными странами надо привлекать частный бизнес. Но как?
Южный широтный пояс |
|
Северный широтный пояс |
|
Экономисты выделяют пока два широтных пояса экономического развития, которые потенциально привлекательны для частных инвесторов.
Первый из них: южный широтный пояс экономического развития, который идет вдоль Транссибирской магистрали. Здесь наряду с крупнейшими городами сосредоточены центры обрабатывающей промышленности. Формирование и развитие второго пояса - северного широтного экономического пояса, возможно посредством создания в нем производственно-транспортных (инфраструктурных) зон (ИПТЗ). Формирование этого пояса должно опираться на сырьевые ресурсы.
В качестве пилотных проектов, на форуме были предложены: Нижнеангарская зона в Красноярском крае, Южно-Якутская зона в Республике Саха (Якутия) и Ванинско-Совгаванская зона в Хабаровском крае.
Перспективы Южно-Якутской зоны связаны с замещением вырабатываемого нерюнгринского угля - эльгинским, путем строительства Эльгинского разреза и последующим экспортом его через порт Ванино. Ванинско-Сонгаванская зона, будучи выгодным промышленно-транспортным узлом имеет преимущества перед другими портами Дальнего Востока в связи с прямым выходом на две независимые железнодорожные магистрали - Транссибирскую и Байкало-Амурскую. Транспортировка грузов по БАМу позволяет сократить маршрут почти на 700 километров, что дает экономию времени и транспортных издержек.
Интерес к Ванинско-Совгаванской зоне уже проявляют крупные российские корпорации как «СУЭК», «Евразфинанс», «Базовый элемент», «Покровский ГОК», а также иностранные компании, связанные с лесо- и рыбопереработкой, алюминиевым бизнесом. С учетом развития нефтяного порта в Де-Кастри и сахалинских проектов на побережье Хабаровского края, видно, что здесь формируется достаточно мощная прибрежная экономическая зона.
Что касается Северо-Читинской зоны, то там сосредоточены крупные запасы нефти, полиметаллов, а также урана. В рассматриваемой перспективе предполагается разработка Талаканского месторождения нефти и строительство нефтеперерабатывающего завода. В освоении рудных месторождений (Удоканские медные руды и Чинейское месторождение ванадийсодержащих титано-магнетитовых руд) заинтересованы Уральская горно-металлургическая компания и «Базовый элемент».
Лидирующие позиции этих компаний сырьевого сектора связаны с отраслевой структурой промышленности, которая станет базой для формирования еще одной формы экономического развития - кластеров (объединенных по родственным признакам зон), ориентированных на законченный цикл - «добыча-переработка».
Потенциальные возможности такого развития наиболее перспективны в Хабаровском и Приморском краях с развитой производственной и социальной инфраструктурой, наличием предприятий машиностроения и металлообработки. А имеющиеся технологические возможности машиностроения позволяют обеспечивать потребности компаний нефтяной и газовой промышленности Сахалина в освоении запасов углеводородного сырья континентального шельфа, алмазодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия), золотодобывающей - Магадана, Чукотки и Амурской области, рыбной - Камчатки, Сахалина, Приморья.
Именно эти мероприятия позволят уйти от преимущественно односторонней - сырьевой специализации Дальнего Востока, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.